В России подорожали путешествия на поездах. Средняя цена проезда в плацкартном вагоне нефирменного поезда составила 287 рублей за 100 километров в январе-июне. Это на 23% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года.
Ещё увеличилась средняя стоимость проезда в других вагонах, написали «Ведомости»:
- в плацкартном фирменного поезда — до 401 рубля за 100 км (+17%);
- в купейном нефирменного поезда — до 438 рублей за 100 км (подорожание +15%);
- в купейном фирменного поезда — до 595 рублей за 100 км (+16%).
Цена стоимости билета на поезд складывается следующим образом.
Власти, корректирующие стоимость проезда на железнодорожном транспорте, утверждают график гибкого регулирования тарифов на проезд в плацкартных и общих вагонах по РФ. Он устанавливает изменения цены по календарным периодам года.
Федеральная антимонопольная служба, которая повышает ставки регулируемых ж/д тарифов, сообщила: индексация стоимости пассажирских перевозок в дальнем следовании в регулируемом сегменте проводится согласно прогнозу социально-экономического развития страны.
Федеральная пассажирская компания — дочерняя структура АО «Российские железные дороги» — уточнила: в высокие сезоны, летом или в декабре, цена проезда в плацкартных, общих и сидячих вагонах всегда выше, а в другие периоды — ниже.
А такой резкий рост цен на ж/д билеты в этом году связан с аномально высоким спросом на туризм внутри РФ, считает аналитик Михаил Бурмистров.
Повышение спроса приводит к подорожанию в условиях ограниченного предложения, отметил он:
«В первую очередь раскупаются билеты по регулируемым тарифам в плацкарте. Это, в свою очередь, приводит к тому, что те, кто не успел купить дешёвые билеты, вынуждены брать их в другие классы вагонов».
Свежий пример, до чего дошло, привёл «Московский комсомолец». Чтобы выбраться из Анапы в Москву по железной дороге, туристу нужно отдать 73,5 тысячи рублей. И сперва ехать в плацкартном вагоне одного поезда до Ростова-на-Дону, а потом — в люксовом вагоне другого поезда — уже до столицы.
Транспорт для миллионов человек
Как узнал ForPost, спрос на поездки по России на поездах дальнего следования увеличился в 1,8 раза за предыдущие четыре года.
Если в 2020 году, когда были введены ограничения на передвижение из-за пандемии коронавируса, такие поезда перевезли 67,94 млн человек. То в 2023 году — при закрытых аэропортах юга РФ — уже 124,23 млн, следует из данных Росстата.
В текущем году, с января по июнь, были перевезены 59,83 млн человек.
Перевозками поездами дальнего следования занимаются восемь компаний, например, Федеральная пассажирская компания и «Гранд Сервис Экспресс», по сведениям Федерального агентства железнодорожного транспорта.
В работе железной дороги, связанной с пассажирскими перевозками, есть множество недостатков, отметили кандидат экономических наук Елена Заднепровская и кандидат педагогических наук Евгения Ползикова:
- Невозможность стабилизации цен на билеты на поезда в высокий сезон — часто сидячие вагоны стоят дороже авиаперелёта в одном направлении;
- Уменьшение количества форм перевозки, доступных для большинства путешествующих, из-за замены вагонов на более дорогие — например, плацкартных на двухэтажные, в которых только купе. Это приводит к росту цены проезда;
- Неудобное формирование расписания пассажирских поездов.
Билеты будут дешёвыми?
В России динамика подорожания ж/д билетов сравнима с авиабилетами, обновившими в этом году исторический максимум стоимости — более 7000 рублей за 1000 км, сказал кандидат экономических наук Сергей Гатауллин.
При этом, считает он, транспортная инфраструктура РФ перегружена, ей нужны модернизации и расширения по ключевым направлениям.
К тому же есть объективные проблемы в отечественном авиасообщении, что добавляет нагрузку на другие виды транспорта, особенно в высокий сезон, добавил собеседник ForPost.
«Поэтому предпосылок к снижению спроса на билеты на поезда нет. А введение в эксплуатацию новых высокоскоростных <железнодорожных> маршрутов простимулирует дополнительный интерес пассажиров, однако дешёвым такой вид путешествий не будет», — полагает экономист.
Министр транспорта РФ Роман Старовойт на совещании у президента Владимира Путина 7 августа заверил:
«Все виды транспорта сегодня успешно справляются с возросшей нагрузкой».
По его оценке, железная дорога этим летом «удовлетворяет растущий спрос наших граждан на транспортные услуги».
Нужен баланс интересов
На фоне роста цен на проезд в плацкартных и купейных вагонах можно выделить ключевые факторы, влияющие на доступность ж/д транспорта для россиян, сказал основатель российско-китайской транспортной компании RusTransChina Александр Стрельников.
- Доступность для широких слоёв населения: «Поезда традиционно остаются одним из самых доступных видов транспорта для длительных поездок по стране. Несмотря на рост цен, они всё ещё могут предложить более низкие тарифы по сравнению с авиаперелётами, особенно на длинные расстояния», — считает он.
- Комфорт и удобство:«Плацкартные вагоны позволяют путешествовать с комфортом, особенно для семейных поездок или поездок с большим количеством багажа», — уверен Александр Стрельников.
