Протесты в Сербии снова нарастают. Происходит это на фоне заявлений президента Вучича с намёками на возможность продажи Украине сербского оружия.
Сам Вучич предпринимает отчаянные попытки остаться у власти. Он маневрирует. На днях он объявил о роспуске парламента и досрочных выборах, чем очевидно пошёл на уступки митингующим. О чём прямо заявил: мол, он уважает их требования, хоть они и представляют «значительное меньшинство», но всё равно он решил «пойти навстречу».
Но поможет ли ему это? Его поддержка тает на глазах. Буквально вчера в Белграде вспыхнули другие протесты и тоже против него. Вышедшие на улицы протестуют против строительства отеля зятя Дональда Трампа, Джареда Кушнера, на том месте, где НАТО когда-то разбомбило генштаб ЮНА во время агрессии 1998 года. Теперь г-н Вучич отдаёт этот почти культовый объект под застройку тем, кто его разбомбил. Он выслуживается буквально в стиле Пашиняна. Что очевидно вызывает ярость его собственного избирателя. Пополняющего ряды протестующих.
То, что сейчас происходит в Сербии, длится там уже два года - с 2023-го. Требования протестующих росли. Сперва они отставки правительства, далее их стали интересовать уже досрочные выборов парламента. Но было понятно, что этим они не ограничатся, и вот теперь сам Вучич стал их требованием, что не удивительно, с учётом его поведения и очевидных ошибок.
Распустив парламент, он, вероятно, пытается подвигнуть ситуацию к некоему компромиссу. Ведь справиться силой у него уже не получается. Но чем заканчиваются уступки Майдану, все уже давно в курсе. Кроме, видимо, г-на Вучича.
Любое предложение компромисса от властей – это однозначная демонстрация слабости. Именно так это ими и воспринимается. А, значит, надо додавливать. Или, как минимум, расширять протесты.
Это со стороны протестующих. Но это имеет последствия и со стороны власти, жёстко деморализуя её сторонников, заставляя задаваться вопросом о том, а надо ли им это. Зачем топить за тех, кто сам не сопротивляется? Глядишь, те, за кого они выступают, не только сами всё «пролюбят», так ещё и сторонников своих подставят. Каковым этого очень не хочется.
Так что даже если в Сербии выборы пройдут без проблем и не закончатся известным сценарием классического Майдана, то совершенно точно ими всё не окончится. Для власти это может стать только началом проблем настоящих. Особенно, если победят на них не её сторонники. Что очень вероятно в ситуации, когда власть показывает слабость. Избирателю-то она такая зачем?
Что до нас, то вряд ли нам имеет смысл жалеть г-на Вучича. От сидения на двух стульях в конце концов всегда случается разрыв седалища. Похоже, именно это с ним сейчас и происходит. Сам виноват.
Но вот что делать с Сербией дальше? По сути, сейчас Сербия на грани падения в бездну. А вот это для нас уже важная тема. Но есть ли у нашей дипломатии рычаги влияния на ситуацию там?
К сожалению, этот вопрос, скорее всего, риторический. Как и вопрос об ответственности тех, благодаря чьей политике там сложилась такая ситуация.

"...Но вот что делать с Сербией дальше?...".
Кому?