Новости Крыма

Обратная сторона бензинового кризиса: на что ещё вырастут цены в Крыму

Решить проблему с поставками топлива в регион пообещали не раньше конца октября.

Цены на бензин в Крыму повлияют практически на все отрасли экономики.
Цены на бензин в Крыму повлияют практически на все отрасли экономики.
Фото:
Арина Розанова|ForPost|нейросеть Freepik

Затянувшийся бензиновый коллапс на крымских АЗС, увы, не рассеялся с недавним поступлением на полуостров партии топлива: бензина по-прежнему не хватает. Чтобы избежать ажиотажа и спекуляций, региональное правительство ограничило продажу топлива в одни руки и зафиксировало цены на месяц. Полностью наладить поставки светлых нефтепродуктов в регион федеральные власти обещают в конце октября, но какой окажется стоимость, пока неизвестно.

Как топливный кризис и рост цен скажется на потребителях, стоит ли ожидать повышения тарифов на проезд в общественном транспорте, в такси и на грузоперевозки, за которыми потянутся и другие подорожания, выяснял ForPost.

Ограничения на топливо становятся жёстче

Из-за дефицита бензина его стоимость на некоторых заправках в Крыму подскочила до 90 рублей за литр. После совещания с представителями крупнейших нефтетрейдеров региона глава Крыма Сергей Аксёнов сообщил о «заморозке» цен на месяц. Напомним, «потолок» стоимости для марки АИ-92 установили в 70 рублей за литр, для АИ-95 — в 76 рублей за литр. Бензин марки АИ-95 «Премиум» должен стоить не больше 80 рублей за литр, стоимость дизельного топлива не превысит 75 рублей.

Также введено ограничение на розничную продажу светлых нефтепродуктов. Первоначально власти решили отпускать не более 30 литров бензина в одни руки. Однако уже спустя двое суток бензиновый «паёк» урезали до 20 литров в одни руки. Об этом буквально час назад сообщил глава Республики Крым.

«Острота [ситуации] у нас только повышается. К сожалению, тот объём топлива, который зашёл в пятницу, мы увидели, что в субботу и в воскресенье до обеда практически в полном объёме всё было раскуплено», — пояснил Сергей Аксёнов.

Напомним, бензиновый кризис охватил не только Крым, но и в разной степени другие регионы России, особенно на юге страны. На некоторых АЗС Кубани, Ставропольского края и Калмыкии также наблюдается дефицит бензина, но он не такой острый, как в Крыму, и при этом цены на топливо там значительно ниже за счёт присутствия крупных сетей АЗС.

Очереди на заправки в Севастополе и Крыму не уменьшаются.

Глава Минтопэнерго России Сергей Цивилёв во время недавнего совещания с участием главы Крыма Сергея Аксёнова и губернатора Севастополя Михаила Развожаева пообещал решить вопрос с поставками топлива в Крым и на новые территории до конца октября. А это значит, что ещё почти месяц ситуация с бензином на Крымском полуострове будет напряжённой.

Вместе с тем в Росстате каждую неделю фиксируют рост стоимости светлых нефтепродуктов в большинстве регионов страны. А, как известно, цены на бензин влияют практически на все отрасли экономики, и потребители рано или поздно ощущают это на своих кошельках. В первую очередь речь идёт о пассажирских перевозках и о доставке грузов. Подорожание топлива также может обернуться ростом тарифов и цен на товары первой необходимости.   

Когда подорожает проезд — вопрос времени

Дефицит бензина пока не сказался на работе автотранспортных предприятий в республике, сообщил в комментарии ForPost президент Ассоциации автомобильных перевозчиков Крыма Зиновий Лудчак.

«Весь транспорт выходит на маршруты. Автопредприятия, осуществляющие городские, пригородные и междугородние пассажирские перевозки, обеспечены топливом», — отметил собеседник издания.

Он пояснил, что большинство автобусов работает на дизтопливе, оно есть в наличии на заправках, хоть и тоже подорожало. А тех перевозчиков, кто заправляет транспорт бензином, отоваривают на АЗС по талонам или топливным картам.

Вместе с тем, по словам Зиновия Лудчака, вопрос повышения тарифов на проезд уже назрел. И дело тут не только в росте стоимости бензина. Себестоимость автоперевозок в целом вырастет с нового года из-за повышения налогов, уровня минимальной заработной платы и подорожания запчастей.

«С января 2026 года повышается ставка НДС с 20 до 22%. Также планируется снижение порога доходов с 60 до 10 миллионов рублей для предпринимателей, работающих по упрощённой системе налогообложения. Таким образом, автоматически все автоперевозчики перейдут с нового года с упрощённой на общую систему налогообложения. К тому же планируется повышение МРОТа больше, чем на 20%. Всё это заставляет задуматься о пересмотре тарифов на проезд», — пояснил собеседник издания.

Цены на бензин, рост налогов и МРОТа вынуждают автоперевозчиков повышать тарифы на проезд.

Что будет с такси?

На удивление дефицит бензина практически не сказался на работе таксистов: большинство из них не остановили работу, поскольку у многих машины работают на газе, рассказал в комментарии ForPost председатель Крымской территориальной организации межрегионального профсоюза работников пассажирского транспорта «Таксист» Андрей Козарь.

«Информации по поднятию тарифов на услуги такси у меня нет. Большой плюс — газификация транспорта. У тех водителей, которые осуществляют перевозку на автомобилях на пропане или метане, не было никаких проблем. Цена на газ практически стоит на месте, пропан только на рубль подорожал», — рассказал собеседник издания.

Частично бензиновый кризис коснулся и таксистов, но меньше, чем ожидалось.

Те же автопредприятия, чьи машины работают на бензине, заранее покупают топливные карты и имеют возможность заправлять свой транспорт по старым ценам, которые были зафиксированы в договоре, отметил Андрей Козарь.

