В ночь с 28 на 29 октября 1955 года Севастополь потряс взрыв, приведший к гибели линкора «Новороссийск». Причины этой трагедии не полностью очевидны до сих пор, хотя у каждой версии есть свои приверженцы. Но самое горькое — что многих погибших у родного берега можно было спасти.
Накануне, 28 октября, линкор принимал участие в мероприятиях, посвящённых 100-летию первой обороны Севастополя. На момент взрыва он стоял на бочке № 3 в районе Морского госпиталя. Взрыв, прозвучавший в 1:30 ночи, насквозь пробил его корпус. В подводной части корабля, с правого борта, образовалась дыра в 150 м². А ещё через несколько секунд прозвучал второй взрыв, повредивший левый борт.
По мнению экспертов, сила взрыва была эквивалентна 1000–1200 кг тротила. Однако непосредственно после взрыва погибло от 150 до 175 человек, преимущественно находившихся в носовых кубриках. Остальная часть команды (кроме тех, кого выбросило в море) оставались внутри. И их можно было бы спасти, если бы корабль сразу отбуксировали на мелководье. Однако командующий Черноморским флотом вице-адмирал Виктор Пархоменко уже начавшуюся буксировку остановил.
Что руководило им в тот момент, Пархоменко, надо полагать, позже объяснил своему начальству. В декабре 1955 года он был снят с должности командующего флотом и понижен в звании до контр-адмирала. Однако вернуть жизни погибших матросов и офицеров это уже не могло.
Промедление оказалось смертельным: вскоре носовая часть корабля села на грунт, а в 4 часа линкор начал заваливаться на левый борт. Спустя ещё несколько часов «Новороссийск» полностью исчез под водой. И хотя спасательная операция продолжалась ещё несколько дней, живыми остались совсем немногие.
В Севастополе немало людей, которые либо сами были свидетелями тех событий (правда, большинство из них тогда были детьми), либо глубоко изучали события тех дней. В числе последних — сенатор от Севастополя, историк Екатерина Алтабаева.
«Пока оставалась надежда, люди ждали вестей, — рассказала она ForPost в октябре 2020 года, когда с момента трагедии прошло 65 лет. — Водолазы-спасатели после спуска поднимались седыми. Они слышали, как умирающие моряки „Новороссийска” пели „Варяг”».
По свидетельству современников, звуки из корпуса «Новороссийска» были слышны до 1 ноября.
Свидетелями тех событий был директор народного медицинского музея Севастопольского военно-морского госпиталя Черноморского флота Александр Зубарев. В октябре 1955 года ему было всего 5 лет, но эти события прочно врезались в детскую память — в том числе и потому, что отец Александра Зубарева, Андрей Васильевич, в то время являлся командиром электромеханической группы крейсера «Слава» и был включён в состав аварийно-спасательной группы.
«Жили мы в то время на площади Ластовой, на Корабельной стороне. Папу ночью 29 октября вызвали на корабль, и он ушёл. А мы с мамой выскочили из дома и побежали туда, где идёт спуск на угольную стенку, стояли там и наблюдали за происходящим. Всё увиденное я помню так, словно это происходило совсем недавно, — видимо, сказался стресс. Угрюмое утро, днище корабля с пробоиной — всё это мы хорошо могли рассмотреть. Вокруг плавало очень много предметов, какие-то обломки, оказавшиеся в воде матросы... И всё это освещали прожектора других кораблей», — вспоминает Александр Андреевич.
Помимо прочего, его отец был ещё и художником — сейчас картина, на которой он запечатлел гибель линкора «Новороссийск», хранится на Михайловской батарее, где трагедии 29 октября 1955 года посвящена отдельная экспозиция.
Ещё один человек, который помнит те дни, — директор музейного комплекса «35-я береговая батарея» Валерий Володин. Несколько лет назад он рассказал о своих воспоминаниях нашему порталу:
«Я учился в первом классе школы № 5. Помню, как нам объявили, что взорвался линкор и будут похороны. По нынешней улице Октябрьского шли грузовики с откинутыми бортами, на которых стояли гробы. За ними шли люди. Потом процессия двигалась по Центральному городскому кольцу. Было очень много моряков, других жителей. Хоронили на кладбище Коммунаров».
По разным оценкам, число погибших составило от 617 до 829 человек. Вся информация, несмотря на открытые, поистине народные похороны погибших, сразу была засекречена. В газетах октября 1955 года о трагедии — ни строчки. Первые публикации на эту тему стали появляться только в конце 80-х, на волне объявленной гласности. И главной темой обсуждения стала причина взрыва, на которую разные люди смотрят по-разному.
