Минэкономразвития России разработало законопроект о введении особого правового режима на территориях Республики Крым и Севастополя – утверждает издание РБК. Сообщается, что текст законопроекта есть в распоряжении редакции, кроме этого, факт его существования подтвердил представитель министерства.
И никто не узнает?
Как утверждает РБК, на полуострове планируется создать «особые административные районы» (ОАР) в дополнение к действующей свободной экономической зоне (СЭЗ). И ОАР, и СЭЗ будут действовать на всей территории Крыма и Севастополя. На их территориях инвесторам гарантируется конфиденциальность.
Целью законопроекта называют привлечение в Крым и Севастополь новых инвестиций. Сейчас многие инвесторы боятся работать на полуострове из-за санкций. Введение режима анонимности призвано избавить их от этого страха.
Опасения инвесторов не беспочвенны: в 2014 году, напомним, США и Евросоюз объявили о введении санкций против любой российской компании, которая будет работать в Крыму или Севастополе. В санкционные списки, напоминает РБК, попали финансовый холдинг «ИФД Капиталъ», банк РНКБ, железнодорожный оператор «Гранд Сервис Экспресс», компании, участвовавшие в строительстве Крымского моста и пр. Основанием для этого стали публичные сообщения и информация, почерпнутая из российских государственных реестров.
Попадание в санкционные списки чревато потерей сотрудничества с западными партнерами и отлучением от заемных долларовых средств. Санкции влияют даже на исполнение ФЦП социально-экономического развития Крыма и Севастополя: как утверждает РБК, в трудностях с привлечением крупных подрядчиков признаются сами сотрудники Минэкономразвития.
В законопроекте, по информации издания, о санкциях ничего не говорится. Речь идет лишь о режиме конфиденциальности для участников ОАР. Как считают разработчики законопроекта, он поспособствует «ускорению социально-экономического развития» двух регионов и «формированию инвестиционно-привлекательной среды посредством реализации системно значимых инвестиционных проектов».
Как стать анонимом
Участниками ОАР смогут стать российские компании, зарегистрированные в любом регионе. Иметь филиалы и представительства и вести бизнес за пределами Крыма они не смогут. При заключении договора с правительствами Крыма и Севастополя им необходимо будет предоставить инвестиционную декларацию, включая технико-экономическое обоснование инвестпроекта с указанием планируемых рабочих мест, размера средней зарплаты работников, общего объема капвложений. Понадобится и ежегодный график инвестирования на первые три года.
Предусмотренный минимальный объем капвложений – не менее 150 млн. руб. Их следствием должно стать развитие действующих и создание новых производств, развитие транспортной и иной инфраструктуры, туристической деятельности, санаторно-курортного лечения, организации отдыха граждан.
Правительству России предоставляется право определить и другие виды деятельности. Кроме этого, оно сможет при желании установить дополнительные требования к участнику ОАР. Например, к наличию у него финансовых и материальных ресурсов, опыта работы и деловой репутации.
Планируется, что инвесторы получат возможность совмещать статусы участника ОАР и СЭЗ. В этом случае, помимо анонимности, инвестор получит льготы по уплате налогов и страховых взносов и другие преимущества, предусмотренные законом о СЭЗ.
Это поможет?
Председатель Севастопольского регионального отделения «Опоры России» Илья Пестерников считает, что польза от законопроекта, несомненно, будет, но она может оказаться меньше ожидаемой. Причина, по его словам, в том, что общество много раз убеждалось: любая, даже самым тщательным образом скрываемая информация может стать доступной тому, кто поставит себе такую цель. В данном случае она может быть использована и конкурентами, жаждущими «потопить» участников ОАР.
«Такой риск есть. Но положительный эффект от этого закона, конечно же, будет», - считает Пестерников.
Такого же мнения придерживается и эксперт в области права, кандидат юридических наук, замруководителя бюро по защите прав инвесторов и предпринимателей «Опоры России» Андрей Реуцкий.
«Огромного количества инвесторов, по моему мнению, это не привлечет, инвестиционного бума в Крыму и Севастополе не будет. Но какая-то часть тех, кто переживал за возможные санкции, может сюда войти, - говорит он. – Конечно, можно говорить, что никакие базы данных вообще не дают никаких гарантий, и иногда эта информация действительно раскрывается. Но вообще-то система защиты информации должна работать. И налоговая, насколько я знаю, многое в этом направлении делает. Поэтому лично я к этой попытке защитить инвесторов отношусь положительно», - говорит он.
Определенные меры для «засекречивания» данных об инвесторах, подчеркивает Андрей Реуцкий, уже приняты. Об этом же говорится и в материале РБК. В частности, уже применяются режимы изъятия публичной информации о юрлицах. В 2019 году был утвержден перечень сведений, которые банки и компании могут скрывать. Существуют и другие способы закрытия информации, - например, использование непубличного акционерного общества, участники которого не раскрываются.
В качестве примера в статье приводится крымский застройщик «Консоль-Строй», внесенный в санкционный список США. Он почти на 100% принадлежит АО «Шархинский карьер», чьи собственники в ЕГРЮЛ не раскрываются.
