Когда речь идёт об архитектуре, во главу угла нужно ставить не только – а может, и не столько – стилистическое единство, а прежде всего профессионализм. Он – непреходящая ценность, в отличие от меняющегося как мода стиля, и тем более – подделок под него. Об этом профессор МАРХИ и СевГУ, архитектуровед Елена Борисовна Овсянникова говорит после лекции Вольфа Прикса в Севастопольском госуниверситете.
Архитектор Елена Овсянникова, профессор МАрхИ и СевГУ.
Заподозрить Елену Борисовну в недостаточно трепетном отношении к архитектуре Севастополя не повернётся язык у самого большого злословца. Она всегда честна, последовательна и принципиальна, а ее знание исторического облика Севастополя – точно и детально.
Её мнение по поводу решения Coop HIMMELB(l)AU на мысе Хрустальном сначала удивило, потом – заставило посмотреть на архитектуру проекта под другим углом.
– Кластер на Хрустальном не мил многим севастопольцам уже потому, что он не парк, и это очень понятно. Но есть другая серьезная претензия – к стилю. Агрессия по отношению к окружающей среде изначально заложена в идеологию деконструктивизма. Но допустимо ли это в центральной части Севастополя – ведь она создавалась в едином классическом стиле?
– Я думаю, что Севастополь – это архитектура абсолютно всех исторических периодов. Главное, чтобы все новые здания были на своем месте и удачно вписывались в контекст, не пародируя его. Сделать на уровне предшественников – не получается, и поэтому я против арок и балясин, колоннад из пенополистирола и вообще ретро стилистических деталей, хотя это элементы классицизма. Они кажутся многим обязательными, но никак не украшают город.
Я лично конфликта и проблемы в архитектуре нового оперного театра не вижу. Много знаковых севастопольских зданий – это модернизм. Кстати, среди тех, кто создал «классический Севастополь», есть архитекторы, знаменитые как модернисты.
– Где модернизм в центре Севастополя?
– Даже на мысе Хрустальном. Белый обелиск – это модернизм в чистом виде. Гостиница «Украина» (кстати, более чем тактично сделанная Брауде-старшим), Центральный рынок-пассаж Адольфа Шеффера. И, кстати, мемориал защитникам Севастополя на площади Нахимова – модернизм.
Само здание СевГУ, в котором мы находимся, это тоже модернистский, очень модный в свое время «трилистник».
Лучшим образцом была университетская библиотека, которую здесь не смогли сохранить, а, наоборот, разрушили, вот это жаль.
Внутри библиотеки до её разрушения. Фото: sevsu.ru.
В большем радиусе это Триумфальная арка на Сапун-горе, кинотеатр «Россия», морской колледж, знак въезда с золотой звездой на ялтинской трассе – это советский модернизм.
Кстати, знак – работы Артюхова, заместителя главного архитектора Севастополя с 1945 года до самой гибели в 1978 году. Артюхов занимался всей детальной планировкой центра Севастополя и его окраинами и проводил в жизнь все строительство в духе классицизма. Он боролся против типового проектирования периода хрущёвской оттепели 1960-х годов применительно к южным городам и Севастополю и написал статью «Типовой проект не икона», но он понимал, что прошлое не воротить.
Поэтому я не вижу, вообще говоря, проблемы в сочетании хороших архитектурных объектов даже разных периодов. Если это поставлено в нужное место, если это сделано тактично по отношению к силуэту города, к морскому фасаду…
– Разве на Хрустальном – тактично?
– Если говорить о том театре, который предлагает Вольф Прикс, он гораздо изящнее и профессиональней сделан, чем все, что предлагали участники закрытого конкурса на эту тему. Он наиболее обтекаем по формам, в отличие от российских проектов. Все остальные предлагали рубленые формы, абсолютно чужеродные.
Здесь нужен был бренд, и этот бренд, грубо говоря, купили. Устроители выбрали то, что уже общепризнано. Ведь этот проект не является сверхноваторским для самого Прикса. Это весьма традиционная для него вещь, и я думаю, что это проверено временем.
Мне больше всего в этом театре нравится, что он очень плавно входит в пространство, он как бегущий по волнам корабль. Он невысокий и не будет давать диссонанс в силуэте города. Это будет высокотехнологичная архитектура, качественно выстроенная.
– То есть диссонанс кажущийся?
– Я не вижу никакого особого диссонанса, тем более что Прикс подчеркнул Матроса и Солдата – он пошел на контраст, сделав театр фоном для этих двух натуралистических фигур. Он создал для них соответствующий плавающий фон, и лучше нельзя было вообще придумать.
Представьте себе этот монумент из двух летящих вперед фигур на фоне статичных ретроспективных колоннад – это выглядело бы гораздо хуже. Я просто уверена, что это бы не сработало как архитектурная композиция.
А теперь динамика памятника, как правильно сказал Прикс, будет поддержана динамичными формами театра и музея.
– Памятник не станет от этого маленьким?
– Театр тоже не очень большой. По пятну застройки – я вообще удивляюсь, как там удалось всё разместить. А вот немасштабность Солдата и Матроса вблизи меня лично всегда смущала. Когда рядом находишься или едешь в машине, он кажется слишком крупным, теперь же появится соразмерность.
Ну а доминанта мыса Хрустального на самом деле вовсе не Солдат и Матрос, а Белый обелиск! Я его больше всего ценю на мысе Хрустальном. Но сейчас с ним беда – вы и сами знаете, какая там помойка. Просто стыд и позор для города, и все молчат, никаких обсуждений…
Фото: Артур Чирков / Виртуальный Севастополь.
