Российские врачи готовы начать лечение пациентов от рака с помощью вакцины уже в ближайшее время — в течение месяца-полутора.
Документы, необходимые для получения разрешения на производство персонализированных вакцин для терапии рака, уже поданы в министерство здравоохранения — как пишет ТАСС, об этом сообщил директор Национального исследовательского центра эпидемиологии и микробиологии имени Н. Ф. Гамалеи Александр Гинцбург. Этот центр, а также институт Герцена и институт Блохина вскоре должны получить соответствующие разрешения и приступить к созданию первых вакцин против меланомы.
Гинцбург также рассказал, что группы добровольцев уже сформированы, а их персонализированные генетические данные определены. Ранее он сообщал: доклинические исследования показали, что российская вакцина от рака подавляет развитие опухоли и, вероятно, возможность появления метастазов.
Российская вакцина от рака: появится «чудо-укол»?
Работу российских учёных над вакциной от рака прокомментировал в беседе с «Газетой.ru» Евгений Ледин — кандидат медицинских наук, эксперт в области противоопухолевой лекарственной терапии.
Он отметил: если профилактические вакцины — это состоявшаяся реальность, с лечебными вакцинами ситуация совсем иная.
Так, к примеру, в число первых входят вакцина против вируса папилломы (такие прививки доказали эффективность в снижении заболеваемости раком шейки матки и некоторыми другими видами рака) и вакцина против гепатита В — она защищает не только от самой инфекции, но и от появления опухоли печени. По словам Ледина, использование этих вакцин вошло в практику по всему миру.
Лечебные вакцины в отличие от профилактических призваны атаковать уже появившуюся опухоль, и ни один из таких препаратов пока не вошёл в стандартные методы лечения ни в России, ни за границей, пояснил врач.
Но, как отметил Ледин, исследования в этой области ведутся, и в некоторых случаях лечебные вакцины в комбинации с иммунотерапией продемонстрировали эффективность. При этом доктор подчеркнул: результаты были получены по небольшим группам пациентов, и этого недостаточно для того, чтобы клинические рекомендации были изменены.
Ледин добавил, что сейчас очень мало информации о российской вакцине от рака. В международных базах нет данных крупных исследований, поэтому пока невозможно оценить перспективы этих разработок российских учёных. Кроме того, если даже в ближайшие годы появятся убедительные результаты действия вакцины, внедрение её в практику может занять годы: как пояснил доктор, для этого необходимо будет доказать её эффективность и безопасность на больших группах пациентов, а также решить вопросы сочетания вакцины с другими методами лечения, определиться с её стоимостью и доступностью.
Ледин сообщил, что рано говорить о «чудо-уколе», но не исключил: вакцины могут занять своё место в методах лечения, но не как универсальное средство, а как часть комплексного подхода.