В центре Севастополя — на рейде Севастопольской бухты, которую сегодня полноправно можно назвать одной из главных достопримечательностей города, — 29 октября 64 года назад взорвался линкор «Новороссийск». Погибли, по одной из версий, 829 человек. Информацию сразу засекретили.
Подготавливая эту публикацию, редакция ForPost пыталась найти хотя бы небольшие крупицы информации о взрыве «Новороссийска» в газетах 1955 года. Однако в севастопольской прессе об этом тогда не писали совсем. Существовал запрет. Тогда Севастополь ещё был закрытым военным городом. Как нам рассказали в Морской библиотеке, первые публикации на эту тему стали появляться только в 1988 году. И с тех пор в Севастополе ежегодно вспоминают о погибших, в том числе и на официальном уровне. Тем удивительнее, что в 2019-м это трагическое событие осталось в Севастополе почти без внимания.
Линкор Черноморского флота ВМФ СССР «Новороссийск» до 1948 года входил в состав итальянского ВМФ под названием «Джулио Чезаре» (назван в честь Гая Юлия Цезаря). После Великой Отечественной войны страны-победительницы делили корабли противников, и Советскому Союзу достался уже устаревший «Джулио Чезаре», построенный по проекту «дредноут» и впоследствии переименованный в «Новороссийск».
Не успели проснуться
Существует несколько версий этой трагедии, — поделился с ForPost кандидат исторических наук Вадим Прокопенков.
«До сегодняшнего дня продолжаются исследования. Трагедия в Севастопольской бухте произошла в ночь с 28 на 29 октября 1955 года. Взрыв был такой силы, что образовал пробоину размером 27 на 8 метров, пробив насквозь восемь палуб, из которых три были бронированные. Оказавшиеся в зоне взрыва около 200 матросов и старшин погибли сразу, не успев проснуться. Всего состав корабля согласно штатному расписанию включал 1542 члена экипажа», — говорит историк.
Материалы комиссии по расследованию причин катастрофы сразу засекретили, часть протоколов уничтожили. Споры о причинах трагедии не утихают до сих пор.
Хоронили всем городом
Директор музейного комплекса «35-я береговая батарея» Валерий Володин рассказал ForPost, что гибель «Новороссийска» в мирное время стала большим потрясением и для Севастополя, и для Черноморского флота.
«Я учился в первом классе школы № 5. Помню, как нам объявили, что взорвался линкор и будут похороны. И по нынешней улице Октябрьского шли грузовики с откинутыми бортами на которых стояли гробы. За ними шли люди. Тогда так хоронили. Процессия потом двигалась по Центральному городскому кольцу. Было очень много моряков, других жителей. Хоронили на кладбище Коммунаров», — вспоминает Валерий Володин.
По одной версии, линкор подорвался на донной мине, одной из тех, которые сбросили в первые дни Великой Отечественной войны. По другой версии — мины была заложена в сам линкор.
«Памятные мероприятия в честь „Новороссийска” и на флоте, и в городе всегда должны быть обозначены. Это — трагедия, а все трагедии нужно помнить. Память о них должна оставаться среди нас. И самое главное — должна жить память о людях, которые погибли на этом линкоре», — заключил Валерий Володин.
Сергей Абрамов
Обсуждение (36)
Вечная память экипажу линкора „Новороссийск”
Директор музейного комплекса «35-я береговая батарея» Валерий Володин рассказал
Что то директор не то рассказывает,мне лично мать рассказывала,что трактора копали ямы на братском кладбище,а ночью,чтоб ни кто не видел,в темноте ехали грузовики с телами и всех в одну кучу ,там же и закапывали слоями ! Еще год после этого тела в бухте всплывали среди водорослей !
Спасибо Форпосту, что вспомнили. Не понятно почему на Черноморском флоте забыли об этой трагедии. 20 лет помнили, а в этом году забыли. Странно это. Может на ЧФ слишком часто меняется командование, приходят люди не местные или военно-политическая структура рамсы попутала?
to olpans: Ваша мама это видела своими глазами, ночью?