А Белый обелиск и архитектура Coop HIMMELB(l)AU в виде белых облаков – думаю, это хорошо будет.
– То есть вам в той части проекта, что уже презентована, всё нравится?
– Во-первых, презентовано не всё. И музейный комплекс, который показан на этой неделе, я вижу в первый раз. На мой взгляд, он крупноват по силуэту и сбивает единственный сильный акцент в виде театра. Я бы этот музей делала ниже. Но очень мало места, отведенного для всех зданий.
– Владимир Нечаев сравнил этот проект с Эйфелевой башней, которую парижане сначала очень не любили. Как вы считаете, смогут ли те, кто сейчас настроен критично, позже изменить взгляд на кластер? От чего это зависит?
– Эйфелева башня гораздо резче повлияла на образ Парижа, в котором тогда не было высотных зданий. А театр и музей ниже коммерческой застройки, которая уже есть на Хрустальном.
Я люблю и уважаю местных жителей так же, как люблю и уважаю этот город. Однако отвергать эту историю только потому, что это сделал «чужак», всё же неверно. Думаю, надо довериться архитекторам, потому что стилистические предпочтения меняются, как мода, а профессионализм – это непреходящая ценность.
Беседовала Светлана Косинова
Обсуждение (65)
Надо не с поектом бороться , а с криминальной застройкой и вырубкой. Бедный иностранец куда он приехал.....
Уже и ёжикам ясно,что красоту города уничтожают унитазами и крышками к ним.Деньгу,однако,деелать надо.
Стерпится, слюбится. остается на это надеяться. Но если визуально на макете здание тетра еще можно полюбить, то задание музея что то никак!!!
Я не специалист в архитектуре. Но вот просто не к душе. Не нравится. Вон Москва-Сити тоже восторкаются, фаллосом Газпрома на Лахте. А мне просто не нравится.
Вот. Мне тоже проект понравился, но я столько умных слов об архитектуре не знаю, как госпожа Овсянникова, но сердце не обманешь.)
На мой взгляд, зря народ злится, хорошо по итогу получится.
Там больше всего диссонируют эти чудовища с синими стеклами от г-на лебедева и камо, если не ошибаюсь.
Буду надеяться что у этих "архитекторов-устроителей" все будет как обычно, через .опу, и сползет сия хренотень (по другому не назову) в море, и добрая черноморская пучина поглотит ее...
А мне нравится.
Зачем как детей малых теперь убеждать, что это должно нравиться?) Я не именно про героиню статьи, а про тенденцию. Уже все порешали, и нас не спросили. Дело конечно же не в том, что чужак строит, и не в стиле, хотя этот стиль преходящ в отличие от классицизма. Ладно, само здание вкусовщина. Ну не к месту оно там и все, ну некрасиво когда на небольшом пространстве какое-то феереичное нагромождение всякого разного. И я пожалуй прекращаю читать новости на эту тему, целее нервы будут.
скорее, как ползущая по земле змея
"Он невысокий и не будет давать диссонанс в силуэте города"
И это мнение архитектуроведа?Высота театра по проекту -70 метров над уровнем моря,а высота Монумента Солдату и Матросу -55,т.е. Монумент преврашается в придомовую скульптуру театра.И почему Е.Овсянникова выбирает,на каком фоне Монумент будет смотреться лучше? Выбирает меньшее из зол?А почему вместо музея защитников Севастополя 1941-42г.г. влепили "фон"? Был бы 2-х этажный музей - не пришлось бы думать о фоне.
"Поэтому я не вижу, вообще говоря, проблемы в сочетании хороших архитектурных объектов даже разных периодов. Если это поставлено в нужное место, если это сделано тактично по отношению к силуэту города, к морскому фасаду"…
В том-то и дело,что монстр в виде головы рептилии поставлен на чужом месте,бестактно по отношению к силуэту города,высотность которого должна возрастать плавно по мере удаления от моря,а не грубо вторгаться своей громадой со всей дури у самого моря,нарушая морской фасад и убивая панорамное раскрытие с моря на мыс Хрустальный,которое охраняется федеральным законом "Об объектах культурного наследия" в части сохранения исторических поселений.
На Хрустальном тупо намерены лепить модерн,диссонирующий с архитектурой исторического центра.Неважно,что она не нравится Е.Овсянниковой.Это ее личное дело.Важно,что она нравится севастопольским архитекторам и большинству граждан.Недаром здания Центрального городского кольца внесены в реестр в качестве ОКН.
В Севастополе работает Союз архитекторов Севастополя,мнением которого никто не поинтересовался,потому что на кону распил больших денег и не дай Боже этому распилу кто-нибудь помешает!Поэтому озвучиваются только "одобрямсы".Подло и цинично.
Архитектуровед лукавит: Так вся "композиция", если можно так выразиться, будет выглядеть только с одного ракурса - со стороны моря, как на картинке показано. А кто оттуда смотреть-то будет? А вы картинку-то разверните - со стороны города Солдат и Матрос будут просто закрыты этими двумя махинами. И если раньше памятник не было видно только со стороны Артбухты из-за "унитазов", то теперь его не будет видно и из любой другой точки.
Опубликовано по просьбе архитектора Григорьянца Г.С.:
"Мыс Хрустальный (в траурной рамке).
Начиная с 90-х, было проведено 4 архитектурных конкурса, потому как до 1956 года при реконструкции и восстановлении города руки до него не дошли.
