Установленный Западом потолок цен на российскую нефть не сможет существенно ударить по нашей экономике, хотя нынешние сверхдоходы отрасли будут ограничены. Такое мнение ForPost высказал кандидат экономических наук Михаил Беляев.
Как стало известно, страны Большой семерки (G7 — Великобритания, Германия, Италия, Канада, Франция, Япония и США, — прим.) договорились, что предельной ценой для российской танкерной нефти с 5 декабря 2022 года будет 60 долларов за баррель. Трубопроводной нефти это ограничение не касается.
Это не страшно
По мнению экономиста Беляева, нынешняя экономическая конъюнктура на нефтяном рынке свидетельствует о том, что даже при установлении верхнего порога для российской нефти в 60 долларов за баррель особых опасений нашей стране испытывать не стоит.
Сейчас наша нефть марки Urals торгуется по цене выше 80 долларов за баррель. Однако ещё годом ранее она стоила на 10 долларов меньше. А в 2020 году стоимость российской нефти вообще была чуть выше 40 долларов за баррель, хотя в 2019 году опять-таки — почти 70 долларов.
«Запад выбрал некий «щадящий» режим. Если посмотреть на динамику цен на Urals, то средняя её цена на мировом рынке составляла примерно 60 долларов за баррель. При таких условиях Россия, конечно, не будет получать сверхдоходы от экспорта, которые возможны при цене на нефть в 80 долларов за баррель, однако без прибыли мы точно не останемся», — отметил Беляев.
Кроме того, он напомнил, что после февраля 2022 года основными покупателями российской нефти стали страны Азии, прежде всего Индия и Китай. Но этим партнёрам мы продаём наши ресурсы с большим дисконтом, который изначально мог достигать даже 35% от рыночной стоимости нефти, а сейчас равен примерно 25% от её рыночной цены.
Иными словами, на азиатском рынке после введения ценовых ограничений на нашу нефть вообще ничего не изменится.
Читайте по теме: За чей счёт будут латать дыру в 1 трлн рублей в бюджете России?
Возможен игнор
Похожего взгляда придерживается и главный аналитик Teletrade Марк Гойхман. В комментарии для «Московского комсомольца» он отметил, что потолок в 60 долларов за баррель «будет немногим меньше, чем нынешние цены, по которым отечественная марка Urals продаётся с учётом дисконтов».
Одновременно он указал, что страны ОПЕК+ в принципе против таких ограничений, потому что понимают, что рано или поздно могут сами оказаться под подобного рода давлением.
Наконец, по мнению Гойхмана, установление потолка цен на нашу нефть создаёт больше вопросов, чем даёт ответов.
К примеру, непонятно, как на Западе будут контролировать соблюдение этого ограничения, особенно с учётом того, что ответственности за его несоблюдение не установлено.
На деле, по мнению эксперта, может оказаться так, что страны Запада будут просто игнорировать собственное введённое против России ограничение цен на нефть.
Читайте по теме: В экономике России тектонические изменения: стоит ли переживать?
Андрей Мединский