В России необходимо провести новую приватизацию, сократив присутствие государства в экономике. Об этом заявил глава Счётной палаты РФ Алексей Кудрин в статье, опубликованной в журнале «Компания».
Кудрин объяснил, что доля государства в экономике существенно выросла с 2000 года. При этом крупные компании с госучастием имеют преимущества на рынке и стремятся к монополизации не только в своей отрасли, но и в смежных. Всё это, написал Кудрин, снижает эффективность рыночных механизмов:
«Из-за конфликта интересов собственника и блюстителя равных правил игры нарушается принцип равенства компаний во взаимоотношениях с государством. Конкурентные механизмы замещаются административным ресурсом и лоббистскими возможностями.
Кроме того, непрозрачность работы госпредприятий грозит ростом скрытых долгов, гасить которые придётся государству, а точнее, налогоплательщикам. Как отмечают эксперты, такие «сюрпризы» иногда обходятся более чем в 10% ВВП.
Госсектор может временами играть важную и положительную роль, но ему пора начать сокращаться. «Особого пути» в данной ситуации нет — госкомпании редко становятся экономическими и инновационными драйверами.
Изменить ситуацию может приватизация, которая даст предприятиям эффективных собственников. Это положительно скажется не только на результатах отдельных организаций, но и повысит эффективность экономики в целом».
При этом Кудрин объяснил, что необходимо постоянно оценивать эффективность госпредприятий. Он привёл в пример Германию, где такая оценка проводится каждые два года, и если показатели падают, государство уступает место частному бизнесу.
Также глава Счётной палаты отметил, что в 2020 году правительство начало большую работу по определению целей госучастия в каждом предприятии, что должно повысить их эффективность.
Читайте также: Чубайс в климате: как вечнозелёный реформатор ведёт Россию к «индустриализации № 2»
Государство — слабый менеджер
За комментарием позиции Кудрина ForPost обратился к экономисту Константину Селянину.
Он напомнил, что Кудрин последовательно продвигает данную точку зрения уже 20 лет, оставаясь чуть ли не единственным среди высших должностных лиц сторонником уменьшения присутствия государства в экономике.
Но цифры, которые приводит Счётная палата, напротив, говорят о том, что роль власти в экономике становится всё заметней.
Селянин обратил внимание, что главным последствием приватизации является даже не прибыль от продажи государственных долей, которая ежегодно будет приносить по 200–300 млрд в бюджет на протяжении 5–6 лет (только на выплаты пенсионерам в сентябре 2021 года ушло около 500 млрд):
«Есть гораздо более важное последствие, о котором пишет Кудрин. Если у нас рыночная экономика, то крайне важно сделать прозрачными отношения между компаниями. Чтобы они взаимодействовали в условиях конкуренции и по рыночным законам. Очень сложно конкурировать с компанией, которая находится частично в госсобственности.
У нас куда ни посмотри, везде монополисты. Некоторые цифры в статье Кудрина даже меня удивили. Например, что в 2018 году доля совокупной выручки контролируемых государством компаний в сфере добычи сырой нефти и газа составляла 74,4%, а в сфере машиностроения, электроники, оптики и электрооборудования — 55,6%. А в торговле эта выручка сводится к 1,1%.
И мы видим, что у нас торговых предприятий — «Пятёрочек» и «Магнитов» — сколько угодно. Этот сектор показывает, что может развиваться без государства. И в нефтяной отрасли тоже не нужно такого присутствия государства».
При этом Селянин отметил, что тезис о неэффективности госкомпаний никто даже не пытается опровергать. И мировая практика, и российская показывает, что данный способ управления не самый удачный.
Читайте также: Пилите, Шура, пилите: что происходит с ценами на лесоматериалы
Как провести приватизацию?
Говоря о том, как можно грамотно провести приватизацию, Селянин выразил мнение, что компании нужно не только приватизировать, но и дробить, чтобы не создать новых монополистов.
На вопрос, как может выглядеть приватизация на примере компании «Роснефть» (блокирующий пакет акций которой находится у государства), эксперт ответил следующее:
«Продавать можно и нужно на аукционах. Как это лучше сделать — вопрос открытый. Продавая контрольный пакет, можно получить так называемую премию за контроль и выручить больше денег.
Продавая мелкими частями в разные руки, можно, с одной стороны, говорить о раздроблении компании. Это ведь тоже вариант. Почему бы не выделить какую-то часть бизнеса «Роснефти» в отдельное юрлицо и продать его как отдельный бизнес?
Вопрос дискуссионный, потому что инвесторы делятся на два типа: портфельным инвесторам важно владеть долей и получать дивиденды, а прямым инвесторам важно осваивать месторождения, бурить скважины и так далее.
Приватизировать можно по-разному, и наверное, государство должно оставлять за собой какой-то разумный контроль, но в меньшей степени, чем сейчас».
При этом Селянин отметил, что пока не видит тенденций к уменьшению доли государства в экономике.