Или слышала?
А Вы пересказываете с её слов.
Конечно это слухи. Общался с участниками этой трагедии, они подтверждают, что похороны не афишировали, но жители знали, что и где происходит. Копали ночью или нет - ни кто определённо не сказал. Видимо в 1955 было ни до того, чтобы фиксировать в памяти такие детали. По логике не было смысла копать ночью т.к. Северная в то время была весьма безлюдна, а Братское кладбище вообще было на отшибе. Храм кажись не работал. Можно было перекрыть въезды на кладбище и копать днём.
А по поводу всплывающих трупов целый год - сомнительно, ни кто из участников обэтом не вспоминал. Трупы, или, что от них осталось извлекали из корпуса корабля после его подъема со дна бухты, но это было позже...
to olpans: На братском кладбище целый мемориал "Новороссийску" стоит. Посетите.
to Тина Севастополь: У В.Высоцкого есть такие строки:
"Мы многое из книжек узнаем, а истины передают изустно..."
Полагаю, что редакция ФОРПОСТ не заморачивалась поисками информации о деталях гибели ЛК "Новороссийск". Подробные описания тех событий отражены в десятках книг и сотнях воспоминаний очевидцев и участников событий, взять хотя бы книгу БА Каржавина "Тайна гибели ЛК НОВОРОССИЙСК" или НА Верюжского "Ночной взрыв или совершенно секретная морская история" и пр. пр. Да и подробный отчет правительственной комиссии о гибели этого корабля давно рассекречен.
Абсолютная ложь и фантазии, в архиве ВМФ лежат тысячи подробных отчетов о опознании и порядке захоронения погибших моряков. А каждый метр севастопольских бухт сразу после гибели Лк Новороссийск был обследован, были найдены и подняты с грунта в районе гибели корабля не только тела погибших, но и более десятка контактных и неконтактных мин, сотни не разорвавшихся снарядов и авиабомб крупного калибра (мелочь не брали, она и сейчас лежит в грунте и МСЧ до сих пор их находит).
to Gerb_Grifon:
Словно мухи, тут и там,
Ходят слухи по домам,
А беззубые старухи
Их разносят по умам...
…
Автор: В. С. Высоцкий.
Кому как нравится...
Мы в то время жили в Голландии и бывало,что погибших прибивало к берегу в районе причала,к мыску.А вообще была организована дежурная служба,которая отслеживала акваторию и баграми подтягивали и поднимали тела моряков,так отец мне рассказывал
При жизни, дед моего товарища, будучи водолазом был привлечен к спасательным работам. Рассказывал, когда корабль перевернулся и лег на грунт предпринимались разнообразные попытки спасти оставшихся в трюмах моряков. Пока днище корабля было над водой, вырезали его фрагмент для эвакуации оставшегося экипажа. Однако быстро выходящий через технологический разрез воздух, повлиял на дальнейшее затопление коробля. В последующем предприняли попытку приварить трубу, что бы сохранить доступ к вырезанному отверстию после окончательного затопления. Сложно сказать об эффективности спасательных работ, но из рассказа было ясно, что водолазы по стукам от корпуса определяли место где еще были живые, но спасти их было невозможно.
А что нужно помнить? "Подвиг" Пархоменко и Кулакова? По преступной самонадеянности и ложной скромности которых погибли люди? Скрывали всеми силами число погибших. Одна из позорных страниц истории флота... Отчёт комиссии...
Пять версий... И принята версия "немецкая мина", хотя специалисты приняли за вариант вес взрывного устройства в тротил. эквиваленте в 1000-1200 кг, что существенно превышает оба типа немецких мин того времени... чтобы не признать возможность диверсии...
