Россияне выбрали «Человека 2025 года» и отдельно — «Женщину 2025 года». «Золото» народных рейтингов, которые составил «Левада Центр»*, досталось президенту Владимиру Путину и спикеру Совфеда Валентине Матвиенко.
Также в списки вошли президент США Дональд Трамп, народная артистка России Лариса Долина и другие знаковые персоны.
Политолог Алексей Макаркин уверен: этот рейтинг подчеркнул две закономерности, характерные для нашего общества, — зависимость политической повестки от телевидения и формирование госсектором политических взглядов в рунете.
Как голосовали респонденты?
В опросе приняли участие 1618 человек старше 18 лет, которые проживают в 137 населённых пунктах, расположенных в 50 субъектах РФ.
Половина респондентов назвали «Человеком 2025 года» президента Владимира Путина — он удерживает первое место в рейтинге с 1999 года, сказано в результатах опроса.
«Серебро» у президента США Дональда Трампа: его упомянули 14% опрошенных. По 8% голосов получили министр иностранных дел Сергей Лавров и премьер-министр Михаил Мишустин.
Респондентам отдельно задали вопрос о «Женщине года». Чаще всего граждане называли спикера Совфеда Валентину Матвиенко — её отметили 5% опрошенных. На втором месте оказалась народная артистка России Лариса Долина (4%), «бронза» у официального представителя МИД РФ Марии Захаровой (3%).
По 1% голосов получили глава Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина, главред RT Маргарита Симоньян, народная артистка СССР Алла Пугачёва, глава Центробанка Эльвира Набиуллина, депутат Госдумы, первая женщина-космонавт Валентина Терешкова, телеведущая Ольга Скабеева и статс-секретарь — заместитель Министра обороны Российской Федерации Анна Цивилёва.
Цифры правду говорят?
Напомним, социологическое исследование проводил центр, признанный иноагентом. Были бы результаты иными, если бы рейтинг составляли ВЦИОМ или ФОМ? Политолог, историк Алексей Макаркин на этот вопрос ответил так:
«Подобные исследования обычно делают по сходным выборкам, поэтому показатели вряд ли были бы принципиально иными: агентства могут быть разными, но люди и методики в целом одни и те же. Полностью идентичного результата, конечно, не бывает, но в целом картина бы не изменилась».
По мнению Макаркина, нужно смотреть не на то, кто проводит исследование, а на то, какие стороны нашего общества оно подсвечивает.
Роль телевидения и интернета
«Нормативным источником информации по-прежнему остаётся телевидение. Да, телевизор начинают смотреть меньше, но это постепенный процесс, не одномоментный», — высказал мнение Макаркин.
Из этого следует важный момент: телевизор задаёт «рамку», а интернет используется как инструмент, с помощью которого можно «дособрать факты», уточнить детали.
«Если гражданин сталкивается с информацией, которая противоречит телевизору, он часто рассматривает её как неправильную, как какие-нибудь вбросы врагов. Отсюда возникает иллюзия двух лагерей — телевизор против интернета. На практике всё устроено сложнее», — считает наш собеседник.
Кто рулит политической информацией?
Некоторые граждане приводят контраргумент: молодёжь, участвующая в опросах, телевизор не смотрит. Как в таком случае он может влиять на умы юношей и девушек?
Прежде чем ответить на этот вопрос, Макаркин задал свой:
«Откуда у молодых берётся политическая информация, если телевизора нет, а искать её специально в Сети хочется далеко не всем?».
Наш собеседник считает: молодые люди получают её из государственных и прогосударственных источников, тех, которые, в том числе, формируют телевизионную повестку.
«Количество молодых людей, которые заходят в интернет, чтобы целенаправленно найти информацию, альтернативную государственным тезисам, не очень велико, — сказал Макаркин. — Основная масса юношей и девушек в интернете ищут дополнительные факты о политике из государственных и прогосударственных источников, которые не ломают их представления о политической ситуации в стране».
Поэтому в упомянутом выше народном рейтинге не фигурируют президент Франции Эммануэль Макрон, премьер-министр Великобритании Кир Стармер и другие политики из «недружественных» стран.
Что касается второго места Дональда Трампа, тут всё объяснимо, считает политолог.
«Его наши СМИ воспринимают как политика, который реально принимает решения, — высказал мнение Макаркин. — Для части общества он выглядит фигурой, с которой можно договориться: есть ожидание, что лидеры больших держав сядут, обсудят и придут к какому-то соглашению. При этом для одних это надежда, а для других — повод для опасений. Благодаря такому позиционированию Трамп взял "серебро" народного рейтинга».
Женское лицо рейтинга
Отдельно наш собеседник разобрал женский рейтинг. Он напомнил, что в России общее восприятие политики — это «мужское дело». Поэтому в первом рейтинге лидеры стран, министры, высокопоставленные чиновники, а в женском рейтинге балом правит Валентина Матвиенко.
По мнению политолога, это произошло не только из-за должности, которую занимает спикер Совфеда. Часть аудитории «достраивает» её образ через воспоминания о позднесоветском и раннероссийском политическом пути — как бы подтверждая, что женщина в большой политике может быть «легитимной», потому что «она там давно» и «её ценили ещё тогда», высказал свою точку зрения политолог.
«Остальные женщины не воспринимаются как люди, которые принимают политические решения. Отсюда дефицит женских фигур, которые попадают в сферу внимания. Их существенно меньше, чем мужчин», — подчеркнул Макаркин.
Поэтому, считает он, «серебро» рейтинга «Женщина года» досталось певице Ларисе Долиной, которая оказалась в центре скандала, связанного с продажей квартиры в московском районе Хамовники.
«История с Ларисой Долиной стала заметной потому, что это редкий пример темы, о которой людям легче говорить, — сказал Макаркин. — Политика воспринимается как тяжёлая и конфликтная сфера, где человек чувствует, что ни на что не влияет, поэтому её стараются избегать. А здесь возникает светский, резонансный сюжет: он вызывает эмоции, обсуждается, по нему легко сформировать позицию. Это и объясняет высокую видимость этой фигуры — внимание к ней может быть не позитивным, но оно массовое».
Политолог резюмировал: рейтинги «Человек года» и «Женщина года» отражают не столько любовь к фамилиям, сколько схему доверия к источникам: телевидение задаёт «норму», интернет чаще служит дополнением, а его молодёжный сегмент не обязательно ведёт к альтернативной политической картине. Поэтому массовое внимание привлекают либо те, кого считают «принимающими решения», либо громкие скандалы, которые обсуждать психологически проще, чем тяжёлую политику.
Роберт Вочовский
*Организация, выполняющая функции иностранного агента





