Россиян предупредили о подорожании билетов на самолёты. Почему это произойдёт и насколько могут вырасти цены — в материале ForPost.
Тревожный сигнал
О возможном росте стоимости авиабилетов и снижении спроса на полёты предупредила Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта, которая объединяет крупнейшие авиакомпании России.
В организации объяснили, что это будет следствием увеличения аэронавигационных сборов, взимаемых с отечественных авиаперевозчиков на внутренних и международных направлениях, написал «Коммерсантъ».
Такое решение готовят федеральные власти, чтобы получить необходимые деньги для капитального ремонта минимум 50 аэродромов до 2030 года. На это нужно порядка 12 миллиардов рублей ежегодно.
Федеральная антимонопольная служба уже утвердила приказ о повышении ставок аэронавигационных сборов. Документ вступит в силу 17 сентября.
Ассоциация попросила министерство транспорта РФ проработать этот вопрос и варианты его решения.
Обращение к Минтрансу, который не стал комментировать ситуацию, поддержали компании Utair и «Уральские авиалинии». «Аэрофлот» выступил за модернизацию инфраструктуры и сообщил, что власти и перевозчики должны прийти к справедливому и прозрачному механизму финансирования работ.
Что будет с полётами
Уровень пассажиропотока российских авиакомпаний, по данным за 2023 год, составил 105 миллионов человек — на 10% больше, чем в 2022 году, сказал ForPost кандидат экономических наук, доцент кафедры стратегического и инновационного развития Финансового университета при Правительстве РФ Михаил Хачатурян.
То есть, считает он, вопреки санкционным трудностям отечественные авиаперевозчики смогли удержать стоимость билетов и качество услуг на приемлемом уровне.
«Если не брать в расчёт всероссийского лоукостера ''Победу'', то выясняется, что средняя цена перелёта в эконом-классе в России за первую половину 2024 года выросла на 17% и составила 7363 рубля. А в целом средняя цена авиабилета за первое полугодие выросла на 20% и составила 9150 рублей», — добавил наш собеседник, ссылаясь на данные Минтранса РФ.
По его мнению, рост пассажиропотока авиакомпаний говорит о том, что подорожание авиабилетов не выглядит для россиян пугающим, или о том, что цены билетов на поезда растут быстрее. За первую половину этого года стоимость ж/д билетов выросла на почти 30%, уточнил экономист.
Он обратил внимание на то, что во многие точки России добраться по воздуху быстрее, чем по земле. Собственно, скорость перемещения во многом и определяет популярность авиации во всём мире, а в РФ особенно, отметил Михаил Хачатурян.
«При этом важно, что стоимость авиабилетов, например, на Дальний Восток субсидируется государством для отдельных категорий граждан, и речи об отмене или изменении формата этих субсидий нет. А в плане роста аэронавигационных сборов установлен понижающий коэффициент», — обратил внимание собеседник ForPost.
Повышение аэронавигационных сборов с авиакомпаний «неминуемо приведёт к повышению цен на авиабилеты», а значит, к концу года стоит ждать их подорожания в среднем ещё на 10-15%, рассуждает экономист.
При условии применения понижающего коэффициента в отношении авиаперевозок на Дальнем Востоке, как предположил Михаил Хачатурян, общее повышение цен на авиабилеты в регионах Дальневосточного федерального округа если и будет, то в пределах 5-10%, что компенсируют федеральные субсидии.
«В целом можно сказать, что резкого повышения цен на внутрироссийские перевозки из-за повышения аэронавигационных сборов ждать не стоит. Оно в целом по году не превысит 40-45%. Основным компенсатором затрат авиакомпаний станут международные перевозки, но из-за ограниченности направлений рост по году не превысит 20-30%. При этом в случае отсутствия каких-либо значимых дополнительных внешнеэкономических потрясений это повышение не скажется сколько-нибудь значительно на показателях выездного туризма в период новогодних праздников», — подытожил он.
Часть большого процесса
Увеличение стоимости авиабилетов связано с макроэкономической ситуацией, сообщил ForPost генеральный директор цифровой платформы для организации командировок и управления расходами «Ракета» Дмитрий Кривошеев.
По его словам, аэронавигационные сборы — лишь часть большого процесса, в котором авиакомпании столкнулись с уменьшением пассажиропотока и сетки перелётов, с уменьшением государственных дотаций, с усложнением технической поддержки бортов.
«Сложно прогнозировать уровень увеличения цен, так как ситуация меняется. К тому же перевозчики стараются бороться с проблемами. Авиакомпании постоянно проводят стимулирующие программы, чтобы увеличить пассажиропоток. Особенно в непопулярных направлениях. Или действия, направленные на снижение затрат. Например, авиакомпании могут увеличивать бонусные программы для сотрудников. Сейчас для них открытые цены в некоторых направлениях выгоднее, чем даже рейсы ''с подсадкой''», — сказал он.
Дмитрий Кривошеев добавил, что стоимость авиабилетов для обычных россиян — достаточно острый вопрос.
В силу географической величины нашей страны добраться до восточной части РФ из центрального региона является практически невозможной задачей на другом виде транспорта, кроме как на самолёте, отметил он.
«Что говорит в каком-то роде о монополии авиационной отрасли. И хоть государство старается бороться с высокой стоимостью перелётов, путешествия в восточную часть нашей страны для многих остаются достаточно дорогими», — констатировал руководитель Ракеты.
Берите билеты заранее
Ещё летом много говорили о том, что повышение ставки сбора за аэронавигационное обслуживание спровоцирует рост цен на авиабилеты вплоть до 50%, напомнил транспортный эксперт, генеральный директор компании «Мой Автопрокат» (сети автопрокатов в России и за рубежом) Дмитрий Матвеев.
Но это было преувеличением, так как размер этого сбора не превышает 3% от стоимости перелёта, считает он.
«Реально же на рост цен на авиаперелёты влияют такие факторы, как волатильность рубля, рост цен на авиакеросин, рост цен на техобслуживание, ремонт и запчасти для самолётов», — сказал Дмитрий Матвеев в беседе с ForPost.
По его мнению, государственное регулирование цен, на которое кто-то может надеяться при подорожании полётов, — не самый лучший выход, потому что оно может привести к негативным последствиям.
Так как продажи билетов стартуют за несколько месяцев до вылетов, их начнут сразу выкупать перекупщики — это приведёт к тому, что ко времени рейсов билетов в кассе не будет, и купить их можно будет только у спекулянтов, пояснил он.
Поэтому, если человек планирует, например, отпуск в каких-то летних популярных направлениях, то ему билеты на самолёт лучше брать заранее, за два-три месяца, полагает наш собеседник. И, уточнил Дмитрий Матвеев, желательно участвовать в программах лояльности авиакомпаний и иметь карты банков, сотрудничающих с ними.
Алексей Лохвицкий
Обсуждение (1)
Патамушта капитализм.