Где-то в начале 70-х построили здание ГИДРОФИЗа, кстати, первый пример неудачного решения в историческую архитектуру центра Севастополя. Затем появился обелиск Штык и Парус и как завершение мемориального ансамбля - Солдат и Матрос с музеем ВОВ 1941-45гг. Я помню публичную дискуссию в конце 80-х горожан и ветеранов по поводу неудачного решения огромной скульптурной композиции Солдат и Матрос. И действительно, своим масштабом эта плакатная скульптурная композиция подавила наш уютный 3-х этажный центр.
Но время шло, и наша городская власть никак не могла принять решение по поводу мемориала, отсюда бесконечные конкурсы. Последний всероссийский состоялся пару лет назад, где по условиям жюри было принято мудрое решение: на базе 6-ти премированных проектов будет создаваться единый.
Но этого не произошло. Вопреки здравому смыслу, воле горожан и архитектурного сообщества пригласили группу архитекторов из Австрии, отпетых деконструктивистов, для которых мнение горожан, традиции места, истории ничего не значат. Их задача создавать вопреки, это некий раздражитель общества. Все, что они создают, - против гармонии, ансамблевости и традиций. Я допускаю это искусство в новейших городах, где нет большой истории, где огромные просторы для творчества, даже спорного. История показывает – там, где деконструктивизм, там проблемы в обществе. И даже ссылаемый Приксом Рим ведь отверг сооружение их идола - Захи Хадид в центре, и ей удалось уже на окраине создать нечто подобное, но уже урезанном в 5 раз. Нет, не любят европейцы в своих исторических городах все, что диссонирует в их исторической среде. И даже известный центр Помпиду - пример того, как вероломно втюхивают чудовище в историческую среду Парижа.
Меня также раздражает наставнический тон самого Прикса, будто мы - завоеванный народ, и "пипл все схавает". Он не допускает даже ошибки в своем творчестве, тиражируя своих монстров по всему миру. Но меня еще больше удивляет наше приезжее "ВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО", для которых этот город так и не стал своим. Ну ладно Правительство, а тут еще и поддакивает Университет, в котором обучаются студенты, наше архитектурное будущее. Если так будет продолжаться, то мы превратимся в белых туземцев, которым ставят на вид, постоянно поучают и проводят бессмысленные и заорганизованные советы. Кстати, на последнем совете с Приксом я ждал 15 минут. Никто не говорит в чем дело, почему запаздывают гости и руководство города, и я вышел из зала. Это еще раз говорит о пренебрежении к обществу, к членам совета. Кстати, Прикс так и сказал, что мы, дескать, не всё ещё понимаем в передовой архитектуре, надо привыкать к великому.
Таким образом, мы неведомыми силами теряем один из важнейших видовых узлов центра, застройка которого своими масштабами и чуждой архитектурой вместе с голубыми существующими «унитазами» создает монстра, поглощающего наш любимый, достойный поклонения город".
Представляете, в Керчи до сих пор есть Сильпо украинское, у нас какое то 7М, а на материк Магнит. Как это относится к культурному кластеру? Напрямую...это называется что в стране вертикаль власти только для того, что бы эту власть не потерять, а в остальном кто в лес, кто по дрова. Сегодня культурный кластер не вписывается в архитектуру, а завтра вроде как тенденция моды поменялась. Так и живём, вроде сегодня также как вчера, а если вспомнить то что имели 30 лет назад, то понимаешь как постепенно мы падаем в пропасть.
"я бы сделала"....автор не понимает высоту театра в 75 метров.! Её любимая мечта, мечта импотента, потухнет, вонзившись в яйцо театра. Или зто такой символизм новый модерновый для Севастополя- Альфа и Омега, начало и конец, Ийе и Хава?
Дожили...героику защиты города сменили на символику секса...МОДЕРНИСТЫ!
Бедные, бедные студенты...растёкшуюся бесформенную слизь Прикса сделать фоном для монумента?! Это ж надо так извернуться?
Предложения россиян, увы, оказались более грузными и не вписывались в Хрустальный, говорит Елена Овсянникова.(с)
Это ещё одно подтверждение, что всей этой лабуде на Хрустальном не место. Меня очень удивляет извращенное понимание выполнения поручений президента. Черным по белому написано - проработать, представить предложения, срок обычно 2-3 месяца, но уже через пару дней загоняют строительную технику и начинается вакханалия. Господа, временно управляющие страной, каким образом вы собираетесь заставлять нас уважать закон? Либо покажите пример, либо иного пути, как беззаконное насилие, у вас нет.
Кстати, по меткому замечанию художника архитектурной пластики Виктора Андреевича Чижова - проект, победивший на указанном закрытом конкурсе 1980 года, как раз и был в виде Эйфелевой башни!
Только - адаптированный к нашим морским ветрам, на боку, эргономично к ветрам, по касательной.
Его витражи до сих пор не устарели, смотрелись бы модерново и по истечении 40 лет.
(Лукавит архивед - не было в проекте в том коллонад и балюстрад!)...как говорит мой учитель - "сделай лучше -тогда критикуй!"...одна болтология беспредметная.
Смысл жизни потерян!: "Против лома нет ..." Рассуждать на FP можно много, но бесполезно. Понятно, даже сверхпартийному ёжику, который ради своего и семейного сохранения исполнит любой антинародный, в том числе и антиархитектурный, олигархический заказ.
