Севастополь

«Почти полдень». В студии ForPost танц-терапевт Светлана Бутузова

В программе «Почти полдень» танц-терапевт негосударственного сообщества талантливых людей «Тот ещё Театр» Светлана Бутузова.

«Почти полдень». В студии ForPost танц-терапевт Светлана Бутузова
Светлана Бутузова

Сегодня в студии ForPost мы говорили о терапевтическом свойстве танца, о методах работы с человеческим телом, о танцевальном проекте «Иисус Христос – суперзвезда» и пластическом спектакле «неМЫ» с танц-терапевтом негосударственного сообщества талантливых людей «Тот ещё Театр» Светланой Бутузовой.

Программу провёл Арсений Веденин.

- Здравствуйте, в Севастополе “Почти полдень”, с вами Арсений Веденин.

14 марта на сцене Вадима Елизарова состоится премьера пластического спектакля “неМы”. В течение 2-х часов 30 человек будут говорить со зрителями на языке танца. 

И сегодня у нас в гостях  режиссер-постановщик этого удивительного действа, танц-терапевт, режиссер, педагог по сценическому движению Светлана Бутузова. Светлана, добрый день. Когда мы говорим о понятии хореограф, мы в принципе понимаем, о чем идет речь. Это человек, который ставит танцы, профессионально занимается танцами, а что подразумевается  под понятием танц-терапия, для чего это нужно, кому это нужно?

- Ну, во-первых, это нужно всем людям, которые каким-то образом могут попасть на сцену и не просто на сцену, может быть, обычным простым смертным.

Потому что, мне кажется, что мы очень часто живем только в голове, какие-то проблемы, зажимы оставляем в теле и не даем телу проявляться. Поэтому и есть танцевальная терапия, если мы говорим про спектакль пластический, то есть такие интересные моменты, когда люди приходят со своим каким-то опытом, и мы проживаем это в безопасной среде для них. Решаем их проблемы, они, может быть, находят решения сами, то есть происходит терапия через движения.

- Насколько я знаю, вы приехали в Севастополь из Архангельска. Там у вас было свое арт-пространство, своя сцена огромная, где вы ставили интересные проекты. Что вас заставило уехать из родного города, где вы в принципе заработали себе имя, репутацию?

- Я очень люблю мой город. Очень люблю свою известность там. Может быть, пришло время поработать с другими людьми, потому что я не выезжала куда-то и делала все для того, чтобы в моей области  я была полезна для своих людей. Очень много работала с обычными людьми, я думаю, им это было очень важно. Когда я сюда приехала, то поняла, что здесь тоже есть потребность в том, чтобы поделиться теми знаниями, которые у меня есть. Вот этот проект “неМы”, он отчасти был создан для того, чтобы собрать простых людей, пожить их историей на сцене.

- Со студентами школы Кислород, с актерами “Того еще театра”, перед тем, как они уезжали к Константину Райкину на учебу, чтобы повышать свою квалификацию, вы занимались именно танц-терапией, и вот такая форма общения выявила у ребят, может быть, какие-то болевые точки, внутренние конфликты - вообще это как-то им внутренне помогало открыться, раскрепоститься?

- Мне, наверное, это надо спросить у них, но, на мой взгляд, вообще тут было не совсем про терапию, тут было больше про пластику. У актеров, несмотря на то, что они актеры, есть зажим телесный. То есть мы в основном работали с телесными зажимами и с раскрепощением тела, чтобы их тело могло выражать то, что они переживают или в какой роли они сейчас находятся. Мы этим занимались.

- В свое время вы брались за проект с серьезными названиями, один из них “Иисус Христос супер-звезда”. Имело ли это какое-то отношение к оригинальной рок-опере, или это был какой-то ваш  личный танцевальный проект?

- Вообще это был мюзикл. Там все исполнялось живьем, была группа, у нас участвовало 36 человек. Часть из них были танцоры, часть из них были вокалисты и музыканты. Очень интересный проект. Это была не моя идея: ко мне пришла одна моя очень хорошая знакомая и предложила мне поставить этот мюзикл.

Мы взяли за основу  фильм, 77 года или 72 года, я не помню уже какого, естественно, через свое видение подали. То есть мы разделили вокалистов и танцующих, у нас было 2  Иисуса, всегда есть какая-то двойственность, и Марии Магдалины было 2, и они отыгрывали каждый свою часть. Голосовую играли вокалисты, а телесную - танцующие люди. Я очень горжусь, что этот проект у нас получился. Он мне очень нравится, я сейчас до сих пор о нем вспоминаю с теплом.

- Увас был еще один танцевальный проект, вы его посвятили своей подруге, которая излечилась от онкологии, и поставили такую танцевальную историю о больных раком. Расскажите немного об идее? 

- Может быть, она более личная, просто онкологии очень много сейчас. Очень много вокруг людей, которые заболевают, и сейчас есть те, которые излечиваются от нее. Это очень страшно, когда твой близкий человек заболевает какой-то болезнью, от которой можно умереть. Дело в том, что мы поставили этот спектакль уже после того, как она излечилась. Мы решили сделать такую точку, как это было. Чтобы те люди, которые сидят в зале, может быть, подумали не о том, что это вирусное заболевание, да, -  а все болезни все равно идут от нашего отношения к жизни. Поэтому мы сделали такой проект, сыграли его один раз, но он был нужен и нам, тем, кто был на сцене, и тем, кто был в зале.

- Вас ведь интересует не только театр танца, вы еще занимаетесь и кино, в данный момент снимаете короткометражный фильм с Анной Карелиной в главной роли, художественным руководителем  “Того еще театра”. Расскажите немного, о чем эта картина, и сможет ли ее увидеть широкая аудитория?

