Россия

Почему поездка в плацкарте сравнялась по цене с билетом на самолёт?

Как сделать ж/д транспорт удобным и доступным для жителей России, рассказал эксперт.

Фото:
ForPost

В России подорожали путешествия на поездах. Средняя цена проезда в плацкартном вагоне нефирменного поезда составила 287 рублей за 100 километров в январе-июне. Это на 23% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года.

Ещё увеличилась средняя стоимость проезда в других вагонах, написали «Ведомости»:

  • в плацкартном фирменного поезда — до 401 рубля за 100 км (+17%);
  • в купейном нефирменного поезда — до 438 рублей за 100 км (подорожание +15%);
  • в купейном фирменного поезда — до 595 рублей за 100 км (+16%).

Цена стоимости билета на поезд складывается следующим образом.

Власти, корректирующие стоимость проезда на железнодорожном транспорте, утверждают график гибкого регулирования тарифов на проезд в плацкартных и общих вагонах по РФ. Он устанавливает изменения цены по календарным периодам года.

Федеральная антимонопольная служба, которая повышает ставки регулируемых ж/д тарифов, сообщила: индексация стоимости пассажирских перевозок в дальнем следовании в регулируемом сегменте проводится согласно прогнозу социально-экономического развития страны.

Федеральная пассажирская компания — дочерняя структура АО «Российские железные дороги» — уточнила: в высокие сезоны, летом или в декабре, цена проезда в плацкартных, общих и сидячих вагонах всегда выше, а в другие периоды — ниже.

А такой резкий рост цен на ж/д билеты в этом году связан с аномально высоким спросом на туризм внутри РФ, считает аналитик Михаил Бурмистров.

Повышение спроса приводит к подорожанию в условиях ограниченного предложения, отметил он:

«В первую очередь раскупаются билеты по регулируемым тарифам в плацкарте. Это, в свою очередь, приводит к тому, что те, кто не успел купить дешёвые билеты, вынуждены брать их в другие классы вагонов».

Свежий пример, до чего дошло, привёл «Московский комсомолец». Чтобы выбраться из Анапы в Москву по железной дороге, туристу нужно отдать 73,5 тысячи рублей. И сперва ехать в плацкартном вагоне одного поезда до Ростова-на-Дону, а потом — в люксовом вагоне другого поезда — уже до столицы.

Транспорт для миллионов человек

Как узнал ForPost, спрос на поездки по России на поездах дальнего следования увеличился в 1,8 раза за предыдущие четыре года.

Если в 2020 году, когда были введены ограничения на передвижение из-за пандемии коронавируса, такие поезда перевезли 67,94 млн человек. То в 2023 году — при закрытых аэропортах юга РФ — уже 124,23 млн, следует из данных Росстата.

В текущем году, с января по июнь, были перевезены 59,83 млн человек.

Перевозками поездами дальнего следования занимаются восемь компаний, например, Федеральная пассажирская компания и «Гранд Сервис Экспресс», по сведениям Федерального агентства железнодорожного транспорта.

В работе железной дороги, связанной с пассажирскими перевозками, есть множество недостатков, отметили кандидат экономических наук Елена Заднепровская и кандидат педагогических наук Евгения Ползикова:

  • Невозможность стабилизации цен на билеты на поезда в высокий сезон — часто сидячие вагоны стоят дороже авиаперелёта в одном направлении;
  • Уменьшение количества форм перевозки, доступных для большинства путешествующих, из-за замены вагонов на более дорогие — например, плацкартных на двухэтажные, в которых только купе. Это приводит к росту цены проезда;
  • Неудобное формирование расписания пассажирских поездов.

Билеты будут дешёвыми?

В России динамика подорожания ж/д билетов сравнима с авиабилетами, обновившими в этом году исторический максимум стоимости — более 7000 рублей за 1000 км, сказал кандидат экономических наук Сергей Гатауллин.

При этом, считает он, транспортная инфраструктура РФ перегружена, ей нужны модернизации и расширения по ключевым направлениям.

К тому же есть объективные проблемы в отечественном авиасообщении, что добавляет нагрузку на другие виды транспорта, особенно в высокий сезон, добавил собеседник ForPost.

«Поэтому предпосылок к снижению спроса на билеты на поезда нет. А введение в эксплуатацию новых высокоскоростных <железнодорожных> маршрутов простимулирует дополнительный интерес пассажиров, однако дешёвым такой вид путешествий не будет», — полагает экономист.

