Россия

Почему поездка в плацкарте сравнялась по цене с билетом на самолёт?

Как сделать ж/д транспорт удобным и доступным для жителей России, рассказал эксперт.

Фото:
ForPost

В России подорожали путешествия на поездах. Средняя цена проезда в плацкартном вагоне нефирменного поезда составила 287 рублей за 100 километров в январе-июне. Это на 23% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года.

Ещё увеличилась средняя стоимость проезда в других вагонах, написали «Ведомости»:

  • в плацкартном фирменного поезда — до 401 рубля за 100 км (+17%);
  • в купейном нефирменного поезда — до 438 рублей за 100 км (подорожание +15%);
  • в купейном фирменного поезда — до 595 рублей за 100 км (+16%).

Цена стоимости билета на поезд складывается следующим образом.

Власти, корректирующие стоимость проезда на железнодорожном транспорте, утверждают график гибкого регулирования тарифов на проезд в плацкартных и общих вагонах по РФ. Он устанавливает изменения цены по календарным периодам года.

Федеральная антимонопольная служба, которая повышает ставки регулируемых ж/д тарифов, сообщила: индексация стоимости пассажирских перевозок в дальнем следовании в регулируемом сегменте проводится согласно прогнозу социально-экономического развития страны.

Федеральная пассажирская компания — дочерняя структура АО «Российские железные дороги» — уточнила: в высокие сезоны, летом или в декабре, цена проезда в плацкартных, общих и сидячих вагонах всегда выше, а в другие периоды — ниже.

А такой резкий рост цен на ж/д билеты в этом году связан с аномально высоким спросом на туризм внутри РФ, считает аналитик Михаил Бурмистров.

Повышение спроса приводит к подорожанию в условиях ограниченного предложения, отметил он:

«В первую очередь раскупаются билеты по регулируемым тарифам в плацкарте. Это, в свою очередь, приводит к тому, что те, кто не успел купить дешёвые билеты, вынуждены брать их в другие классы вагонов».

Свежий пример, до чего дошло, привёл «Московский комсомолец». Чтобы выбраться из Анапы в Москву по железной дороге, туристу нужно отдать 73,5 тысячи рублей. И сперва ехать в плацкартном вагоне одного поезда до Ростова-на-Дону, а потом — в люксовом вагоне другого поезда — уже до столицы.

Транспорт для миллионов человек

Как узнал ForPost, спрос на поездки по России на поездах дальнего следования увеличился в 1,8 раза за предыдущие четыре года.

Если в 2020 году, когда были введены ограничения на передвижение из-за пандемии коронавируса, такие поезда перевезли 67,94 млн человек. То в 2023 году — при закрытых аэропортах юга РФ — уже 124,23 млн, следует из данных Росстата.

В текущем году, с января по июнь, были перевезены 59,83 млн человек.

Перевозками поездами дальнего следования занимаются восемь компаний, например, Федеральная пассажирская компания и «Гранд Сервис Экспресс», по сведениям Федерального агентства железнодорожного транспорта.

В работе железной дороги, связанной с пассажирскими перевозками, есть множество недостатков, отметили кандидат экономических наук Елена Заднепровская и кандидат педагогических наук Евгения Ползикова:

  • Невозможность стабилизации цен на билеты на поезда в высокий сезон — часто сидячие вагоны стоят дороже авиаперелёта в одном направлении;
  • Уменьшение количества форм перевозки, доступных для большинства путешествующих, из-за замены вагонов на более дорогие — например, плацкартных на двухэтажные, в которых только купе. Это приводит к росту цены проезда;
  • Неудобное формирование расписания пассажирских поездов.

Билеты будут дешёвыми?

В России динамика подорожания ж/д билетов сравнима с авиабилетами, обновившими в этом году исторический максимум стоимости — более 7000 рублей за 1000 км, сказал кандидат экономических наук Сергей Гатауллин.