Уже пол-здания построено на сегодняшний день...Всё...Не портите себе настроение и нервы...А с тех кто всё это затеял из-под тишка (губернатор, администрация , депутаты ЗАКСа ) следует спросить : как так получилось ...Дабы впредь такие делишки не делали скрытно от народа...
https://ru.wikipedia.org/wiki/%
D0%9E%D0%B2%D1%81%D
1%8F%D0%BD%D0%BD%D0
%B8%D0%BA%D0%BE%D0%
B2%D0%B0,_%D0%95%D0%BB
%D0%B5%D0%BD%D0%B0_%
D0%91%D0%BE%D1%80%D0%
B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%
D0%BD%D0%B0
Скажите, а где ещё можно поискать свидетельства трепетного отношения уважаемой Елены Борисовны к архитектуре Севастополя? А то обвинять уже запретили, а почему - непонятно
Я уже высказывал своё мнение по поводу художественной ценности и совместимости данного проекта с общим архитектурным обликом, его все комментаторы знают. Но очень приятно было ознакомиться с взвешенным и аргументированным мнением неравнодушного и понимающего человека, которое к тому же совпадает с моим.
Особенно ценно было сравнить изложение и аргументацию госпожи Овсянниковой с господином Григорьянцем и господином Strelec (пишу с большой буквы, т.к. это единственное его Имя, которое мне знакомо).
Овсянникова пытается аргументировать, взывая к рациональным критериям.
Во-первых, Овсянникова обращает внимание, что в городе полно объектов, созданных в стилистике, аналогичной театру, она называет эти объекты, и сложно не согласиться, что они имеют стиль, отличающийся от классического стиля центра города. Могу добавить, что многие из перечисленных ею "модернистких" объектов, вызывали в своё время ожесточённые споры об их уместности (включая памятник Обороне Севастополя на пл. Нахимова). А теперь некоторые из них (Штык и Парус, Солдат и Матрос) горожане яростно защищают от посягательств нового строительства.
Во-вторых, Овсянникова напоминает, что город строился в течение долгого времени, и его районы имеют разные стили застройки. Поэтому попытка ПОВТОРИТЬ старые архитектурные традиции на новом месте и в новых условиях не только не обречены на обязательный успех, но и имеют большие шансы вызвать смех и недоумение.
В-третьих, Овсянникова пытается рационально разобраться с актуальными пропорциями, видами и т.п. в своей аргументации. Её аргументы ПРОВЕРЯЕМЫ. В т.ч. очевидно, что Солдат и Матрос никак не являются доминантой м. Хрустальный с любой видовой площадки.
Вот тут видно, что доминирует, когда видно оба памятника:
А вот тут видно, что доминирует при взгляде из центра города:
Т.е. она - права, и памятник Солдату и Матросу не украшает территорию, не вписывается в пространство так хорошо, чтобы это "вписание" необходимо было защищать от изменений. Заодно видно, что вид на мыс из центра не изменится после строительства концертного зала и музея.
А вот Григорьянц, что для меня крайне удивительно, аргументирует свою позицию "против" исключительно эмоциональными иррациональными аргументами: "Все, что они создают, - против гармонии, ансамблевости и традиций", "Вопреки здравому смыслу, воле горожан и архитектурного сообщества пригласили группу архитекторов из Австрии, отпетых деконструктивистов, для которых мнение горожан, традиции места, истории ничего не значат", "Меня также раздражает наставнический тон самого Прикса" и т.д.
Похожий подход у Strelec. "И это мнение архитектуроведа? Высота театра по проекту -70 метров над уровнем моря,а высота Монумента Солдату и Матросу -55, т.е. Монумент преврашается в придомовую скульптуру театра. И почему Е.Овсянникова выбирает,на каком фоне Монумент будет смотреться лучше?", "монстр в виде головы рептилии поставлен на чужом месте, бестактно по отношению к силуэту города, высотность которого должна возрастать плавно по мере удаления от моря,а не грубо вторгаться своей громадой со всей дури у самого моря,нарушая морской фасад и убивая панорманое раскрытие с моря на мыс Хрустальный", "На Хрустальном тупо намерены лепить модерн,диссонирующий с архитектурой исторического центра" и прочее в том же духе.
Уважаемые "аргументаторы", напирание на эмоции и на "все так думают", "народ так решил", прямая и завуалированная брань оппонента и его решений - это НЕ АРГУМЕНТЫ от слова совсем! Неудивительно, что правительство не слышит ваше мнение! Кто будет слушать чистые эмоции и ругань?! Притом, что проект, наверное, далеко не идеален для Севастополя, раз столько споров вокруг, и то, что власть игнорирует "глас народа", ещё аукнется городу и жителям, но нельзя этот "глас" дескридетировать!
статья с высказываними уважаемой однофамилицы г-ра хулигана,сразу плохие ассоциации,начну с больного,ежедневного взгляда на развалины общежития и библиотеки СПИ.Вот что она говорит "Лучшим образцом была университетская библиотека, которую здесь не смогли сохранить, а, наоборот, разрушили, вот это жаль." То есть жаль и всё?Какие то гопники были допущены до ремонта зданий СПИ,и как сообщали в сети,снесли несущие конструкции здания библиотеки и теперь будет снос? Хочется крови ,т.е ответсвенности должностных лиц.А тут ну жаль.....
Так у них со всем,попробывали не получилось, белый штык парус на белом фоне(потеряется имхо)-"Но сейчас с ним беда – вы и сами знаете, какая там помойка. Просто стыд и позор для города, и все молчат, никаких обсуждений…"- т.е если структуры Правительства не в состоянии обеспечить чистоту и порядок,граждане должны устроить обсуждение?У меня нет полномочий,они у Горлова или кто там на очистку поставлен.Что обсуждать?