Министр транспорта РФ Роман Старовойт на совещании у президента Владимира Путина 7 августа заверил:

«Все виды транспорта сегодня успешно справляются с возросшей нагрузкой».

По его оценке, железная дорога этим летом «удовлетворяет растущий спрос наших граждан на транспортные услуги».

Нужен баланс интересов

На фоне роста цен на проезд в плацкартных и купейных вагонах можно выделить ключевые факторы, влияющие на доступность ж/д транспорта для россиян, сказал основатель российско-китайской транспортной компании RusTransChina Александр Стрельников.

  1. Доступность для широких слоёв населения: «Поезда традиционно остаются одним из самых доступных видов транспорта для длительных поездок по стране. Несмотря на рост цен, они всё ещё могут предложить более низкие тарифы по сравнению с авиаперелётами, особенно на длинные расстояния», — считает он.
  2. Комфорт и удобство:«Плацкартные вагоны позволяют путешествовать с комфортом, особенно для семейных поездок или поездок с большим количеством багажа», — уверен Александр Стрельников.

При этом есть и минусы, констатировал основатель транспортной компании:

  1. Рост цен. Беспокоит увеличение стоимости проезда, так как для многих россиян это может стать значительной статьёй расходов, особенно в условиях подорожания других товаров и услуг;
  2. Конкуренция железнодорожного и других видов транспорта. Автобусы и самолёты становятся всё более привлекательными альтернативами поездам из-за своей скорости и — в некоторых случаях — стоимости. Так, авиакомпании-лоукостеры предлагают доступные билеты, что может снизить интерес к путешествиям на поездах.

«Согласно данным, аномально высокий спрос на внутренний туризм в 2024 году также влияет на рост цен. Это может быть связано с изменением предпочтений россиян, которые ищут новые способы отдыха внутри страны. Однако если цены на проезд продолжат расти, это может привести к снижению интереса к поездкам на поездах, особенно среди менее обеспеченных слоёв населения», — обратил внимание он.

По его мнению, важно, чтобы государство и «РЖД» находили баланс между необходимостью повышения тарифов и доступностью ж/д транспорта для россиян, чтобы «не потерять свою аудиторию».

Необходимы изменения

Чтобы поезда были доступными и комфортными для россиян, нужно решить несколько ключевых проблем, продолжил основатель российско-китайской транспортной компании RusTransChina Александр Стрельников.

Первое — это устойчивое регулирование тарифов на ж/д перевозки.

«С учётом недавнего роста цен на проезд в поездах важно обеспечить более предсказуемую и сбалансированную политику тарифов. Регулирование должно учитывать не только инфляцию, но и реальный уровень доходов населения. Это поможет удержать цены на доступном уровне, особенно для бюджетных категорий пассажиров», — пояснил он.

Второе — это улучшение качества обслуживания пассажиров, развитие безбарьерной среды. На это, кстати, обратил внимание ForPost в недавнем материале «Что получат пассажиры, которые ехали в поезде при +35 без кондиционера».

«Качество обслуживания в поездах должно соответствовать современным стандартам. Это включает в себя не только чистоту вагонов, но и уровень комфорта, доступность wi-fi, питание и другие услуги. Удобные условия поездки могут значительно повысить привлекательность ж/д транспорта», — сказал собеседник ForPost.

Третье — это расширение ж/д маршрутной сети.

«Особенно в регионы, которые сейчас не имеют удобного ж/д сообщения. Это позволит людям легче добираться до популярных туристических мест и сделает поездки более доступными», — уверен он.

Четвёртое — совершенствование системы бронирования билетов, которая должна быть более удобной и доступной, и увеличение числа поездов, особенно в высокий сезон.

«Упрощение процесса покупки билетов, возможность выбора мест и более прозрачная информация о наличии мест помогут избежать ситуации, когда люди не могут купить билеты на желаемые даты», — отметил наш собеседник.

Пятое — инвестиции в модернизацию ж/д инфраструктуры, в том числе в обновление подвижного состава, улучшение состояния путей и станций — это создаст положительный имидж ж/д транспорта.

«Государство должно создать привлекательные условия для частных инвесторов, чтобы они могли вкладывать средства в развитие ж/д транспорта. Это может включать в себя налоговые льготы или субсидии на развитие новых маршрутов», — заключил Александр Стрельников.