По его мнению, в ближайшее время мы можем лишь ожидать, что влияние властей на бизнес перестанет расти и стабилизируется:
«Экономические реформы часто связаны с политическими, социальными и какими угодно. В статье Кудрина меня удивила ещё одна цифра. Наверно это всё-таки ошибка: что 97% всех поступлений в казну в 2017–2019 году обеспечили 20 компаний.
Мне слабо верится в эту цифру, потому что есть НДФЛ и так далее. Но представляете, насколько упростилась модель экономики в России? То есть можно этих 20 человек вызвать к Путину и сказать, что хорошо бы цены на бензин попридержать, ставки снизить и так далее.
Эта модель управления к экономике, на мой взгляд, вообще не имеет отношения. Даже если цифры не точные и там не 20 компаний, а 200, и не 97%, а 76%, то всё равно это счётное число. Этим людям можно дать чуть ли не устное указание».
Читайте также: Запасы нефти в России скоро кончатся
Семён Гринберг
Обсуждение (7)
таких масса наверху, просто они не высовываются. Забыли сколько раз Греф предлагал приватизировать Сбер?
Кудрин хочет исскусственно выращивать капитализм в РФ путём прихватизации госимущества.
Плавали уже, знаем результат после прихватизации 90-х, когда всё развалили и разграбили.
А почему бы не заменить в госекторе неэффективных менеджеров на эффективных? Пусть Кудрин объявит фамилии кого на кого поменять. Он ведь считает, что эффективные менеджеры в РФ имеются.
Пусть Кудрин назовёт фамилии тех, более эффективных, кому можно доверить управление Роснефтью.
Почему бы их не поставить руководителями прямо сейчас, без приватизации компании?
А может после приватизации у руля будут теже, что и сейчас?
почему бы не раздробить кудрина? ишь, чубайс нашёлся..
И начать с "Роснефти"? Так она давно уже никакого отношения к государственной собственности не имеет:
Цифра с восемью нулями после запятой - это размер доли государства в уставном капитале "Роснефти". Куда уж меньше-то? Председатель совета директоров - экс-канцлер ФРГ, из 11 членов совета - только 4 имеют русские фамилии (уж не знаю, что там с гражданством). Или ставится задача - полностью в иностранные частные руки передать, чтобы и духу государства там не было? ...
И за много лет этим цифрам не было ни одного опровержения, как и ежегодному росту коррупции в стране.
Классическое подтверждение тому, что основным коррупционером в государстве является государственный чиновник. Чем больше государства в экономике – тем больше в государстве коррупционных потерь.
Пример Китая нам бы в науку. Там доля государственного сектора в экономике с каждым годом падает, а частного растет. И коррупция снижается. Плюс – там за коррупцию не «похлопывают по плечу»
to Вентура: Уровень коррупции никак не связан с долей государства в экономике. И Китай действительно тому пример, но не в том смысле, что там коррупция уменьшается якобы потому, что государства в экономике всё меньше и меньше. Стратегические отрасли там были и остаются в госсобственности и никто их в частные руки не отдаст. Всё дело в мерах, применяемых государством к взяточникам. Здесь Китай, видимо, взял в свою очередь пример с СССР времён И. Сталина. Вот от чего зависит уровень коррупции в стране, а не от форм собственности. А говорить, что все проблемы якобы от того, что "слишком много государства в экономике", это не более чем натягивание совы на глобус.
to Stanislav Bravov: Ну с передачей гос.корпораций в частные руки в Китае вы поторопились.Там очень сложная сис-ма,ее до сих пор называют по разному,государственный капитализм это или социализм? В самом Китае его определяют, как социализм с китайской спецификой.ГК в Китае периодически подвергаются реформированию.
В 2021 г. реформы ГК(гос.корпорации,компании) сосредоточатся на трёх направлениях – переход ГК к акционированию и смешанной собственности; усиление рыночно-ориентированного подхода в хозяйственной деятельности; избавление от непрофильных активов. Ожидается, что данные меры в конечном счёте приведут к созданию в КНР группы компаний мирового класса.
ГК, управляемые централизованно и подчинённые местным властям, пройдут акционирование и перейдут на корпоративную форму собственности, превращаясь постепенно в акционерные общества открытого типа, чьи акции будут обращаться на фондовом рынке. Изменится и форма управления этими ГК – учреждаются советы директоров в соответствии с требованиями современного корпоративного управления.В процессе акционирования ГК будет поощряться внедрение смешанной формы собственности на предприятия. Частные компании получат право приобретать некоторую часть акций ГК. Более 2000 ГК, вошедших в пилотный проект по реформированию, уже внедрили смешанную форму собственности, а некоторые зарегистрировались на фондовых рынках.Расширение сотрудничества ГК с частными компаниями видится одним из способов повышения общей результативности экономики. Например, частные компании получат поддержку при участии в строительстве крупных железнодорожных проектов. Им будет обеспечен более широкий доступ к государственной инфраструктуре в области НИОКР. Будет ускорена аккредитация в частных компаниях технологических центров общекитайского уровня.