ну и так далее,тьфу
to Алекс Бывший:
Т.е. эмоции помешали вам заметить приводимые конкретные аргументы ?! Например,что высота монстра на 15 метров выше Монумента Солдату и Матросу.Нравится он вам или нет,но Монумент задуман,как составная часть Мемориала защитников Севастополя 1941-42г.г.,включающего в себя еще музей защитников Севастополя и обелиск Штык и парус.Вот только историческая составляюшая,похоже не интересна ни вам,ни Е.Овсянниковой.Поэтому у нас зашкаливают эмоции из-за хамского,наплевательского отношения к памяти защитников Севастополя и уродования исторического центра высотной застройкой,а вы холодно несете пургу, утверждая,что архитектура может быть разной.Мыс Хрустальный относится к историческому центру исторического поселения со сложившейся исторической архитектурой,которая охраняется федеральным законом "Об объектах культурного наследия" в части охраны исторических поселений.
В Приказе Минкультуры "О включении города Севастополя в перечень исторических поселений федерального значения" высотность застройки исторического поселения ограничена 2-3-4 этажами и установлено постепенное увеличение высоты строений по мере удаления от моря.Куда уже конкретнее излагать! Однако,пофигисты законодательства,похоже,необучаемы и тупо навязывают свое дурновкусие окружающим.
Что касается Григорьянца,то он - профессиональный архитектор,в отличие от вас.И в Союзе архитекторов Севастополя много профессиональных архитекторов.Вот они и должны были рассматривать проект и выносить вердикт .
Такое хамское отношение к мнению даже севастопольских архитекторов убеждает в материальной заинтересованности крышевателей проекта.
А вот "Голубые унитазы", как были дермом в архитектурном историческом ансамбле Севастополя, так и будут оставться дерьмом, пока их волевой рукой "сверху" не снесут. Остается только ждать.
Ну наконец-то объективное и профессиональное мнение на фоне стаи лающих голов! Внушает осторожный оптимизм)!)
Скажу проще - как ни гляну на рендеринг творений прикса, то кроме кучи говна ничего не вижу. Вопрос - зачем "архитектор" насрал рядом с памятником солдату и матросу??? Вернее пытается?
Комплекс студгородка, "Россию", морской колледж, знак въезда с золотой звездой не в центр города тулили. Вот там, возле студгородка и строили бы свой ёперный театр - он отлично воспарил бы над Стрелецкой бухтой. А ёперные общаги вошли бы в комплекс студгородка (студенты-технари только порадовалисьбы соседству студенток-балерин ).
Кстати, я, может, и смирился бы с белым рептилоидом (в отличие от синих унитазов) даже на Хрустальном. Если бы не прилагающиеся к нему (почему-то в обязательном порядке) высотные общаги. И не уничтоженные ради них памятники истории. Этого не прощу НИКОГДА.
Печаль, когда такие вот "архитекторы" подбирают объекты по принципу кубик к кубику. При этом напрочь забывают, что именно основное в композиции, для чего строят, где, в каком месте и городе. Приксу с Овсянниковой прямая дорога в новые сибирские города. А наш пускай оставят в покое!
to strelec:
Вы хотите победить в этой борьбе за реализацию Вашего видения застройки м. Хрустального (вернее, территории за ним)?! Тогда, извините за грубость, засуньте свои эмоции туда, где им место, и не высказывайте по данному делу. А взамен достаньте серьёзные аргументы, материальную часть, терпение и работоспособность!
По существу.
1. Про высоты Вы передёргиваете. Вот картинка с ФП двухдневной давности:
Вы не замечаете некоторого несоответствия с Вашей информацией?
2. Взаимное расположение памятника, будущего концертного зала и Обелиска в честь города-героя таково, что "монстр" не виден с большинства обзорных точек города, а там, где виден (прежде всего, Северная сторона), не закрывает памятник, а выделяет его на белом фоне. Т.о. разговоры о видовой несовместимости, как минимум, спорны. Правда, он закрывает памятник со стороны Гагаринского района и Херсонеса, но я не уверен, что это - недостаток, т.к. оттуда памятник всё равно не смотрелся.
3. Хотите ли Вы или нет, но комплекса Мемориала защитникам Севастополя в том виде, как это было задумано при СССР, уже не будет. И не в последнюю очередь потому, что горожанам не понравился проект. Поэтому существующий в отрыве от комплекса Мемориала памятник Солдату и Матросу, появившийся исключительно благодаря пиару Куницына, достаточно спорен и с художественной, и с мемориальной точки зрения.
4. Периодически обсуждается тезис, что строительство уничтожило постройки 19 века. Это - правда. Но не вся. Постройки были уничтожены после Крымской войны, добиты после Великой Отечественной войны, и планировалось их окончательно сравнять с землёй при строительстве того самого Мемориала, за который все тут пекутся. Что изменилось для этих построек, если Мемориал несколько уменьшили, но добавили концертный зал? И что дОлжно было сделать с этими руинами по Вашем мнению?