Алексей Лохвицкий

85332
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
3
В среднем: 2.6 (5 голосов)

Обсуждение (10)

Profile picture for user факты и аргументы
732
факты и аргументы

а кто это у нас столько денежек  ничем не обеспеченных напечатал??!! правильно, МЫ

Profile picture for user Шо, опять?
1354
Шо, опять?

Как сделать ж/д транспорт удобным и доступным для жителей России, рассказал эксперт.

такое рассказал - ну до того красивое, что я чуть было не попал в лапы паровоза"...

Граждане! Летайте самолётами Российских железных дорог.😀

Profile picture for user Верещагин
13375
Верещагин

"Почему поездка в плацкарте сравнялась по цене с билетом на самолёт?" - А так "рыночек порешал"(тм), а что кто то думал будет по другому? Конкуренция там, эффективные менеджеры, новые технологии.., да? А оказалось что монополия может только карман своих владельцев набивать, а все остальное  - побоку! Да, недавно узнал, что оказывается составы поездов и их персонал, как пассажирских так и грузовых это не РЖД (той принадлежат рельсы, станции и путейцы), хотя лейбл РЖД есть на большинстве составов, а отдельные предприятия, но все они монополисты на своих участках и направлениях, работают в картельном сговоре, это позволяет не только наживаться на потребителях услуг, но еще и сильно на персонале экономить! Там тоже "средний заработок" у большинства, как у учителей (тут в материале по соседству вспоминали), а ведь это еще и безопасность. Так что "летайте РЖД" очень скоро может стать печальной правдой - под откос!

Profile picture for user sergey-ka
4447
sergey-ka

Свежий пример, до чего дошло, привёл «Московский комсомолец». Чтобы выбраться из Анапы в Москву по железной дороге, туристу нужно отдать 73,5 тысячи рублей. И сперва ехать в плацкартном вагоне одного поезда до Ростова-на-Дону, а потом — в люксовом вагоне другого поезда — уже до столицы.

Ну зачем такие примеры? За такие деньги этот турист доехал бы до Москвы на такси.

Profile picture for user Саша 68
446
Саша 68

Почему подорожали билеты....?  Так машинисты и проводники, не говоря об их начальстве тоже хотят яйца и другие продукты питания есть, цены на которые идут вверх космическим кораблем. Про то что часть заграничного отдыха отрезана также все знают, вот народ и прет на поездах по стране. А самолеты? А самолеты ждите только к 2030 году, их президент обещал наштамповать целых 2 тысячи к этому сроку.   

Profile picture for user Сажатель
1488
Сажатель

Борзый конь - хорошо!
И ишак – хорошо!
И верблюд – хорошо!
А олени - лучше!(с)😅

Profile picture for user Serge_FP
63
Serge_FP

Ага. И еще одна причина удорожания билетов это несоразмерные с зарплатами простого народа вознаграждения руководства РАО ЖД.

https://www.rbc.ru/society/30/04/2021/608c4b3b9a7947ed8762e093

Profile picture for user аквариум
1032
аквариум

Интересно куда смотрит антимонопольная служба похоже её уже нет 

Profile picture for user КРЫМЧАК
15948
КРЫМЧАК

Почему поездка в плацкарте сравнялась по цене с билетом на самолёт?

Потому, что в стране, ВСЁ уже давно встало и стоит вместо ног на голове! Судя по всему, высшим эшелонам власти это нравится.

Profile picture for user child_of_the_Sea
2508
child_of_the_Sea

Посадить парочку вредителей и все само устаканится 

Главное за день

Крымчане обеспечены жильём хуже жителей других регионов России

В неблагоустроенных квартирах и домах живёт треть населения.
18:20
1
464

1000 дней СВО: мир остановился в шаге от ядерной войны?

Генералы и политики по-разному ответили на вопрос: «Что нас ждёт впереди?».
16:28
1
2379

На пожаре в Севастополе спасли больше двух десятков человек, включая ребёнка

Специалисты МЧС продолжают тушение пожара и оказывают помощь эвакуированным.
08:43
7
6575

Поучительная севастопольская история про чужую землю, жажду наживы и нотариальные услуги

ForPost продолжает рассказывать о схеме по отчуждению земли уязвимых граждан.
20:00
17
4347