Да странная история ,взрыв был на много сильнее тротилового эквивалента всех немецких мин и он был явно наружным(что хорошо видно на вогнутых во внутрь листах ,перевернутого линкора)....внятной версии до сих пор нет..
to Розенбом Таврический:
Спасибо, что вспомнили о "Новороссийске", но забыли, что 95 лет назад, 29 октября 1924 года в 17 часов 25 минут, были спущены Андреевские флаги на судах Русской эскадры, находившихся в тунисском порту Бизерта.
Папа рассказывал, что они вынимали остатки тел из части корпуса, который перетащили в Казуху. И это ,на минуточку, 1959 год.
Одна из версий - детонация боеприпасов на затопленной там барже. Ее фрагмент был потом обнаружен. Но вот что вызвало детонацию? Взрывов то было 2. Перед передачей линкор стоял в ремонте на Мальте. В 1948 , когда его передавали, уже вовсю шла холодная война. Вполне возможно бывшие союзники вмонтировали взрывное устройство. Там в носовой части было полно мест, т.к. тогдашняя носовая часть была сделана еще итальянцами поверх старого дредноутного носа. Естественно никаких чертежей этой переделки не передавали.
Линкоровцы собирались ВСЕГДА в последнее воскресенье октября у входа на Приморский бульвар, а не как в статье "И с тех пор в Севастополе ежегодно вспоминают о погибших".
И продолжают они и их потомки. Есть сайт линкора Новороссийск. Почитайте!
Автор плохо подготовился...
Безобразная статья. Фейк, чистой воды. Подскажите пожалуйста,где на кладбище Коммунаров находится могила,погибших на " Новороссийске"?
to кофе и сигареты:
Среди фото есть памятник морякам линкора (это фото без подписи). - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B1%D0%B8%D1%89%D0%B5_%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B1%D0%B8%D1%89%D0%B5_%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:%D0%9D%D0%B0_%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B1%D0%B8%D1%89%D0%B5_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2_(%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C).JPG
to madagarova: Спасибо!
Про могилу на Братском кладбище,без имён и без фамилий,без указания ПОВОДА постройки мемориала-вот это ПРАВДА.Никто погибших в последний путь не провожал,никаких гробов и в помине не было. Свозили на грузовиках и сгружали в могилу по ночам. Потом построили мемориал. Просто: " Родина- Сыновьям" (. Спасибо тем,кто установил имена и фамилии погибших,тем самым,восстановив историческую справедливость.
Вполне допускаю,что на кладбище Коммунаров похоронены были те,чьи тела были подняты в течение суток. Наверняка они и опознаны были.
Остальных,по-тихому,хоронили на Братском...
Явно пожадничал Иосиф Виссарионович. Уж больно соблазнительно угрожающим был этот " плавучий бронепоезд " .
Самая огорчительная деталь, что к этому времени были порезаны на стапелях куда более современные и , значит, более ресурсные наши уже заложенные линкоры. Оно и точно - есть в истории страницы, о которых вспоминать и совестно, и горестно. Потому у нас и столько "неизвестных героев".
И что?? Что за дата такая? Что за достижение, увести корабли из России в чужое государство и там спустить флаги?
Мой покойный дедушка участвовал в спасательной операции.
Трупы складировали на тпричале Северной и пересыпали хлоркой.
Если бы не спасли (идиоты) в кормовой оконечности, вырезали дыру и вышел воздух, то спасли бы большую часть экипажа.
Когда линкор опрокидывался, подмял под себя корабль, пришвартованный к борту.
Часового на баке отбросило взрывом на 200 метров, но он чудом остался жив.
Материалы засекречены, но края дыры выгнуты наружу, что говорит о взрыве изнутри!!!
Есть фотографии места взрыва. Края пробоины вогнуты во внутрь. Взрыв однозначно был снаружи.
На Братском кладбище были вырыты гигантские могилы. Котлованы площадью метров 20 на 4. Первоначально хоронили в гробах, по несколько слоев. Затем гробов не хватало и хоронили в мешках. Охраны никакой не было и мы, пацаны с Голландии, бегали на Братское смотреть. Первое время действительно трупы всплывали. В Голландии курсанты и офицеры круглосуточно дежурили на берегу.