При этом есть и минусы, констатировал основатель транспортной компании:
- Рост цен. Беспокоит увеличение стоимости проезда, так как для многих россиян это может стать значительной статьёй расходов, особенно в условиях подорожания других товаров и услуг;
- Конкуренция железнодорожного и других видов транспорта. Автобусы и самолёты становятся всё более привлекательными альтернативами поездам из-за своей скорости и — в некоторых случаях — стоимости. Так, авиакомпании-лоукостеры предлагают доступные билеты, что может снизить интерес к путешествиям на поездах.
«Согласно данным, аномально высокий спрос на внутренний туризм в 2024 году также влияет на рост цен. Это может быть связано с изменением предпочтений россиян, которые ищут новые способы отдыха внутри страны. Однако если цены на проезд продолжат расти, это может привести к снижению интереса к поездкам на поездах, особенно среди менее обеспеченных слоёв населения», — обратил внимание он.
По его мнению, важно, чтобы государство и «РЖД» находили баланс между необходимостью повышения тарифов и доступностью ж/д транспорта для россиян, чтобы «не потерять свою аудиторию».
Необходимы изменения
Чтобы поезда были доступными и комфортными для россиян, нужно решить несколько ключевых проблем, продолжил основатель российско-китайской транспортной компании RusTransChina Александр Стрельников.
Первое — это устойчивое регулирование тарифов на ж/д перевозки.
«С учётом недавнего роста цен на проезд в поездах важно обеспечить более предсказуемую и сбалансированную политику тарифов. Регулирование должно учитывать не только инфляцию, но и реальный уровень доходов населения. Это поможет удержать цены на доступном уровне, особенно для бюджетных категорий пассажиров», — пояснил он.
Второе — это улучшение качества обслуживания пассажиров, развитие безбарьерной среды. На это, кстати, обратил внимание ForPost в недавнем материале «Что получат пассажиры, которые ехали в поезде при +35 без кондиционера».
«Качество обслуживания в поездах должно соответствовать современным стандартам. Это включает в себя не только чистоту вагонов, но и уровень комфорта, доступность wi-fi, питание и другие услуги. Удобные условия поездки могут значительно повысить привлекательность ж/д транспорта», — сказал собеседник ForPost.
Третье — это расширение ж/д маршрутной сети.
«Особенно в регионы, которые сейчас не имеют удобного ж/д сообщения. Это позволит людям легче добираться до популярных туристических мест и сделает поездки более доступными», — уверен он.
Четвёртое — совершенствование системы бронирования билетов, которая должна быть более удобной и доступной, и увеличение числа поездов, особенно в высокий сезон.
«Упрощение процесса покупки билетов, возможность выбора мест и более прозрачная информация о наличии мест помогут избежать ситуации, когда люди не могут купить билеты на желаемые даты», — отметил наш собеседник.
Пятое — инвестиции в модернизацию ж/д инфраструктуры, в том числе в обновление подвижного состава, улучшение состояния путей и станций — это создаст положительный имидж ж/д транспорта.
«Государство должно создать привлекательные условия для частных инвесторов, чтобы они могли вкладывать средства в развитие ж/д транспорта. Это может включать в себя налоговые льготы или субсидии на развитие новых маршрутов», — заключил Александр Стрельников.
Алексей Лохвицкий
Обсуждение (10)
а кто это у нас столько денежек ничем не обеспеченных напечатал??!! правильно, МЫ
Как сделать ж/д транспорт удобным и доступным для жителей России, рассказал эксперт.
"И такое рассказал - ну до того красивое, что я чуть было не попал в лапы паровоза"...
Граждане! Летайте самолётами Российских железных дорог.😀
"Почему поездка в плацкарте сравнялась по цене с билетом на самолёт?" - А так "рыночек порешал"(тм), а что кто то думал будет по другому? Конкуренция там, эффективные менеджеры, новые технологии.., да? А оказалось что монополия может только карман своих владельцев набивать, а все остальное - побоку! Да, недавно узнал, что оказывается составы поездов и их персонал, как пассажирских так и грузовых это не РЖД (той принадлежат рельсы, станции и путейцы), хотя лейбл РЖД есть на большинстве составов, а отдельные предприятия, но все они монополисты на своих участках и направлениях, работают в картельном сговоре, это позволяет не только наживаться на потребителях услуг, но еще и сильно на персонале экономить! Там тоже "средний заработок" у большинства, как у учителей (тут в материале по соседству вспоминали), а ведь это еще и безопасность. Так что "летайте РЖД" очень скоро может стать печальной правдой - под откос!
Ну зачем такие примеры? За такие деньги этот турист доехал бы до Москвы на такси.
Почему подорожали билеты....? Так машинисты и проводники, не говоря об их начальстве тоже хотят яйца и другие продукты питания есть, цены на которые идут вверх космическим кораблем. Про то что часть заграничного отдыха отрезана также все знают, вот народ и прет на поездах по стране. А самолеты? А самолеты ждите только к 2030 году, их президент обещал наштамповать целых 2 тысячи к этому сроку.
Борзый конь - хорошо!
И ишак – хорошо!
И верблюд – хорошо!
А олени - лучше!(с)😅
Ага. И еще одна причина удорожания билетов это несоразмерные с зарплатами простого народа вознаграждения руководства РАО ЖД.
https://www.rbc.ru/society/30/04/2021/608c4b3b9a7947ed8762e093
Интересно куда смотрит антимонопольная служба похоже её уже нет
Потому, что в стране, ВСЁ уже давно встало и стоит вместо ног на голове! Судя по всему, высшим эшелонам власти это нравится.
Посадить парочку вредителей и все само устаканится