5. Постановление (или Приказ?) Минкультуры не выполнен де-факто, попытка теперь его соблюдать "там где ещё возможно" приведёт только к коррупции и эклектике вокруг центра города. Как бы не хаяли "голубые унитазы", но теперь рядом с ними 3-этажные здания "классической" архитектуры на месте Гидрофиза (кстати, 5-этажного) будут смотреться, мягко говоря, нелепо. Будем сносить все дома, не вписывающиеся в постановление Минкульта? Кстати, концертный зал, если в нем запланировано 4 или меньше этажей над землёй, под снос не попадёт... Лично мне нравится наш центр города, построенный в 50-е годы, но я совершенно не согласен привести всю территорию города к аналогичному архитектурному стилю. Хотя бы потому, что он не отвечает современным требованиям к городским коммуникациям (попробуйте представить пр. Нахимова как он есть, но с 6 полосами движения вместо 3, как сейчас, и с парковками возле магазинов, обеспечивающими всех посетителей этих магазинов! Уверяю, эти функциональные элементы эстетически мало совместимы с 3-этажными зданиями с колоннами и портиками!).
6. Григорьянц - профессиональный архитектор. Лицо материально и морально заинтересованное в продвижении определённых, прежде всего, локального авторства проектов. При этом, он ещё и приверженец и специалист определённого архитектурного течения (условно называемого "классицизм"). Поэтому в данном конкретном вопросе его мнение ничем не ценнее мнения Овсянниковой или даже нашего с Вами. В конце-концов, неизвестно, кто будет дольше созерцать обновлённый облик мыса: я, Вы или он.
7. (Главное!) По факту, нет ни одного альтернативного проекта освоения этой территории. Даже конкурс, о котором упоминалось в комментариях, в т.ч. Григорьянцем, не выявил один проект, который можно было бы реализовать без серьёзных доработок. Т.е. альтернатива текущему проекту с музеем, концертным залом, парком и памятником - отдельно стоящий на пустыре памятник, окружённый безликой серой плиткой с грязно-бордовыми полосами. Эта альтернатива - лет на 10, минимум, если вот прямо сейчас общественность города и депутаты озаботятся пробиванием альтернативного проекта, который всех устраивает. А через 10 лет - вряд ли Григорьянц сможет даже высказать своё несогласие с новым проектом, не говоря уже о том, что есть ненулевые шансы, что средств на любые масштабные проекты у города уже не будет, и пустырь поселится там на долгие-долгие годы.
Называть огурцами кольца и унитазами здания это не от великого ума конечно. Ну селюкам простительно, они этих ваших университетов не окнчали. Что касается "унитаза" - вполне органично вписавшееся здание, особенно на фоне той дичи что творят заезжие так и вовсе верх архитектуры.
to Почему?: Забирайте и в Москву,там лучше будет смотреться. Уже заказные пошли от специалистов,не знают под каким соусом пропихнуть уродцы в городе. И при этом еще убедить местных жителей ,что они отсталые туземцы и некомпетентны в архитектуре!!! Тельца из золота пусть не забудут впихнуть между этими" прекрасными " зданиями! Чтоб все понаехавшие могли уже не прятаться и начать открыто поклоны отбивать своему кумиру!
to partizzan76: 1000%
Стыдно за все то, что нагородила эта дама от архитектуры. Налицо очередное впаривание, оправдание и обеление хамских оккупационных строительно-девелоперских идей, умышленное предательское соглашательство, подминание здравого смысла, сложившихся традиций и ценностей безвкусицей и неуместностями. Тьфу, противно-то как!
С 1991 года в городе по пальцам можно пересчитать стильные, правильно вписаные здания. На памяти только Дом Москвы. Построен и вписан идеально. То есть могут, если захотят! Всё остальное жуткая бесвкусица, замешанная на жажде наживы. Или распила казны. Капитализм.
Положа руку на сердце... У господина Прикса замечательный проект. Однако не в то время, а главное не в том месте!!!!!!! На мой вкус и цвет, я бы убрал все шалманы, унитазы... И сделал бы ПАРК!!!!!!
Я уверен, что после окончания строительства, большинство "страдальцев-фсёпропало" ноющих по поводу и без, и в избытке обитающих на FP в комментариях к любой статье, изменят своё мнение и будут восхищаться - ах, ах, а мы и не думали. Ну публика такая, что поделать. уже не вылечишь
Предлагаю матроса и штык перенести на 35 батарею а апартамены надстроть ресторанами для изящества
to zitramon:
Почему-то "голубыми унитазами" никто из "страдальцев" не восхищается. Севастополем должны управлять Севастопольцы, исключенные настоящей властью из принятия решений. Думаю конец этому будет положен с приходом Адмирал-Губернатора Александра Витко.
to Lesana: А вас что, раньше когда-то спрашивали по поводу генплана или архитектурного облика города? Да не смешите ради бога, вас уведомляли о том что и где будет возведено или установлено.
Если снести унитазы, то в остальном мне весь комплекс на Хрустальном нравится. Ничего хуже этих "архитегктурных шедевров" просто и придумать нельзя.
Наконец-то можно узнать взвешенное и профессиональное мнение.Браво,Овсянникова!
Вы что-то знаете?
to Алексей Макушин:
А чем Витко лучше остальных? Да и с Севастополем его связывает только учёба в Нахимке и командование ЧФ. Что он полезного для города сделал? А указания сверху он будет выполнять точно так же, как и предыдущие, только чётче и быстрее.
to Алекс Бывший:
Во-первых, есть, и они неоднократно здесь уже упоминались. Имеющий уши да услышит, имеющий глаза да увидит. Было бы желание. А во-вторых: даже если бы и не было других вариантов - у кого свербит в одном месте, чтобы обязательно всё застроить лишь бы чем? Застроить просто потому, что хочется застроить? Уж лучше пусть незастроенная площадка была бы.