При этом, считает он, транспортная инфраструктура РФ перегружена, ей нужны модернизации и расширения по ключевым направлениям.

К тому же есть объективные проблемы в отечественном авиасообщении, что добавляет нагрузку на другие виды транспорта, особенно в высокий сезон, добавил собеседник ForPost.

«Поэтому предпосылок к снижению спроса на билеты на поезда нет. А введение в эксплуатацию новых высокоскоростных <железнодорожных> маршрутов простимулирует дополнительный интерес пассажиров, однако дешёвым такой вид путешествий не будет», — полагает экономист.

Министр транспорта РФ Роман Старовойт на совещании у президента Владимира Путина 7 августа заверил:

«Все виды транспорта сегодня успешно справляются с возросшей нагрузкой».

По его оценке, железная дорога этим летом «удовлетворяет растущий спрос наших граждан на транспортные услуги».

Нужен баланс интересов

На фоне роста цен на проезд в плацкартных и купейных вагонах можно выделить ключевые факторы, влияющие на доступность ж/д транспорта для россиян, сказал основатель российско-китайской транспортной компании RusTransChina Александр Стрельников.

  1. Доступность для широких слоёв населения: «Поезда традиционно остаются одним из самых доступных видов транспорта для длительных поездок по стране. Несмотря на рост цен, они всё ещё могут предложить более низкие тарифы по сравнению с авиаперелётами, особенно на длинные расстояния», — считает он.
  2. Комфорт и удобство:«Плацкартные вагоны позволяют путешествовать с комфортом, особенно для семейных поездок или поездок с большим количеством багажа», — уверен Александр Стрельников.

При этом есть и минусы, констатировал основатель транспортной компании:

  1. Рост цен. Беспокоит увеличение стоимости проезда, так как для многих россиян это может стать значительной статьёй расходов, особенно в условиях подорожания других товаров и услуг;
  2. Конкуренция железнодорожного и других видов транспорта. Автобусы и самолёты становятся всё более привлекательными альтернативами поездам из-за своей скорости и — в некоторых случаях — стоимости. Так, авиакомпании-лоукостеры предлагают доступные билеты, что может снизить интерес к путешествиям на поездах.

«Согласно данным, аномально высокий спрос на внутренний туризм в 2024 году также влияет на рост цен. Это может быть связано с изменением предпочтений россиян, которые ищут новые способы отдыха внутри страны. Однако если цены на проезд продолжат расти, это может привести к снижению интереса к поездкам на поездах, особенно среди менее обеспеченных слоёв населения», — обратил внимание он.

По его мнению, важно, чтобы государство и «РЖД» находили баланс между необходимостью повышения тарифов и доступностью ж/д транспорта для россиян, чтобы «не потерять свою аудиторию».

Необходимы изменения

Чтобы поезда были доступными и комфортными для россиян, нужно решить несколько ключевых проблем, продолжил основатель российско-китайской транспортной компании RusTransChina Александр Стрельников.

Первое — это устойчивое регулирование тарифов на ж/д перевозки.

«С учётом недавнего роста цен на проезд в поездах важно обеспечить более предсказуемую и сбалансированную политику тарифов. Регулирование должно учитывать не только инфляцию, но и реальный уровень доходов населения. Это поможет удержать цены на доступном уровне, особенно для бюджетных категорий пассажиров», — пояснил он.

Второе — это улучшение качества обслуживания пассажиров, развитие безбарьерной среды. На это, кстати, обратил внимание ForPost в недавнем материале «Что получат пассажиры, которые ехали в поезде при +35 без кондиционера».

«Качество обслуживания в поездах должно соответствовать современным стандартам. Это включает в себя не только чистоту вагонов, но и уровень комфорта, доступность wi-fi, питание и другие услуги. Удобные условия поездки могут значительно повысить привлекательность ж/д транспорта», — сказал собеседник ForPost.

Третье — это расширение ж/д маршрутной сети.