Резко отличное от других мнение высказал лишь глава комитета по экономике Заксобрания Севастополя Евгений Дубовик.
«Законопроект я не видел, и обсуждать его как-то неправильно – может быть, это слухи. Но на мой взгляд, Россия – до такой степени мощная и огромная страна, что не должна бояться ни санкций, ничего. А у нас люди до сих пор боятся, что подумает Запад. Сбербанк боится зайти в Крым! В конце концов, если мы уважаем себя и нашу страну, надо идти вперед и ни на кого не оглядываться. Но если люди боятся, если это поможет защитить инвесторов – да ради Бога, лишь бы на пользу Крыму и Севастополю», - заключил Дубовик.
К последним словам депутата нельзя не присоединиться.
Ольга Смирнова
Обсуждение (16)
Главное, чтобы режим анонимности не нарушили новые "родченковы". Тогда вероятность процветания Крыма и Севастополя возрастет многократно!
Установить теневой режим для бизнеса - гениально...
Россия, Россия кричат на каждом углу!!! А рылом олигархи и випчиновники все равно на запад смотрят, там у них семьи, капиталы, недвижка и яхты.
Заголовок статьи напоминает интернетовские "сенсации" типа "Найдено лекарство от рака! Не поверите, это - ..."
Сформировалось устойчивое убеждение, что основной негатив на предпринимательское сообщество оказывают не санкции, а непосредственно Правительство Севастополя, не давая возможность нормального развития предпринимателям города, одновременно расчищая путь и подготавливая фундаменты для крупного московского бизнеса.
Методики давным давно отработаны, и не являются секретными. За семь лет, что нехватило мозгов сделать из Севастополя банковский офшор? Или закрыть данные бизнеса, который работает в Крыму???? Видимо некоторые чиновники, состоящие на жаловании в ФРС США, делают все возможное что бы санкции действовали.. и регулярно шлют отчеты о проделаных гадостях.
Просто "Нью Кипр офшор"!!! С рнкб? Да кто ж у нас такой доктор экономики? Прям барабанщика подарили...к знаменосцам! Ну как-то так
to Город русских моряков: )) У них Родина там,где ...в тепле. Как сказал герой фильма Брат -2.
Как бы не получилось как всегда-через пятую точку.
Стыд-то какой!!!
Кто же не боится работать в Крыму??? Огласите весь список, пж
Не прошло и 7 лет как гора родила мышь.
Вот такая мы страна, что весь бизнес шарахается от санкций, а власть, раздавая лицензии, госконтракты, природные ресурсы и другие бизнес сладости, не может включить в условия получения печеньки наличие бизнеса в Крыму и Севастополе.
Позор да только!
Осталось только это исправить и только тогда что-то получится. ИМХО
* ушла ставить свечку за здравие Минэкономразвития и за упокой англосаксам)))
Главное, чтобы любители выяснять кому, что принадлежит, не выясняли и не выставляли фамилии потаенных инвесторов.
Очевидно, что с санкционной изолированностью Крыма надо что-то делать. Очевидно также, что "мощная Россия" ещё лет ..цать не будет достаточно мощной, чтобы диктовать свои правила в мировой экономике, а значит, нивелировать последствия санкций для своих компаний не сможет, да и компании, выбирая между рынков России и остального мира, скорее всего, будут выбирать второе. Кому это не очевидно (как "главе комитета по экономике Заксобрания Севастополя Евгению Дубовик") - могу только посочувствовать ему и коллегам, которым приходится с ним работать.
Однако, анонимность компаний, работающих в Крыму, в первую очередь выгодна для скрытия главных бенефициаров от общественности. Для США и других западных стран не только не представляет сложности вычислить подобные компании и основных владельцев и управленцев, но и даже, ссылаясь на "анонимность", расширить санкции на непричастных, но конкурирующих с американским и европейским бизнесом. Т.е., если сейчас можно предоставить документы о регистрации компании и бенефициаров и с хорошей долей вероятности избежать санкционного давления, то после внедрения российской инициативы такое станет невозможным.
Очевидно, что Правительство России не понимает, как работают санкции для юридических и физических лиц, связанных с Крымом.
На самом деле, никакие госорганы западных стран не мониторят ситуацию с компаниями и их принадлежностью или географическими границами рынков. Вместо этого, ВСЕ компании (банки, поставщики, покупатели, сервисные компании), которые хоть как-то работают с "подозрительными", требуют доказательств "непричастности", следуя исключительно своим внутренним процедурам. Например, компания-поставщик может один раз потребовать от менеджера "подозрительной" компании письменного подтверждения "чистоты", а банк вполне себе может требовать заполнения неких документов "что не верблюд" при каждой трансакции, либо при каждой трансакции, которую сочтёт "подозрительной". И "анонимность" тут очень мало чем может помочь. Зато очень сильно может увеличить подозрительность "партнёров", которые, от греха подальше, вообще откажутся иметь дело с "подозрительными" компаниями, в основном, российскими.
Короче, идея, магко говоря, нездравая.
А для чего в Севастополе инвестиции? Что бы бордюров и плитки еще закупить и уложить? А может ФЦП уже освоили? Или новые скворечники возвести там, где не хватает воды, садиков, поликлиник?