Во второй половине девяностых я вел переписку с этим самым вахтенным матросом стоявшим у гюйсштока, на баке, к сожалению не сохранил его имя и фото, но хорошо помню, он был казахом и в то время жил в казахстане. Вот он мне писал, что его выбросило взрывом за борт (конечно не на 200, а на 20-30 метров). Сознания он не потерял, подплыл к якорной цепи, поднялся по ней на пару метров, через некоторое время его сняли катером с другого корабля и передали на ют вахтенному офицеру. Когда ЛК перевернулся он был снова подобран катером и перевезен на причал госпиталя. В дальнейшем был включен в состав судоподъемной партии. В его описаниях событий никаких небылиц, изложенных в коментариях к этой статье не было.
У меня матушка работала в то время на 33 буксире (паровик, американец) коком. Их буксир принимал участие в спасательной операции.
И в начале 60-х мы жили в доме (Гоголя 32), где жило несколько семей с того линкора. Помню разговоры взрослых в полголоса на кухне от той трагедии.
Печальное совпадение:
20 октября 1916 года не менее загадочный взрыв на линкоре "Императрица Мария", на тот момент новейший (1915 года постройки) линкор российского флота....
Кстати, на кладбище Коммунаров есть памятник погибшим на линкоре. Приходите, смотрите. Рядом памятники Шмидту, Черкашину и морякам - подводникам. Но, вот правда не знаю, есть ли под ним захоронения. Считаю, что вполне возможно, что они там есть.
Согласен с теми, кто выразил, скажем так, удивление, отсутствием каких-либо траурных мероприятий, посвященных этому трагическому событию. Столько лет помнили, проводили, и вдруг забыли.
Нехорошие мысли это навевает. Надо, надо помнить свою историю. Как радостные, так и горестные ее события.
Вечная память погибшим на линкоре "Новороссийск"! ... и на линкоре "Императрица Мария", раз уже речь зашла о них!
Страшная трагедия. У бабушки с дедушкой на Корабельной был сосед, бывший водолаз, принимавший участие в той спасательной операции, когда линкор уже перевернулся. А когда они с дедушкой выпивали, бывало, рассказывал жуткие вещи... А я, пацанчик, слушал... Это были ранние 70-е.
Вечная память!
Вечная память погибшим морякам Вспомним и трагедию другого линкора "Императрица Мария", Надеюсь, что будит установлен монумент "Взорванным Линкорам" в память о погибших моряках.
И видела и знала,т.к. дед был командиром в/ч . на Радиогорке и принимал непосредственное участие в похоронах.
Текст моего сообщения перечитайте насчет братского и не пишите ерунды .
