Почему дети играют в войну, взрослые участвуют в военных реконструкциях, режиссеры любых поколений снимают кино о войне? Наверное, это происходит потому, что война рядом — в нашей жизни, в нашей памяти.
В детстве эти игры возвышенные: подтянутые солдатики в красивой форме, они умеют маршировать, стрелять, получать награды, и все по правилам; у взрослых уже есть понимание обратной стороны медали войны, которая не знает ни правил, ни жалости.
У режиссера задача куда более сложная – показать в совокупности все как есть в страшных, порой нечеловеческих условиях. Показать звериное лицо войны, в центре которой человек волевым решением определяет свои поступки, отражающие момент слабости и преодоление себя, мужество и мудрость, любовь и самопожертвование, предательство и позорную смерть или угрызения совести и искупление. Одним словом – саму жизнь.
Много таких кинофильмов, на которых воспитывались целые поколения, вошли в золотой фонд отечественной кинематографии, а режиссеры, видевшие Великую Отечественную войну лично, уже стали легендой.
Кто сегодня снимает фильмы о войне? Это молодые воспитанники соответствующих факультетов, которые не видели никакой войны. И слава Богу, что так, но они снимают о войне.
Своим мнением о современных работах о войне с нашим корреспондентом поделился президент Международного фестиваля военного кино имени Ю. Озерова режиссер Олег Урюмцев. Именно через этот фестиваль прошло уже немало тематических конкурсных фильмов.
— Молодые режиссеры сегодня снимают о войне очень своеобразно, — начал наш диалог О. Урюмцев.
— Что вы имеете в виду?
— Я имею в виду, что оно холостое. Этому кино не хватает всего: тут нет наполнения, сока нет, правды. Костюмы — идиотские, машины все покрашены, каски блестящие, много чего нет, то есть люди не знают этого. Но самое страшное, что люди этим не занимаются, когда пытаются снимать кино.
— Вы хотите сказать, что основная проблема во внешней, зрелищной оболочке или все же и в содержательной части тоже?
– И внешней оболочки нет, и внутреннего содержания нет – вот в чем дело! Драма — она же происходит в кино, понятно, что по своим кинозаконам, но она должна еще и по жизненным законам происходить.
— Каким вы видите выход из такого кинематографического подхода молодых режиссеров?
– Выход один – учить их надо! Не учат ничего! Все ударились в мелодрамы, наркотики, там всякую ерунду, в СПИДы и так далее, и никто не занимается. А нас, я помню, с детства воспитывали. Вы помните детские фильмы? «Это было в разведке», предположим, цены нет такому фильму, а их было много. Для детей кино не снимают.
— Если у молодых кинематографистов военное кино слабое, расскажите, пожалуйста, в каком жанре у них получается снимать лучше?
– Современная драматургия, про проходимцев каких-нибудь. В историях криминальных они специалисты. Их медом не корми, все решается в экшн ключе (то же, что боевик. – Ред.), таком полурекламном. То есть ты приходишь в кино, видишь 3D, или сейчас уже IMAX 3D, все, для тебя шоу представлено, а внутреннего ничего нет — нет катарсиса (очищение души. – Ред.), который предусмотрен в любой драматургии.
— Вы говорили, что все же есть одаренные молодые люди. Фестиваль предполагает дальнейшее обучение, продвижение интересных конкурсантов или же только поощряет, а дальше нужно пробиваться самому?
– Фестиваль – это конкурс фильмов и праздник актеров. Если бы я преподавал, а я преподавал в академии Нестеровой, мы воспитывали ребят уже по-умному. Сейчас, к сожалению, многие этого не делают. Вот понимаете, был Юрий Озеров, а мы — ученики Озерова. Мы от него получили, и мы можем это дальше дать. Тот, кто получил от нас, тоже может дальше дать, но есть и другие «учителя»…
— В Севастополе закончился XII Международный фестиваль военного кино имени Ю. Озерова, подведены итоги. Каковы ваши впечатления и планируете ли вы продолжать его проводить в нашем городе?
– Фестиваль по игровому и документальному кино получился полноценный. Сейчас, когда Севастополь вернулся в Россию, мы смело можем тратить российский бюджет в Российской Федерации – это замечательно. Севастополь – это такое сердце, которое бьется с большой отдачей, и мы тоже хотим поддержать город, который переживает нелегкие времена. Именно Севастополь стал сейчас точкой сосредоточения отечественного патриотизма, и, конечно, мы хотим этот фестиваль сделать для города традиционным.
Елена Озаренко
Обсуждение (3)
Хорошо сказал, а главное правильно.
Большое спасибо энтузиастам, которые делают, что должны, несмотря ни на что. Даже на полное безразличие тех, для кого это делается.
Уважаю этот сумасшедший подвижнический труд, который делается, потому что его нельзя не делать. Как хорошо, что есть люди, которые спрашивают себя - если не мы, то кто?..
Спасибо ещё раз.
Военный фильм не может снять человек, имеющей о ней смутное представление. Да и денег на по-настоящему батальные сцены нет. Просто чаще надо показывать по телевизору советские про войну. Сейчас актуальнее фильмы типа "Сталинград" - о том, что война никому не нужна, она бессмысленна и противна здравому понятию жизни.