Жительница одного из многоквартирных домов в Симферополе чудом осталась жива, отделавшись лишь побитым автомобилем: на её «Тойоту Камри» обрушилась облицовка фасада дома, возле которого был припаркован автомобиль. Однако следящая за состоянием здания управляющая компания отказалась признавать ответственность за случившееся и компенсировать ущерб. Суд в Крыму встал на сторону пострадавшей автомобилистки.
Как вести себя в таких ситуациях, разбирался ForPost.
Опасный фасад
По словам Валерии Ильичёвой, в декабре 2022 года она жила в одной из квартир советской пятиэтажной «хрущёвки» возле завода «Фиолент» в Симферополе.
«Мы всегда парковались не на проезжей части улицы, а во дворе, — поделилась воспоминаниями собеседница ForPost. — Как обычно, в один из дней оставила машину на привычном месте — на торце дома. После этого я ушла на работу, и к машине вернулась только через два дня. Села за руль и в зеркало заметила осколки плитки на багажнике и вокруг».
Позже один из соседей рассказал Валерии, что видел своими глазами, как на её машину обрушились с фасада плиты облицовки. Самому мужчине тогда повезло: его не задело.
По словам женщины, такое произошло впервые за то время, пока она там жила. Лишь после инцидента управляющая компания — МУП «Киевский Жилсервис» (сейчас это одноимённое акционерное общество) — огородила опасный участок сигнальной лентой.

Первым делом Валерия Ильичёва зафиксировала факт повреждения своей «Тойоты» через полицию. После этого пригласила эксперта оценить ущерб: по мнению специалиста, ремонт машины вышел не меньше, чем на 87 тысяч рублей. Таких средств у крымчанки не было, поэтому она попыталась взыскать их с управляющей компании.
«Согласно статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, — рассказал ForPost представлявший позже в суде интересы автомобилистки частнопрактикующий юрист Евгений Журахов. — В ситуации Ильичёвой мы видим, что такие требования к содержанию общего имущества собственников дома не соблюдены».
«Киевский Жилсервис» никак не отреагировал на предложение решить вопрос мирно, поэтому собеседница отправилась в суд.
Тяжба заняла более двух лет. Управляющая компания не согласилась с решением Киевского районного суда города Симферополя и подала апелляцию. Однако Верховный суд Республики Крым не удовлетворил апелляционную жалобу и оставил решение суда первой инстанции без изменения.
На днях это решение вступило в законную силу. Как уточнил Евгений Журахов, он от лица Валерии Ильичёвой обратился с заявлением о получении исполнительного листа, который передадут в службу ФССП, где будет открыто исполнительное производство. По нему деньги с «Киевского Жилсервиса» будут взысканы в принудительном порядке.
Машину повредили: как взыскать ущерб с виновных
Автомобили получают повреждения не только на дороге во время движения. Часто вмятины могут получить и припаркованные машины — от штукатурки, облицовки, кладки и всего, что падает с фасадов расположенных рядом зданий.
«Перед каждым судебным спором мы актуализируем судебную практику в поисковых ресурсах "Гарант", "Консультант". Так вот по России и в том числе по нашему региону таких дел много, — подчеркнул юрист. — Однако, исходя из моих наблюдений, люди не всегда обращаются в суд, а восстанавливают имущество за свой счёт ввиду длительности судебных процессов, а также больших размеров государственных пошлин при обращении в суды».

Чтобы суд встал на сторону истца, обязав ответчика не только компенсировать ущерб, но и оплатить госпошлину, необходимо выполнить ряд действий.
Евгений Журахов рекомендует пострадавшим автомобилистам, во-первых, в кратчайшие сроки произвести детальную фото- и видеофиксацию места происшествия и повреждённого имущества. Во-вторых, зафиксировать обстоятельства, обратившись в службу полиции по номеру 102, с жалобой в администрацию города или сельского поселения (в зависимости от места происшествия). В-третьих, уведомить свою управляющую компанию. В-четвёртых, обратиться к оценщику для установления объёма повреждений.
«Возможно, в последующем управляющая компания всё возместит и без суда, с чем я ещё ни разу не сталкивался за время практики. Однако эти документы в дальнейшем помогут в разрешении судебного спора», — добавил собеседник ForPost.
В деле Валерии Ильичёвой, по мнению юриста, как раз и сработала грамотно собранная база доказательств претензии: фотографии состояния фасада здания в момент происшествия, расположение автомобиля и имеющиеся на нём повреждения, осколки плитки рядом с автомобилем, заключение участкового полиции о факте повреждения транспортного средства и экспертиза, подтверждающая размер ущерба.
Напомним, припаркованные во дворах МКД автомобили могут стать жертвами не только отваливающейся старой плитки, но и аварийных деревьев. Осенью 2023 года во время «шторма века» в Крыму от этого пострадало немало машин, а их владельцы вынуждены были компенсировать понесённый ущерб через суд.
Нужна профилактика
Облицовка домов старого жилого фонда представляет угрозу не только в Симферополе, но и во многих других муниципалитетах Крыма. Об этом рассказал ForPost директор АНО «ЖКХ Контроль РК» Анатолий Петров.
«Таких домов много, поэтому их собственники должны что-то делать: кое-где, к примеру, ставят сетки, улавливающие обломки облицовки или архитектурные детали, кое-где укрепляют аварийные элементы», — поделился опытом общественник.
По его словам, выходом для многих МКД становится капитальный ремонт фасадов, во время которого все опасные детали или укрепляют, или убирают. Средства на капремонт могут выделить быстрее, если соответствующая экспертиза докажет, что конструкции МКД угрожают жизни и здоровью людей.
При этом директор «ЖКХ Контроля Крыма» советует не ждать «камней с неба», а своевременно проводить профилактический ремонт.
«У нас предусмотрена форма весенне-осенних обходов управляющих компаний: они должны знать, в каком состоянии находятся дома, включая фасады, и вовремя их обезопасить. Но многие формально к этому относятся и не думают о том, что это может закончиться встречей с прокурором», — уточнил Анатолий Петров.
Напомним, в мае 2025 года глава Крыма Сергей Аксёнов поручил главам администраций муниципалитетов приблизить к нормативам состояние подъездов всех МКД региона. На это ответственным чиновникам отвели три года.
Пелагея Попова
Фото: предоставлены Евгением Жураховым
Обсуждение (1)
А что вы хотели? Это же классика
ЖКХ в Крыму. УК только деньги собирать умеет, а за работу отвечать нет. Пока сами жители не начнут массово слать претензии и не сменят эту контору, так и будем за все платить, даже за камни с неба.
Найди еще юриста такого грамотного кто взыскать сможет.