Табун экспертов от архитектуры собрался в комментариях, отработали на ура)))
Если новость о адмирале Витко не фейк, то это радует...Ибо не придётся тогда менять слова гимна города-героя и Музей Обороны города-героя будет важнее когнитивного диссонанса "Солдата и Матроса" с некой "головой рептилии"...И наконец то можно будет надеяться, что давно необходимый городу памятник Русской весне будет стоять на площади Восставших...
ну наконец форпост привел аргументацию профессионала, который "за", а не только против и стенания толп обввателей, которым все не нравится
to Алексей Макушин: Смешно.
to Conservative:
Хрен с ним, со временем... Хотя, да: "...но не было подлей"
МЕСТО! Именно место! Новые районы - новая архитектура.
Стрелка, Казачка, 7 км. - там было бы красиво.
Нельзя вырывать листы из каменной летописи. Нельзя их переписывать.
Нужно писать новые.
to Алекс Бывший: (Главное!) По факту, нет ни одного альтернативного проекта освоения этой территории.
Нет. Был проект группы Чалого, с парком и без заборов. Не было задачи сделать удобно для горожан.
Всё решает вид на море...и воля - .Но Чья? История пишется, но почему в Австрии...?
to Алекс Бывший:
Похоже,что вы подрабатываете в качестве копирайтера у пофигистов законодательства.Поэтому в упор не желаете видеть неоднократно приводимые аргументы против высотной застройки Хрустального Схема,которая приведена вами,некорректна. Вот вам цитата из описания Монумента Солдату и Матросу: "Памятник предполагалось строить с советским размахом. Он и сейчас принадлежит к числу наиболее грандиозных военных монументов на территории бывшего СССР (высота 40 м). " 40 метров плюс высота обрыва 15.Получается,что над уровнем моря 55 метров.
Высоту театра озвучивали раньше - 70 метров над уровнем моря. Вычитанию вы обучены? 70-55 =15 метров ! Даже визуально на схеме видно,что фигуры Солдата и Матроса гораздо ниже монстра театра и попросту теряются на его фоне.
Дальше вы пишете,что,якобы,во время ВОВ разрушили старые постройки на Хрустальном. Вы врете. Севастопольские архитекторы,художники и реставраторы задокументировали уничтожение под ковшом экскаватора в 2019-2020 многочисленных потенциальных объектов культурного наследия,включая все объекты форта Меншикова (если,конечно, вам знакомо это название, связанное с историей Севастополя в Крымскую войну).
Григорьянц - опытный и уважаемый архитектор Севастополя,разработчик генплана города 2005-2025 .С какого перепугу вы приписываете ему материальную заинтересованность?
А также с какого перепугу вы игнорируете Приказ Минкультуры "О включении города Севастополя в перечень исторических поселений федерального значения"? Да,есть отдельные доминанты в архитектуре исторического центра. Это указанао и в Приказе Минкульта.Но это не означает,что можно беспорядочно громоздить высотную застройку.,наоборот,охране подлежит 2-3-4-х этажная застройка исторического поселения.Мне уже надоело без конца перечислять вам остальные нарушения Приказа Минкульта.
И поубавьте,плиз,апломба в уверенном заявлении об отсутствии альтернативных проектов.Они были и есть! :
1.Проект Александровского парка (по названию Александровской батареи времен Крымской войны на этом месте) с Мемориальным комплексом защитников Севастополя - проект БФ 35 ББ.
2.Проект севастопольского архитектора Е.Белоусовой,занявший первое место в конкурсе,но спрятанный подсудимымым бывшим руководителем Департамента архитектуры Моложавенко по причине отсутствия в нем высотной жилой застройки.
Цинично ваше заявление о возможности "урезать Мемориальный комплекс",оставив только Монумент Солдату и Матросу и Штык и парус.Да главное,чего добивались севастопольцы - построить МУЗЕЙ ЗАЩИТНИКОВ СЕВАСТОПОЛЯ 1941-42 г.г.,благодаря которым вы все живете и плюете на память погибших бойцов.
И напоследок вам скажу : упрекая нас в излишней,на ваш взгляд,эмоциональности,вы считаете возможным откровенно хамить,с чего начался ваш последний коммент.
to partizzan76:
Верно одно - год рождения Прикса -1942-ой в Вене фашистской.
Рождённый при оголтелом фашизме, он впитал с молоком фашистки, и метод - нас рать. Нас рать на самом видном месте. Это отличает всех хищников - отсутствие меры."Клоуны" типа В. Прикса, которые творят в состоянии "интоксикации" ( по его личному признанию) -тоже "хищники". Их отличает желание покуражиться.
А "модерн" - этот стиль отличается от дестуктизма Прикса. "Модернизировать" - это -усовершенствовать.
Поэтому соглашаться с "бывшими" мы не будем. ....
to Алекс Бывший:
" и пустырь поселится там на долгие-долгие годы"....
Как-то странно дискус идёт? Все севастопольцы ратовали за продолжение набережной до Херсонеса, парка, пляжа.
Кроме того - на мысу Хрустальном обнаружили артефакты прародины человечества.
Кроме того, там фортификация Крымской войны, которую ещё при царе, Севастопольская Дума приняла решение не застраивать. Решение Думы не отменено и согласовывается с желанием Путина про парк "Защитникам Севастополя".
То что власти плевать на Поручение Президента № 1772 -Пр, не оправдывает инсинуации "Бывшего". (ГИКЭ разрешило воздвигнуть театр до 75 м. высоты. Учитывая массу "облака театра", громадьё говна, наложенного на мыс ...то версия "Стрельца" звучит благоразумней "Бывших").
to aquila: перейдите по выделенной по ссылке и увидите сами.
to Serggio:
Спасибо за замечательный вопрос!
