Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган сообщил, что страна намерена вступить в БРИКС. По этому вопросу состоится ряд важнейших встреч и пройдут переговоры.
Коллективный разум немедля взвыл: многополярность! Новые союзники!
Но такие ли уж союзники и стоит ли радоваться? Давайте разберемся.
В международной политике есть понятие, на котором двумя ногами стоит дипломатия, особенно в острые периоды - ситуативные союзники.
Сегодня для России это почти все, кто не участвует в коалиции с США по вопросу СВО, не объявил нам санкции и не поставляет Украине оружие.
Дошло до смешного - ситуативными союзниками оказались талибы, ХАМАС* и прочие организации, бесконечно близкие к тем силам, с которыми СССР воевал в Афганистане и Россия - в Чечне. А то и напрямую эти самые силы представляющие.
Очевидно, что официальная государственная риторика в силу обстоятельств эти самые организации в некотором роде даже поддерживает. Но бесконечно смешно, а местами и грустно читать восторги некоторых граждан, которые, кажется, забыли день вчерашний.
Таким же точно ситуативным союзником оказался и Эрдоган.
И союз этот, если выражаться очень мягко, получится с фигой в кармане.
Почему? Две определяющие внешнюю политику черты сегодняшнего турецкого государства таковы:
1) Амбиции Эрдогана построить тюркскую империю. То есть, объединить все земли, населяемые современными шиитами и тюркскими народами в единое геополитическое пространство.
2) Очень слабая экономика.
Иными словами, на примере Турции мы наблюдаем роковую комбинацию: поистине наполеоновские планы президента сочетаются с банальной нехваткой денег.
Именно поэтому Эрдогану приходится идти даже не на компромиссы, а буквально - ходить между струй.
Турция, напомню, член НАТО. Так зачем же Эрдогану понадобился БРИКС? Поддержать Россию в противостоянии коллективному Западу? Укрепить многополярность?
Ну, конечно, нет.
Его банально интересуют внешнеторговые связи, потому что денег, повторюсь, у Турции нет, а планы огромные. У кого есть какие-то сомнения - могут вспомнить, как наш “усатый друг" нарушил прямую договоренность о выдаче пленных азовцев Украине.
А нужно будет - еще не то нарушит, как по мне. Особенно, если речь будет идти о поддержке со стороны США.
То есть, даже в качестве ситуативного союзника Турция местами опаснее иных "врагов". Впрочем, у экономики свои законы, и дополнительные торговые связи точно никому еще не вредили.
Поэтому, как говорится, добро пожаловать, дорогой турецкий друг.
Но спиной к дорогому другу лучше на всякий случай не поворачиваться.
Мария Дегтерева
Обсуждение (3)
Засланный казачок с нато
Туркам верить нельзя.
БРИКС не является политическим блоком, тем более военно-политическим, хотя экономические объединения стран безусловно влияют на политику, но термин "союзник" применительно к ним, как седло применимо к корове, и да, в подобных объединения у каждого члена могут быть свои цели и амбиции. Присоединяющийся, вряд ли может сильно повлиять на обстановку внутри объединения (т.к. вступает признавая уже принятые там правила) и принимают его с учетом его специфики, например членом БРИКС уже является Эфиопия, а ее экономике до турецкой, как нашей до китайской. Ну и самое главное, при всей риторике о многополярности, страны входящие в БРИКС ( по крайней мере некоторые) на ней ( или "борьбе" за нее) явно не зациклены, это побочный эффект объединения, а оно само просто удобная форма решать некоторые свои проблемы.