Крым

Как крымский ас научил крылатые ракеты летать

Ради общего дела ему пришлось не раз рискнуть собой.

Фото:
коллаж ForPost|Елена Фокина
Жизнь Амет-Хана Султана была связана с небом до самого конца.

Имя воздушного аса Амет-Хана Султана известно многим. Память о подвигах, совершённых им во время Великой Отечественной войны, хранят крымские улицы, площади и дома. Но мало кто знает о том, что уроженец небольшого южнобережного городка смог ещё не единожды вписать себя в историю уже в мирное время. Как Амет-Хан Султан научил крылатые ракеты летать, узнал ForPost.

Вернуться в мирную жизнь

По приказу Иосифа Сталина, спустя несколько месяцев после завершения войны, фронтовых лётчиков отправили постигать лётную науку. Среди тех, кто вновь оказался за партой, был и Амет-Хан Султан: крымчанин стал слушателем Военно-воздушной академии в подмосковном городе Монино. Однако вместо нескольких лет начавшееся в августе 1945 года обучение продлилось всего несколько месяцев.

«После долгих раздумий в январе 1946 года Амет-Хан Султан подал рапорт начальнику академии. “Трезво взвешивая уровень своих знаний, не вижу возможности дальнейшей учёбы. Поэтому прошу отчислить, так как не уверен, что выдержу пять лет учёбы в академии”», — привёл слова лётчика его близкий друг, журналист Бута Бутаев в книге «Амет-Хан Султан».

Чтобы не потерять связи с профессией, в марте 1946 года ас решил устроиться лётчиком-испытателем в подмосковный институт. Но и тут не заладилось — из-за указанной в паспорте национальности герою войны пришлось ждать ответа долгие месяцы. Всё это время мужа и маленького сына обеспечивала молодая жена Амет-Хана Султана, Фаина. На скромную зарплату работницы Главпочтамта семья снимала небольшой номер в гостинице.

Исправить ситуацию помог случай. Одним летним вечером в парке крымчанин встретился со своим боевым другом Владимиром Лавриненковым, и тот решил прийти на выручку товарищу, оказавшемуся в сложном положении.

«Вмешательство принесло свои результаты. Вскоре Амет-Хан Султан был зачислен в Лётно-исследовательский институт (ЛИИ), который находился в подмосковном городе Жуковском. Решился и вопрос с жильём. Амет-Хан с женой переехали из гостиницы на Арбат. Здесь, в доме № 5 по Скатертному переулку, они получили просторную комнату», — писал в своей книге Бута Бутаев.

Амет-Хан с соотечественниками, 1945 год.

Работать в ЛИИ Амет-Хан Султан начал в феврале 1947 года. Первое время на новом месте ему доверяли только самые простые задания: на деревянных «кукурузниках» ПО-2 дважды Герой Советского Союза возил на соседние аэродромы институтских учёных и переправлял на сотни километров необходимые коллегам запчасти.

Но уже в том же году Амет-Хана Султана стали привлекать и к более серьёзной работе. Например, с 1947 по 1949 год крымчанин проводил испытания советских летающих лабораторий — особых летательных аппаратов, созданных для решения конкретных задач. Например, на таких лабораториях отрабатывали новые формы крыльев для самолётов и испытывали химикаты от оледенения обшивки.

«Деревянные планеры со стреловидными крыльями буксировались самолётом на большую высоту, а после расцепки переводились в пикирование с включением порохового двигателя. Никто достоверно не знал, что будет с конструкцией дальше — такие скорости достигались впервые», — поделился деталями одного из экспериментов в беседе с ForPost старший преподаватель кафедры основ российской государственности КФУ имени В.И. Вернадского Сергей Скоробогатов.

Среди множества испытаний, которые Амет-Хан Султан провёл в ЛИИ, одним из самых интересных стало обучение и апробация противокорабельных крылатых ракет системы «Комета».

Научить летать

В период Второй мировой войны Германия первой из всех стран создала и применила в бою управляемое авиационное оружие, воздушные «торпеды» Henschel Hs 293. Бомбы весом почти в тонну топили корабли в Атлантике и Средиземноморье, а также использовались для атаки в Нормандии.

В то же время у союзников в лице СССР, Великобритании и США, как рассказал историк Сергей Скоробогатов, подобного оружия не было. Корабли противника приходилось атаковать с помощью радиоуправляемых катеров с наведением с самолёта, но у этого метода было много минусов.

«Это оружие могло применяться только днём, при хорошей видимости, в условиях, позволявших наблюдать за целью. Точность наведения значительно снижалась с увеличением расстояния до цели», — пояснил историк.

Поэтому практически сразу после войны, в 1947 году, начались разработки отечественного варианта управляемой авиабомбы. Правительство поставило перед советскими инженерами задачу создать для самолёта Ту-4 радиолокатор, который бы обнаруживал крупные корабли на расстоянии в сотню километров. Затем, по задумке, бомбардировщик должен был подбираться к своей цели поближе и выпускать по ней крылатую ракету со скоростью полёта 950 километров в час.