Никогда не убивал столько времени на стучание по клавиатуре, но не удержался, чтобы поделиться информацией по одной из версий гибели линкора "Новороссийск". Правительственная комиссия практически сразу прибыла в Севастополь, однако ее работа свелась к рассмотрению только одной версии - срабатываинию немецкой донной мины, оставшейся после войны. Причем управились члены комиссии всего за пять дней - странно, не правда ли? Позже водолазы обнаружили две огромные воронки размером 12 на 14 метров и глубиной 1,5 метра рядом с корпусом затонувшего "Новороссийска", в связс с чем версию тут же подкорректировали: затонул от связки (?) донных мин. Да, в акваториях Сеастополя до сих пор находят морские мины, крупные и мелкие авиабомбы, но представить, что на штатном месте якорной стоянки флагмана ЧФ больше 10 лет находилась неизвестная мина... По современной версии кандидата технических наук Олега Сергеева, "Новороссийск" был подорван двумя зарядами с суммарным тротиловым эквивалентом в пределах 1800 килограммов, установленными на грунте в районе носовых артпогребов на незначительном расстоянии от борта корабля и друг от друга. Взрывы произошли с коротким временным интервалом, обусловившим создание кумулятивного эффекта и нанесение повреждений, от которых корабль и затонул. А сделали это ... отечественные спецслужбы с ведома руководства страны! Фантастика?! Рассмотрим факты. Оказывается, в ночь трагедии все технические средства наблюдения за акваторией Севастополя были отключены, а дозорные силы отозваны. Причем отключение этих систем было санкционировано командыванием флота. Наблюдение за подводным входом в бухты Севастополя осуществляла шумопеленгаторная станция "Сатурн-12". Фактически с 08.40 до 19.00 в день взрыва станция не работала, а дозор при входе в Севастопольские бухты отсутствовал с 05.30 28 октября до 01.27 29 октября. С 27 октября дозор на этой позиции осуществлял большой охотник БО-427. В ночь трагедии он почему-то стоял отшвартованный кормой у стенки кораблей бригады охраны водного района с отдачей одного из якорей. Называлось такое "дежурство" готовностью номер два. Все технические средства - РЛС "Лот" и "Шкот" у мысов Лукулл и Херсонес, теплопеленгаторы "Астра" на Константиновском равелине и в бухте Стрелецкая - также не работали. Формально они находились на техническом обслуживании, при этом РЛС П-20 на мысе Айя и на Ай-Петри находились в 30-ти минутной готовности, но также не работали! Идем дальше: никто из отвечающих за безопасность Севастополя, который тогда являлся закрытым городом и главной базой ЧФ, не понес никакого наказания. Ни один из генералов МГБ, которое отвечало за противодиверсионную деятельность, наказан не был. Не были наказаны ни руководители разведки ЧФ, ни командир охраны водного района главной базы ЧФ. Были лишь отправлены в отставку командующий ЧФ Пархоменко, что совершенно заслуженно, и командующий ВМФ СССР адмирал Кузнецов. А вот это увольнение было уже знаковым. Также, непонятна судьба двух баркасов, стоявших в ночь взрыва у борта "Новороссийска". Историки восстановили даже их бортовые номера. Для версии Сергеева они очень важны. Дело в том,что боевой пловец может транспортировать мину весом в несколько десятков колиграммов, если он передвигается на человеко-торпеде, то вес взрывчатки составляет около 350 килограммов. Потопление линкора было вызвано взрывом около 2 тонн взрывчатки. Вот ее-то, по версии Сергеева, и доставили ночью к борту "Новороссийска" на баркасе. Боевой пловец с Каспийской флотилии прибыл в Севастополь за несколько дней до трагедии. Его официальная задача была проверить охрану и оборону крупных надводных кораблей флота. Такие задачи - рутинные учения в армии и на флоте. Севастополь являлся закрытым городом, прибыл он налегке, а водолазное снаряжение достал в местном ДОСААФе. Его задача заключалась в том, чтобы незаметно подплыть к линкору и затопить баркас. Это бы означало, что линкор условно потоплен. Пловец с заданием справился. Однако, при погружении баркаса на дно сработало взрывное устройство, инициирующее взрыв 1800 килограммов тротила. Водолаз погиб. По утверждению автора версии, он знает фамилию и имя погибшего пловца. Тайна гибели "Новороссийска" не раскрыта до сих пор. Думается, что правда станет известна только тогда, когда спецслужбы раскроют свои архивы. Всем удачи!
to Nikusha05: считаю неправильным развлекаться "версиями" и прочими спекуляциями на памяти погибших.
Мне известна фамилия Сергеева с тем, что написали и варианты разбиравшиеся после трагедии как возможные в целях организации противодиверсинной службы.
Знакомился с материалами дела в своё время.
Но написал лишь то, что можно прочитать выше. Потому что лучшее, что можно сделать, по моему личному мнению - это молчанием почтить память. И постараться в наши дни сделать что-нибудь полезное ... чтобы не напрасны были все смерти...