- Короткометражка - это вообще такой интересный момент, понятно, что это не будут показывать в кино, это не фестивальные вещи.

Я когда переехала сюда, в Севастополь, жила  долгое время в Балаклаве, и, естественно, приходила на набережную, когда возникали какие-то мысли, сценарии в голове, спектакли, может быть.

В Балаклаве, где я пила кофе (садилась в одно место, пила кофе), там всегда была интересная девица, и она меня  натолкнула на мысль о том, что есть такие люди, которые немножечко потерялись. Они потерялись по жизни, у них есть внутренняя остановка, они вроде бы живут эту жизнь, но не проживают ее.

У меня возникла идея, я с ней сразу поделилась с Аней, мне кажется, что она очень подходит по типажу ей. Мы обсудили, додумали детали, как-то больше раскрыли эту историю. Мы сейчас находимся в стадии подготовки, чтобы этот фильм начать снимать. У нас есть оператор, сейчас мы будем делать раскадровки.

Мне кажется, что эта короткометражка будет интересной, потому что мы туда добавили волшебства. Здесь мне все кажется волшебным, в Балаклаве тоже, и люди волшебные. Волшебство там будет.

- Светлана, если брать европейских хореографов, то кто из них ваш кумир? Чьими принципами работы вы  руководствуетесь в своей практике, сейчас в танц-терапии, берете ли вы какие-то навыки за основу? 

- В любом случае, я слежу за всеми. Смотрю всех, потому, что есть такой момент, когда то, что ты делаешь на сцене, кажется, не нужно смотреть, а нужно брать из себя, только внутрь себя смотреть и наблюдать.

Есть какие-то моменты, которые уже сделаны. Кажется, что ты работаешь над этим и изобретаешь заново колесо. А тут посмотришь, если кто-то уже такое делал, можно двигаться дальше.

Не хотела бы называть кого-то конкретно, но наблюдаю, смотрю и в любом случае, то, что сейчас происходит  в России,  - это в разы отличается от того, что происходит в Европе. Потому что, естественно, мы отстаем, потому что мы занимались совсем другим, когда они развивались в этом.

Но у нас есть очень хорошая способность. Мы очень быстро схватываем и уходим в глубину. Поэтому, я вот когда сюда приехала, мне показалось, что у меня получится. У меня получится объяснить, углубиться в такие моменты, которые, может быть, не хочется иногда видеть. Может быть, как-то больно видеть, но зато - они такие правдивые. У меня есть такое убеждение, что движение - оно не врет. Мы можем соврать словами, глазами, но не движением. Тело не врет.

- 14 марта на сцене театра Елизарова состоится премьера вашего пластического спектакля “неМы”. Актеры будут говорить со зрителями на языке танца в течение 1,5 часов. Это достаточно долго. Расскажите, чем они будут держать зрителей, к чему зрителям себя готовить?

- Я думаю, зрителя не подготовить, лучше не ожидать ничего, прийти и посмотреть. Дело в том, что ко мне пришли люди, 30 человек. Разных, абсолютно разных, по внутреннему, внешнему содержанию. Я отталкивалась от того, кто ко мне пришел.

У каждого есть какая-то история, каждый человек на сцене - он будет жить себя. Нам очень часто кажется, что мы попадаем в какие-то разные истории, но истории очень похожи. Поэтому все, что будет происходить на сцене, возможно, будет касаться каждого, кто будет смотреть.

У меня задумка была такая, что мы вообще люди, люди из вот этой людской массы. Мы не какие-то особенные. Я не заявляю их, как актеров и танцоров. Мы больше делаем там движений и открытых приемов. Это такая правдивость. Может, там есть даже шокирующие вещи, но я за правду. За то, что можно посмотреть и задуматься. Задать себе какой-то вопрос или подумать - о, это как у меня, я так больше не хочу. Хочу как-то по- другому. Если это получится - это будет успех для меня.

- Это ваша личная история, или все-таки личная история каждого, кто принимает участие?

- Здесь и истории людей и мои. Мое видение их историй. Мои истории в их видении. То есть это такое переплетение. Все, кто пришел - они реально потрудились, вложились и вкладываются. Это очень сложно - быть на сцене собой. Потому что все мы очень любим играть. Вот мы занимались 1,5 месяца тем, что шли этот путь к себе. Чтобы мы не боялись себя показать.

Программа подготовлена по заказу БФ "35-я Береговая батарея"

575
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов

Обсуждение (4)

Profile picture for user Целительный Анчар
7191

танц-терапевт негосударственного сообщества талантливых людей

Заинтригован, однако

Profile picture for user Black Garry
305

Простой вопрос .Если терапевтические свойства танца столь высоки, почему профессиональный танцоры уходят на пенсию в 35 лет?

Profile picture for user nemoronin
2796

to Black Garry:  Если пациент хочет жить, то современная медицина бессильна.

Profile picture for user STERO
301

....еще ,очередное  новое слово появилось : "танц-терапевт", как и уже существующие -отельер.профайлер,апарт-отель. мастер-класс и др. галиматня,....откуда работники СМИ берут только эти "загадочные"названия???

танц-терапевт негосударственного сообщества талантливых людей Заинтригован, однако

 

Главное за день

На каждого жителя Севастополя в Генплане отвели 16 кв. м зеленых насаждений

В процессе доработки проекта территории зеленых зон были увеличены.
20:01
16
444

В Севастополе оценили потери граждан от атак ВСУ

Пока на компенсации выделено более 2 миллионов, но это не финал.
16:04
7
1428

ВСУ ищет уязвимые места в Крыму и Севастополе для ATACMS — мнение

Однако военная помощь США уже не изменит сложившийся баланс сил, считает собеседник ForPost.
13:01
11
3440