Широко распространена теория мести итальянцев: до 1948 года линкор принадлежал Италии и носил имя «Джулио Чезаре» (то есть Юлий Цезарь). В распоряжение СССР он перешёл после Великой Отечественной войны, когда страны-победители поделили корабли стран гитлеровской коалиции. Но эта версия, согласно которой взрыв устроили диверсанты-подводники, подвергается критике. Не верит в неё и Александр Зубарев.
«Это очень маловероятно — скорее всего, это донная мина. Уже гораздо позже мы с бывшим начальником госпиталя Александром Осадчим были свидетелями, как такая донная мина всплыла и дрейфовала в бухте», — говорит он.
Именно донная мина фигурирует и в официальной версии гибели линкора. Но какова бы ни была истинная причина трагедии, люди, погибшие в непосредственной близости у родного берега, достойны, чтобы их помнили. Ведь вовсе не их вина, что пали они не в бою.
Ольга Смирнова
Обсуждение (27)
Трагическая дата. Город помнит всё и всех. И всех, кто не дал спасти моряков и это в уже мирное время...... Тогда укрепляли базу воинским, личным составом.....
Вы хорошо представляете себе, что такое взрыв 1000- 1500 кг бомбы в замкнутом маленьком пространстве этого линкора ? Это означает, что внутри - груда искорёженного металла,включая водонепроницаемые переборки, которые перестали существовать. В реальности, если кто и мог чудом выжить, то единицы. Второй взрыв через несколько секунд - это детонация боекомплекта орудий главного калибра.
В развороченную в подводной части дыру длиною почти в целый корпус хлынуло всё Чёрное море. О каком серьёзном отбуксировании может идти речь? Поэтому и была только попытка буксировки - от отчаянности положения, не больше.
А вот при принятии нами крейсера от итальянцев были обнаружены заваренные наглухо отсеки в носовой части, что является нонсенсом на боевых кораблях. И командующий ЧФ был тогда снят за то, что по прибытии в базу не отдал приказ о вскрытии этих отсеков, что и привело к трагедии. Хотя и вскрытие отсеков не гарантировало от возможного взрыва. Мины могли быть установлены на неизвлекаемость.
С Гагаринской,
Никакого "взрыва в замкнутом пространстве" не было, что наглядно демонстрируют снимки днища перевернутого линкора с характерно загнутыми внутрь разрывами обшивки, что говорит о исключительно внешнем взрыве ( в противном случае их бы вывернуло наружу), как не было и никакой детонации боекомплекта (этого нет ни в чьих воспоминаниях) ни в материалах расследования, да и выглядел бы такой взрыв и его последствия совсем иначе, тут бы никто не смог его ни с чем спутать.
Легенда о заложенных в корпус минах всего лишь легенда. Момент когда появилась у линкора новая носовая оконечность ( как раз район места эпицентра на фото), в отдельные пространства которой действительно не существовало доступа, это 1933-1937 год, во время модернизации в Генуе. По вашему у итальянцев была машина времени что бы предвидеть где окажется их линкор в 1955 году? Именно по этому "заложив" тогда (а другой возможности реально не было) они спокойно позволяли себе участвовать на этом "заминированном линкоре" в боевых действиях? А чего они идиоты вообще тогда ввязались в эту войну коли знали чем кончится? Наиболее реальной является именно та версия которая существует в официальном акте расследования.
Верещагин,
И да, еще о "невозможности буксировки" - у линкора на момент сразу после взрыва была возможность не то что буксироваться, а даже пытаться отойти своим (задним) ходом (пар в котлах позволял и машины были готовы) на более мелкое место в Голландии для исключения полного затопления и опрокидывания, и такие рекомендации от ПЭЖ старпому Хуршудову поступили (командир - Кухта на корабле отсутствовал - был в отпуске, что не помешало его потом снять с должности), но для этого необходимо было принять экстренные меры по снятию с бочки при том что носовая часть быстро уходила под воду. К сожалению своевременно это решение принято не было а через 30-40 минут уже стало и невозможно, как и "буксировать" привязанный бриделем корабль. Так что начальство было снято не за мифический "недосмотр заваренных отсеков", а за реальные упущения по организации подготовки и ведению борьбы за живучесть приведшие к тяжким последствиям.
Верещагин,
Народ говорил о снаряде, который вошёл в корпус с внешней стороны. а не о внутреннем взрыве.
Мелита,
Каком снаряде? Вы дыру на фото видите? Вот что б так проломить корпус ( именно снаружи!) нужно не меньше тонны взрывчатки рядом с корпусом, что официальная комиссия вполне дотошно определила расчетами и дала версию как это могло произойти.
Верещагин,
Я сказала народ говорил о снаряде.....
