В мире
О последствиях нефтяных ограничений: чего ожидать России
Страны Евросоюза согласовали потолок цен на газ на всех европейских хабах — он составит около 2000 долларов за тысячу кубометров. Ограничение начнёт действовать 15 февраля 2023 года. Ответ России на введение потолка цен на газ после анализа ситуации будет аналогичным ответу на потолок цен на нефть, заявил министр энергетики РФ Николай Шульгинов.
Европа продолжает двигаться путём разрыва экономических связей. Может, оно и к лучшему. Но пока новые ограничения не ввели, имеет смысл подробнее разобраться со старыми. В декабре вступают в действие ограничения против российской нефти, в частности эмбарго на морские перевозки российских углеводородов и запрет на транспортировку, страховку и финансирование поставок нефти из России по ценам выше назначенного потолка.
А уже в феврале в ЕС и вовсе вводится запрет на нефтепродукты из РФ. Проблема серьёзная, учитывая, что 54 процента их экспортировалось именно в Евросоюз. Правительство РФ сообщает о возможном сокращении нефтедобычи на этом фоне. И это в любом случае суровые времена для российской нефтяной отрасли. Особенно после пандемии, уже нанёсшей серьёзный ущерб нефтедобыче: целый ряд истощённых ещё советских скважин после неё перезапустить не получилось.
Сейчас, до начала действия эмбарго, морской экспорт российской нефти пока что стабилен. В ноябре он даже вырос на 0,2 миллиона баррелей в сутки (б/с). В то же время продолжает осуществляться переориентирование нефтяных потоков с европейского на азиатское направление.
По факту, за минувший месяц нефтяной экспорт в Европу (без учёта Турции) снизился на четверть миллиона б/с, а вот в Азию и на безадресных судах он вырос на 0,4 миллиона б/с. После снижения европейского экспорта в ноябре на почти 0,5 миллиона б/с только 0,3 из них будут ждать новых рынков сбыта, остальные уже перераспределены. При этом они, не поступая в продажу, будут поддерживать таким образом текущий уровень цен, что сохранит стабильным поток нефтевалюты в российскую казну. Это поддержит стабильность рубля.
Тем не менее, в канун введения в действие потолка цен потребители нефти из РФ обозначились требованием ощутимых скидок. К концу осени основной сорт российской нефти Urals, отгружаемый из Новороссийска, шёл примерно за 52 доллара за баррель, что даёт понять наличие скидки примерно в 39 процентов, или более чем на 30 долларов.
Такие дисконты дорого обходятся нефтяным экспортёрам из РФ. Цена вопроса в формате упущенной выгоды здесь приблизительно 4 миллиарда долларов в месяц. Это также чувствительно сокращает экспортные налоговые поступления в бюджет РФ.
Ещё момент: крупные азиатские партнёры РФ (такие как Китай и Индия) на официальном уровне не поддерживают практику потолка цен на российские углеводороды. Тем не менее, невзирая ни на какое стратегическое партнёрство с РФ, ряд китайских и индийских компаний в конце осени приостановили приобретение нефти из России «до выяснения». И на частном уровне в той же Индии ряд потребителей опасаются вторичных санкций и не всегда готовы покупать российскую нефть после 5 декабря.
Что по итогу всего этого стоит ожидать России? Отечественную нефтяную отрасль ожидает рост логистических издержек. Это как минимум. К примеру, путь российского танкера из основного нефтеналивного балтийского порта Приморска (являющегося конечной точкой Балтийской трубопроводной системы) в порты Евросоюза равнялся максимум четырём дням. В то же время путь до портов Индии занимал примерно месяц. Сейчас одновременно снизится грузооборот и растянется фрахт. Причём заметно. Ведь в условиях санкций цена аренды танкерных мощностей подскочила более чем вдвое.
В итоге для отечественных нефтяников транспортные расходы суммарно увеличились почти в 20 раз. А покупатели ещё и требуют ощутимых скидок. По этой причине нефтяные поступления в бюджет РФ начали снижаться уже в конце осени.
Что ж, стране придётся затягивать пояс. Впрочем, это ожидаемо. И вряд ли с этим стоило столько тянуть.
Читайте по теме: Заметит ли мир возвращение Венесуэлы на нефтяной рынок
Павел Кухмиров