Во-первых, Адмирал Витко - герой Русской Весны. Благодаря его смекалке и твердости все украинские военнослужащие сдали свои воинские части и корабли без единого выстрела! Во-вторых, никакие провокации против моряков Черноморского флота, устраивавшиеся проживавшими в Севастополе украинскими гражданами, в том числе "общественниками", да и готовившиеся во время Русской Весны диверсии были ликвидированы.
Во-вторых, как сказал про Севастополь президент Владимир Путин - Патриотической столицей России, на мой взгляд руководить должен не эффективный молодой менеджер, чиновник или политик, для которого должность Губернатора всего лишь очередная ступенька в карьерной лестнице, а человек с большим жизненным опытом, прошедший военную службу и готовый служить Севастополю.
В-третьих, как человек, Александр Викторович выдержан, а как политик - мудр, чему наглядный пример в его ответе по парку Патриот, прекратившем накалившиеся события.
В-четвертых, в большой политике существенное значение имеет то, что Российский Адмирал-Губернатор родился в Белоруссии, не признавшей российский статус Севастополя.
В-пятых, возрождение промышленности Севастополя возможно только 2 путями: через оборонный и военно-морской сектор, на которые город был нацелен при Союзе и микробизнес, который сегодняшняя власть не видит, не замечает или не желает видеть.
Вчерашний начальник ГШ ВМФ лучше нас знает, какие военно-морские производства можно разместить в Севастополе и что ремонтировать для нужд Черноморского флота.
Продолжение следует.
to Екатерина:
Позвольте Вам ответить замечательными словами Федора Ивановича Тютчева:
《Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, —
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать...》
Из Севастополя, при удачном развитии событий, Александр Викторович может вернуться в/на Белоруссию в качестве кандидата на должность президента.
А впишите унитазики сюда плиз, покажите этим селюкам мастер-класс:
микробизнес нам поможет, и вмб с усохшим корабельным составом тоже,
неужели до сих пор не дошло,что не будет никакого промразвития,судоремонта,приборостроения и прочего, раздеребанят последний ресурс-остатки земли обильно политой кровью и дальше по тренду -вино кино и домино-туризм виноделие,сбор налога подоходного и на недвижимость - и будь тут хоть полный адмирал,хоть вице-адмирал ,ничего не поменяется,пока строй такой
С этого модернистского проекта начнётся ,,реновация" по М.Хуснуллину...то бишь замещение ,,хрущёвок" и ,,брежневок" деловыми небоскрёбами и расселение в человейники на периферию. Даёшь неотразимое лицо третьей южной столицы России! Старт дан и процесс пошёл.
to Алексей Макушин: "Тютчего" - "этапять"!
Посыл некорректный...Ибо Гидрофиз (бывший некогда доминантой в 60-х) на Хрустальном ими ("унитазами") прикрыт со стороны площадки с солнечными часами и голубой сектор уже не вызывает рефлекса...Ну вот, уберёте голубой сектор и что? Гидрофиз во всей красе? Типовой проект придётся опять маскировать? Проблема то другая - нагромождение разноплановых конструкций без всякого обоснования в одну кучу...Такая гармония только на картинках, а на деле - где масштабный макет для демонстрации этой кучи сооружений и заборов?
Всё правильно говорит, хороший проект. Ну и что, что иностранец архитектор? Я не представляю, что ещё лучше сюда впишется.
Отрицательное отношение редакции Форпоста к этому проекту известно и явно чувствуется в "наводящих" вопросах интервьюера; тем ценее тот факт, что издание толерантно публикует отличное от своего мнение, спасибо. И, конечно, спасибо г-же Овсянниковой за профессионально аргументированную позицию. Убогие потуги местных застройщиков "изобразить" исторический облик Севастополя (очевидно, в её понимании провинциальными гуру из севархитектуры) реализуются в виде осточертевших "балясин", кровли из дешевейшего красного профлиста и одноразовой тротуарной плиточки из песка. Во что эти ребята превратили центр города - под неустанные заклинания "опчественности" о "бережном отношении к истории", - каждый может судить по шедеврам на Сенявина и легендарным Унитазам. И эти, гм, сооружения, прошу заметить, в нашем городе проходят по разряду элитной современной архитектуры! это просто какой-то позор...
Однозначно считаю, что появление современного проекта на неплохом "мировом" уровне пойдет на пользу облику нашего города. Давайте признаем тот факт, что за пределами городского кольца "исторический облик" Севастополя, мягко говоря, весьма так себе.
"Давайте признаем тот факт, что за пределами городского кольца "исторический облик" Севастополя, мягко говоря, весьма так себе".
Мы не будем признавать "факт". Потому что это бред зелёного крокодила! Самошин нам постоянно расказывает про шедевры провинциальной архитектуры именно за гранью городского кольца. В "депрессивных районах". Куда не добралась загребущая рука рукожопов.
А Овсянникова так сказала, поскольку работает в СевГУ. И специализируется исключительно на советском модерне.
Ей простительно.
Маутхаузен из Севастополя делают не местные архитекторы , а капстрой. "Балясина" была в голове у Солодова. А другие понаприехавшие "главные архитекторы" были ещё хуже. Местных там давно не держат. Сейчас вообще дизайнера поставили главным архитектором....бред сивой кобылы, пардон - жеребца..,пардон мерина!.
Поэтому свой прогиб оставьте себе, новенький зелёненький вы наш...