Вы конечно профессионально оцениваете, а для меня это всё снаряды, способные поразить. Я не возражаю Вашей оценки Да, дыра большая. И корпус взрывчатка проломила., вижу. И Вам верю, как профессионалу.....
А годы бегут, как проходят минуты, и дата сменяется датой, откроем альбом и вспомним мы тех, кто был моряком и солдатом.
Исправьте пожалуйста!
Видимо, речь идет о площади.
Несовместимые понятия о площади и диметре согласовываются через число "Пи" → 3,1415926...
Исправьте или диаметр или площадь пробоины.
Эта трагедия потрясла весь наш город.
Многие люди не пошли на работу и стояли на берегу бухты, переживая случившееся.
Много лет спустя мне довелось быть свидетелем нескольких рассказов непосредственных участников оставшихся в живых этой трагедии.
Мороз по коже пробегал, когда я слушал их.
Достопочтенный Дон,
Да, конечно, спасибо) Описка
Как помню, то люди долго говорили о том, что виновато командование, которое струсило /говорили именно о трусости / а вдруг /, и отдало приказ остановить спасательные работы, хотя крики живых моряков были слышны. Люди были поражены не столько взрывом, сколько приказом на отказ спасения. И не надо говорить разные версии придуманные, чтобы обелить руководство флотом. Помню, что народ не поверил в эти придумки.
Мелита,
Борьба за живучесть велась до последнего момента и те кто ее вел погибли с кораблем исполняя свой воинский долг. Низкая организация и обилие высокого флотского руководства скопившегося на корабле и вокруг, с отсутствием единого центра принятия решений, как раз не позволила правильно оценить обстановку и привела к избыточной гибели личного состава ( это минимум две трети жертв не участвовавших в реальной БЗЖ), непосредственно в борьбе за живучесть не задействованного и не снятого своевременно (тут особо "отличились" Пархоменко и Кулаков), когда наступление исхода было уже очевидно. Спасение шло непрерывно всеми возможными средствами (тут не надо наговаривать), другое дело что для того что бы спасти уцелевших замурованных в перевернувшемся корабле через его днище, требовалась дополнительное время и подготовка и совсем не тривиальные решения которых своевременно не нашлось , а люди там прожить долго не могли.
Верещагин,
Спасибо за уточнённые факты. Это очень важно в реальной картине действий.
В том то и дело, что личный состав боролся за спасение корабля, делая возможное.
Я говорила о том, что им мешали, говорила об оставшихся моряках, кто -то ведь отдал приказ остановить работы.
Да и руководителей со своими приказами было более чем нужно /я об этом /.
Время пробегает и важно, чтобы истинные факты не замыливались и не переписывалась история. Во имя павших моряков.
Анализ версий причин гибели линкора "Новороссийск" - в статье ниже:
https://cont.ws/@as39sa179/2910534
Аркаим,
С этими "анализами" только к врачу. Бред о Боргезе еще один из ваших тригеров?
Верещагин,
В то время на КЧФ офицером служил мой отец, и часть из его друзей-офицеров принимала участие в спасательных работах и в последующем расследовании, и мне повезло говорить с ними на эту тему.
Несмотря на то, что точного подтверждения не было, они весьма серьёзно относились к версии участия в подрыве подводных диверсантов.
И не только они: боновые заграждения с сетью, размер ячеек которой исключал возможность проникновения сквозь них человека, возникли как способ защиты Главной базы от проникновения подводных диверсантов, были установлены как раз вследствие изучения возможных причин взрыва линкора "Новороссийск".
А позднее охрана была усилена боевыми дельфинами, с которыми довелось немного поработать уже мне самому.
И как бы там ни было, но логика развития направления именно такой защиты от уязвимостей кораблей в Главной базе со стороны моря всегда почему-то отталкивалась именно от гибели линкора....
Serggio,
Комиссия кроме рассмотрения причин гибели линкора рассматривала и все возможные факторы которые могли способствовать такому событию и в том числе выявила крайне неудовлетворительное состояние противодиверсионной охраны главной базы ЧФ. Так что да, действительно последствия реорганизации ПДО ЧФ связаны с произошедшим, но не по тому что это было реальной причиной, а потому что это могло бы стать таковой при не введении соответствующих мер в дальнейшем. Кстати обычно в любых авариях рассматриваются версии с внешним воздействием, но наиболее рьяными сторонниками таковых бывают лица чье бездействие или низкая компетентность чаще всего приводит к реальным негативным событиям, ну понимаете.
Верещагин,
Совершенно верно. Реальная причина вообще не была стопроцентно установлена. И поэтому версия с донной миной была выбрана основной, а версия с диверсантами - вероятно возможной.