Планер-летающая лаборатория ЛЛ-3.

Научить крылатые ракеты лететь точно в цель можно было несколькими способами. В одном случае на отладку системы тратили дорогостоящие снаряды, каждый раз сбрасывая их с бомбардировщика. В другом случае требовалось разработать какие-то многоразовые «имитаторы» настоящих ракет. Решили пойти по второму пути — в 1949 году правительство поручило создать пилотируемый вариант крылатого снаряда.

«Вместо боевой части смонтировали тесную кабину лётчика-испытателя, установили убирающееся шасси велосипедной схемы, поставили полноценный двигатель РД- 500 с регулировкой тяги. Лётчикам предстояло сесть в кабину, закрыться и ждать, когда имитатор подвесят под самолёт-носитель и начнётся полет», — объяснил Сергей Скоробогатов.

Амет-Хан Султан осуществил первый взлёт на таком самолёте-аналоге 4 января 1951 года. Суть испытаний состояла в том, чтобы поднять крохотный самолётик, закреплённый под крылом бомбардировщика, на высоту 4-6 тысяч метров. После этого испытатель должен был включить двигатель, отцепиться от «матки» и вернуться на аэродром.

Постепенно задача усложнялась: помимо сброса нужно было отработать систему нанесения ударов по крупным морским целям. Но в Подмосковье для такого уже не хватило бы места, и научная группа перебралась в Багерово, где, как пояснил Сергей Скоробогатов, обычно проводили первоначальную (без взрывов) отработку ядерных бомб.

Пилотируемый аналог крылатой ракеты отдельно и под крылом бомбардировщика Ту-4.

Испытывать крылатые ракеты в непосредственной близости от кораблей стали ближе к 1952 году. Для этого научная группа вновь переехала — на этот раз в Феодосию. «Аналоги» с пилотами внутри поднимали и сбрасывали над местной бухтой чуть ли не каждый день. В один из вылетов Амет-Хан Султан едва не погиб.

«Оставалось запустить свой двигатель. И в этот момент произошло что-то непонятное. Крылатый снаряд, не имеющий ещё собственной тяги, начал камнем падать в волны Феодосийского залива», — описал ситуацию в своей книге «Звёзды в ладонях» автор документальной военной литературы Евгений Бессчетнов.

Снаряд стремительно терял высоту, и самым правильным в сложившейся ситуации для лётчика было бы катапультироваться. Но это означало потерю дорогостоящего прототипа ракеты и приостановку опытов на неопределённый срок. Поэтому Амет-Хан Султан попытался запустить двигатели ещё раз.

Подчинить волю машины асу удалось только со второй попытки. В последний момент, почти у самой воды, двигатель вдруг заработал, и пилот смог перевести самолёт в горизонтальное положение. Затем он осторожно набрал высоту и взял курс на аэродром.

«Когда он сел, так получилось, что я первым его встретил. Он вылез из кабины и говорит: “Ты знаешь, Петя, ноги трясутся, в войну не было так страшно, и я не чувствовал так неизбежность вот этой катастрофы надвигающейся. Ноги просто не держат…”. Тем не менее он справился со всей этой задачей, машину спас, да и себя спас», — вспоминал этот инцидент заслуженный лётчик–испытатель СССР Пётр Казьмин.

Впрочем, рисковать своими жизнями лётчикам приходилось регулярно. Как отметил в беседе с ForPost историк Сергей Скоробогатов, в другой раз капелька застывшего припоя спровоцировала замыкание в цепи на кнопке сброса, и самолёт-снаряд расцепился с бомбардировщиком раньше, чем должен был.

Испытания проводили над Феодосийским заливом.

От участника войны до мишени

Главной целью в Феодосийском заливе для испытателей стал лёгкий крейсер «Красный Кавказ», спущенный на воду ещё в 1916 году. Сперва он выступал мишенью для лётчиков на самолётах-аналогах — именно на этом судне они «тренировали» систему наведения, — а затем крейсер стал принимать на себя и вполне реальные, пусть и без боевого заряда, удары ракет.

Несмотря на свой возраст и многочисленные «ранения», полученные в боях Великой Отечественной войны, «Красный Кавказ» стойко выносил пробные, без боевого заряда, атаки.

«При попадании в борт ракета пробивала корабль насквозь, оставляя три аккуратных относительно небольших входных отверстия и одно “выломанное” большое, площадью около 10 квадратных метров, выходное отверстие. После каждого попадания “Красный Кавказ” демонстрировал удовлетворительную живучесть, продолжая оставаться на плаву и двигаться по заданной циркуляции», — писал в своей книге «Гвардейский крейсер «Красный Кавказ» (1926—1945)» инженер-судостроитель Алексей Скворцов.

Осенью 1952 года испытания ракетного комплекса «Комета» близились к концу, и для очередного испытания крылатую ракету было решено оснастить боевой частью. В результате попадания снаряда крейсер разломился на две части, которые затонули примерно за три минуты. Как предположил Алексей Скворцов, это произошло в 15 милях к югу от мыса Чауда.