В прогнозах относительно повышения цен на услуги такси собеседник издания осторожен. Он считает, что на данный момент оснований для этого нет.

Рыночные механизмы

В это же время глава Ассоциации грузовых перевозчиков и экспедиторов Республики Крым, бывший министр транспорта региона Анатолий Цуркин не исключает, что могут вырасти тарифы на доставку грузов в Крым.

«Проблема с бензином не только в Крыму. Но на полуострове она чувствуется сильнее всего», — отмечал ранее эксперт, добавив, что на материковой части России недостаток горюче-смазочных материалов покрывается мощностью федеральных топливных сетей.

По словам Анатолия Цуркина, пока нет какого-либо резкого скачка стоимости логистики, но ситуация может в любой момент измениться.

Если же грузоперевозки в стране подорожают, то изменится не в лучшую сторону и стоимость всех товаров массового потребления — такой неутешительный прогноз в комментарии ForPost сделал кандидат экономических наук, финансовый аналитик Михаил Беляев.

«Это мы спрогнозировать можем совершенно определённо, что подорожают и грузоперевозки, и товары. И товары подорожают все по одной простой причине: не просто потому, что подорожал бензин, а потому что современный рынок — это не рынок спроса и предложения, это рынок диктата продавца», — отметил экономист.

Цена бензина рано или поздно аукнется ростом цен на товары и продукты питания. 

Проще говоря, если есть какой-то дефицит на рынке, то продавцы сразу повышают цены. И ещё  устраивают искусственный дефицит, дополнительно раздувая  ажиотаж, что позволяет ещё больше взвинчивать цены, пояснил Михаил Беляев. Это касается и ситуации с бензином. И в таких случаях совершенно непонятно, почему бездействует Федеральная антимонопольная служба.

«Они (продавцы — Прим.) вам будут рассказывать про санкции, про доллар, про северный ветер, про южный цунами — про что угодно. Всё у них влияет на цены и заставляет повышать их. Это притом, что существует антимонопольное ведомство, которое пребывает в летаргическом сне и сквозь пальцы смотрит на эту ситуацию», — подытожил Михаил Беляев.

Поскольку бензин лежит в основе всего, то грузоперевозки, а вслед за ними и товары повседневного потребления однозначно подорожают, констатировал финансовый аналитик.

Напомним, перебои с поставками бензина в Крым начались в конце августа, а к середине сентября ситуация усугубилась. Глава республики Сергей Аксёнов пояснил это логистикой и снижением объёма производства нефтеперерабатывающими заводами юга России «по объективным причинам».

В свою очередь главный редактор аналитического онлайн-журнала «Геоэнергетика-Инфо» Борис Марцинкевич рассказал в комментарии ForPost, что в Крыму причины недостатка топлива — сезонный спрос и отсутствие на полуострове вертикально интегрированных нефтяных компаний, которые работают по принципу «от скважины до бензобака» и соблюдают соглашение с правительством о недопущении роста цен на АЗС выше уровня годовой инфляции.

Юлия Суконкина

Фото: Дмитрий Ларин|ForPost, Пелагея Попова|ForPost, Татьяна Воробьёва|ForPost, Арина Розанова|коллаж ForPost

743
Поделитесь:
Оцените статью:
3
В среднем: 2.3 (3 голосов)

Обсуждение (3)

Profile picture for user Правда победит
1304
Правда победит

Прошло 2 недели. Несмотря на то, что "большинство автобусов работает на дизтопливе", вопрос роста тарифов на общественный транспорт уже "назрел"?  Это какая-то спланированная акция для Крыма и Севастополя? (

Вместе с тем, по словам Зиновия Лудчака, вопрос повышения тарифов на проезд уже назрел.

 

Почему же в других регионах не знают, что у них тоже кризис? (

Напомним, бензиновый кризис охватил не только Крым, но и в разной степени другие регионы России, особенно на юге страны.

Profile picture for user ОБертон1
381
ОБертон1

А разве не на газе ?  Работают -в Севастополе Большинство автобусов  

Profile picture for user Alexandre
192
Alexandre

на материковой части России недостаток горюче-смазочных материалов покрывается мощностью федеральных топливных сетей.

Почему же в Крым федеральные топливные системы не заходят? Какие еще санкции против миллиардеров - владельцев сетей нужны, чтобы они стали считать Крым русским... Впрочем, достаточно одной санции - приказа президента.

Главное за день

Обратная сторона бензинового кризиса: на что ещё вырастут цены в Крыму

Решить проблему с поставками топлива в регион пообещали не раньше конца октября.
18:26
3
750

Ушёл из жизни настоящий севастополец Максим Сердюк

Общественника и народного избранника знал и любил весь город.
12:04
13
4343

Туризм

Снова рекорд: в Крыму подвели итоги высокого сезона

Турпоток на полуостров продолжает расти год от года, несмотря ни на что.
14:28
0
920

Почему российские туристы рекордно рванули в одну маленькую, но гордую страну

За полтора года поток туристов в этом направлении увеличился в четыре раза — эксперты объяснили, почему.
14:26
0
4085

Швецию официально признали лекарством

Королевство стало первой страной, поездку в которую официально считают лечебной.
17:45
1
1069

Как туристы и советские правила изменили крымскую «Скорую помощь»

Новый метод набора персонала подсмотрели в Краснодарском крае.
18:24
3
3047

Море у берегов Севастополя пережило опасную ситуацию

И, по утверждению учёных, вышло из неё без фатальных последствий.
20:02
2
6055

Снизится ли спрос на отдых в Крыму после атаки ВСУ

Туристы реагируют на подобные события с задержкой в 2–3 дня.
15:28
1
16357