«Особенно в регионы, которые сейчас не имеют удобного ж/д сообщения. Это позволит людям легче добираться до популярных туристических мест и сделает поездки более доступными», — уверен он.

Четвёртое — совершенствование системы бронирования билетов, которая должна быть более удобной и доступной, и увеличение числа поездов, особенно в высокий сезон.

«Упрощение процесса покупки билетов, возможность выбора мест и более прозрачная информация о наличии мест помогут избежать ситуации, когда люди не могут купить билеты на желаемые даты», — отметил наш собеседник.

Пятое — инвестиции в модернизацию ж/д инфраструктуры, в том числе в обновление подвижного состава, улучшение состояния путей и станций — это создаст положительный имидж ж/д транспорта.

«Государство должно создать привлекательные условия для частных инвесторов, чтобы они могли вкладывать средства в развитие ж/д транспорта. Это может включать в себя налоговые льготы или субсидии на развитие новых маршрутов», — заключил Александр Стрельников.

Алексей Лохвицкий

948
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
В среднем: 1 (1 голос)

Обсуждение (4)

Profile picture for user факты и аргументы
322

а кто это у нас столько денежек  ничем не обеспеченных напечатал??!! правильно, МЫ

Profile picture for user Шо, опять?
1095

Как сделать ж/д транспорт удобным и доступным для жителей России, рассказал эксперт.

такое рассказал - ну до того красивое, что я чуть было не попал в лапы паровоза"...

Граждане! Летайте самолётами Российских железных дорог.😀

Profile picture for user Верещагин
12485

"Почему поездка в плацкарте сравнялась по цене с билетом на самолёт?" - А так "рыночек порешал"(тм), а что кто то думал будет по другому? Конкуренция там, эффективные менеджеры, новые технологии.., да? А оказалось что монополия может только карман своих владельцев набивать, а все остальное  - побоку! Да, недавно узнал, что оказывается составы поездов и их персонал, как пассажирских так и грузовых это не РЖД (той принадлежат рельсы, станции и путейцы), хотя лейбл РЖД есть на большинстве составов, а отдельные предприятия, но все они монополисты на своих участках и направлениях, работают в картельном сговоре, это позволяет не только наживаться на потребителях услуг, но еще и сильно на персонале экономить! Там тоже "средний заработок" у большинства, как у учителей (тут в материале по соседству вспоминали), а ведь это еще и безопасность. Так что "летайте РЖД" очень скоро может стать печальной правдой - под откос!

Profile picture for user sergey-ka
4177

Свежий пример, до чего дошло, привёл «Московский комсомолец». Чтобы выбраться из Анапы в Москву по железной дороге, туристу нужно отдать 73,5 тысячи рублей. И сперва ехать в плацкартном вагоне одного поезда до Ростова-на-Дону, а потом — в люксовом вагоне другого поезда — уже до столицы.

Ну зачем такие примеры? За такие деньги этот турист доехал бы до Москвы на такси.

Главное за день

Нужна розовинка: в Крыму поделились секретами сбора кизила

Почему ягоду собирают прежде, чем она дозреет?
18:24
0
383

До конца года в Крыму появится новый туристский центр

Культурный код курортному городу зададут в рекордно короткие сроки.
19:16
0
1088

От немецкой оккупации через службу в ВМФ до побед в регатах — история севастопольца Александра Россинского

Матросы знали, что немцы ведут их на расстрел… и вдруг запели: «Широка страна моя родная», – вспоминает ребёнок войны.
19:00
4
1251

В Крыму фиксируют рост смертности после магнитных бурь

Эксперты рассказали о связи между этим природным явлением и здоровьем человека.
16:18
2
4242

Чем уволенный вице-губернатор Евгений Горлов запомнился в Севастополе

Бассейн, стены и ещё несколько ярких моментов в севастопольской карьере чиновника.
20:16
49
9400

Мягкое золото: как в Крыму создают шубы от-кутюр

Машинному производству на полуострове предпочитают ручной труд.
18:24
0
1011