Крейсер «Красный Кавказ».

В начале 1953 года систему «Комета» успешно приняли на вооружение страны, а её создатели и испытатели получили заслуженные награды. Лётчикам Сергею Анохину и Василию Павлову дали звание Героя Советского Союза. Как заметил в беседе c ForPost историк Сергей Скоробогатов, к такой же награде хотели представить и Амет-Хана Султана, но в итоге ограничились орденом Красного Знамени. Помимо этого, крымчанина удостоили Сталинской премией 2-й степени.

«Система КС-1 "Комета" стала первым в истории советским комплексом управляемого ракетного оружия, поступившим на вооружение, и обеспечила зарождение и формирование морской ракетоносной авиации — одного из наиболее эффективных компонентов боевой мощи отечественного флота. И заслуга самого известного лётчика Крыма, Амет-Хана Султана, состоит в испытании этой системы», — подытожил Сергей Скоробогатов.

В небе до конца

Во время работы в ЛИИ Амет-Хан Султан успел поучаствовать ещё во многих интересных разработках авиационной отрасли СССР. Например, в июле 1949 года он вместе с лётчиком Игорем Шелестом впервые в мире выполнил автоматическую дозаправку самолёта в воздухе методом «с крыла на крыло». Кроме того, крымчанину доводилось тестировать машины на сверхзвуковых скоростях, отрабатывать первые системы катапультирования, испытывать на себе первый в стране реактивный сверхзвуковой разведчик НМ-1.

За свою жизнь Амет-Хан Султан освоил 96 разных моделей самолётов и планеров, а его общий налёт часов превысил 4200, то есть 175 суток.

Дозаправка самолёта в воздухе.

Жизнь воздушного аса оборвалась, когда ему было пятьдесят лет. Во время полёта на летающей лаборатории Ту-16, предназначенной для испытания нового реактивного двигателя, у самолёта оборвало внешние закрылки, и он на скорости 500 километров в час рухнул в болота Подмосковья. Весь экипаж погиб на месте.

Амет-Хана Султана похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве. На могиле лётчика установлен бюст с его профилем.

Память об асе стараются хранить и на его малой родине. В Крыму существует более тридцати улиц, названных именем Амет-Хана Султана, а в городе детства лётчика, Алупке, работает музей, посвящённый жизни великого лётчика.

Напомним, как рассказывал ForPost, одну из главных площадок для экспериментов воздухоплавания в начале XX века на полуострове создал начальник истребительного отделения Севастопольской авиашколы Константин Арцеулов. Вместе с будущим цветом советской авиации в 1923 году опытный лётчик поднял над горным хребтом Узун-Сырт в Коктебеле флаг Первых Всесоюзных планерных испытаний.

Елена Фокина

Фото: взяты из книги «Легенда XX столетия: Амет-Хан Султан: фотоальбом: к 100-летию со дня рождения», Александр Амельянчик|ForPost, СС0 Всеобщее достояние|Wikimedia.org

Для создания статьи была использована информация из следующих книг:

Бутаев Б.Б. Амет-Хан Султан / Б. Бутаев. — Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1983. — 136 с.

Легенда XX столетия: Амет-Хан Султан: [фотоальбом] : к 100-летию со дня рождения / [редактор-составитель: В. Басыров ; редакционная коллегия: В. М. Басыров, заслуженный деятель искусств Республики Крым и др. вступительное слово: Сергей Аксёнов]. — Симферополь: ГАУ РК "Медиацентр им. И. Гаспринского", 2020. — 254 с.

Бессчётнов Е. И. Звезды в ладонях: Докум. повесть о дважды Герое Сов. Союза Амет-Хане Султане / Евгений Бессчётнов. — Симферополь: КАГН, 2000. — 270 с.

Скворцов А. В. Гвардейский крейсер «Красный Кавказ» (1926—1945) / Ред. В. В. Арбузов. — СПб.: Галея Принт, 2005. — 105 с.

978
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
5
В среднем: 5 (1 голос)

Главное за день

Бастрыкин рассказал, из каких стран больше всего наемников в ВСУ

Председатель Следственного комитета указал Грузию, Великобританию, США и Канаду.
18:38
1
1143

Курс рубля поставил рекорд. Что будет дальше?

На курс рубля влияет целая совокупность факторов.
17:28
1
1661

Самый удачный для отпускников поезд начал ходить в Крым

Ещё один поезд отправится по самому протяжённому маршруту.
14:22
2
12891

Трамп отклонил требование ЕС по Украине из-за одного слова

Президент США сообщил, что ему не нравится этот термин.
13:50
0
1519

Электрички в Крыму и Севастополе станут ходить по-другому

Летом на многих маршрутах появятся дополнительные остановки и поезда.
10:18
0
2454

Вождение с украинскими правами больно бьёт по карманам и нервам севастопольцев

У водителей с иностранными удостоверениями автомобили забирают на штрафплощадку.
10:06
59
3710