Верещагин,никакой машины времени не требовалось и это не было местью нам. Минирование итальянских многих военных кораблей было произведено незадолго до выхода Италии из войны.Корабли не взрывались только потому, что ещё была надежда перегнать их в немецкие базы на Средиземном море. И только в конце 1943 года, когда начались очень активные действия Британии в Средиземноморье, стало очевидным невозможность этого. События в Италии развивались стремительно и взрывать корабли стало просто некому.
Следующее.Тридцать минут на буксировку такой быстро уходящей на дно громадины для вахтенных буксирных служб - всего ничего.Для этого нужны гораздо более значительные силы, а заранее о таком взрыве никто знать не мог.
Следующее.Пар в котлах ни о чём не говорит.Это не дизельная машина.Давление в котлах снижается до нуля,насколько я знаю, только при стоянии у стенки при отсутствии вероятности движения.Время на разогрев такой машины требуется достаточно большое.
Следующее.А всё ли днище было сфотографировано? Конечно, нет - и целый борт остался за кадром.Таким образом, не всё так очевидно, как Вы излагаете. Данная версия вполне логична.Свои версии мы высказали. Думаю, на этом надо закончить полемику. Эта тема - о памяти погибших.
С Гагаринской,
Вот именно память и требует обойтись без фантазий на тему. Я, так получилось, по долгу службы читал материалы расследования в отличии от большинства фантазирующих. Буксировать можно конечно все, если оно не "привязано" насмерть бриделем. На момент когда решалось что и кому будет передаваться минировать было поздно, корабль даже не становился в док, а до того был в боевом составе итальянского флота. Италия (королевство!) вышла из войны в 3 сентября 1943 года, а с 1940-го Британия вела весьма активную войну на Средиземном море к которой потом подключились и американцы. Так вот "Дж. Чезаре" уже 12-го был на Мальте! Корабль стоящий на бочках получает электропитание от собственных источников, для ЛК в данном случае это были турбогенераторы(!) и пар поднять для экстренной дачи хода - дело 5 минут, ПЭЖ о готовности к этому докладывал!
Конечно. До конца ведь так и ни одна не доказана.
История хороша, когда ты сам ей свидетель и носитель, брехни меньше.
Конечно ,что бы вспомнить о событии ,спустя много лет, обращаются к воспоминания очевидцев.
В моем случае, человека не интересующегося историей, будет пересказ воспоминаний не только очевидца, но и участника спасательной операции.
Отец служил в АСС КЧФ, в тот день молодой офицер флота направлялся ранним утром на службу. Добравшись до Ластовой, по его словам он столкнулся с потоком людей поднимавшихся от госпиталя. Одетые кое как,мокрые и грязные,это были люди,кому удалось выплыть. Из расспросов стало понятно, что случилась беда.
Служил он в тот момент командиром штурманской б/ч. И вот не помню , на том ли спасателе или его туда срочно откомандировали, но суть в том что стоял он в Севдоке ,с вынутым валом. И в общем срочно поставили чоп , вывели из дока и отбуксировали на место.
В целом, особенно каких то фактов, кроме общеизвестных мне не поведали.
Не помню я ,что упоминалось о каких либо приказах прекращать спасработы. А велись они тем,что имелось в наличии и я думаю, что все,что можно было предпринять и было предпринято.
Касательно версии, отец считал наиболее вероятной взрыв донной мины.
Да и еще припоминаю, что вроде часть рядового состава была на судне новая, из сухопутных частей,этим в частности можно объяснить большое количество погибших.
Потом была еще эпопея с буксировкой и разделкой.
Память дело такое, надо было записывать.
Тем кто любит тайные истории, рекомендуется к прочтению книга «Немецкие морские диверсанты»
d dd,
вот перечитал
конечно же на корабле
Для тех, кто интерсуется, в какой-то мере, объективными "первоистоичниками" = даю ссылку на текст "Доклада Правительственной комиссии от 17 ноября 1955 года" по факту гибели линкора "Новороссийск". Там много чего интересного: не только по формулировке причины гибели "от мины", а и о: развитии ситуации в целом, о поведении ряда старших офиров, об организации "спасательных" работ и т. д. и т.п. Доклад = это суммирование тех фактов, которые ПО ОТДЕЛЬНОСТИ лично видели многие, но по этим частностям - поспешили сделать обощающие выводы и заявления.
https://novorossiysk-linkor.ru/userfiles/File/Doklad.pdf
Всем спасибо за озвученные воспоминания. Спасибо, очень познавательно.
если кто по ссылке выше пошел, обратите внимание куда выезжала комиссия Правительства СССР.
К вопросу 1954 года Крыма и г.Севастополя