Семь лет назад продавец из маленького городка на востоке Крыма с удивлением узнала, что является владелицей серьёзного бизнеса: на неё оформлены пять фирм в Казани. Никакого дохода от «своих» предприятий крымчанка не получала и все эти годы пыталась доказать, что они ей не принадлежат: писала заявления в полицию, прокуратуру и налоговую.
В августе нынешнего года эта история приняла неожиданный и опасный оборот: оказалось, что одна из фирм, где женщина якобы является учредителем, находится в стадии банкротства. Крымчанку привлекли к субсидиарной ответственности, повесив долг в 8 миллионов рублей. Теперь часть зарплаты каждый месяц будут списывать в счёт погашения долга, к которому жительница Старого Крыма не имеет никакого отношения.
Как такое могло произойти, что можно предпринять и есть ли способ избежать подобных ситуаций, разбирался ForPost.
Бизнес-леди на бумаге
Ирина живёт в Старом Крыму, работает продавцом в магазине и воспитывает двоих детей. По её словам, предпринимательством она никогда не занималась, всю жизнь трудилась по найму.
В 2018 году на её домашний адрес начали приходить письма из налоговой инспекции Казани: просили прийти и предоставить документы, подтверждающие, что она является директором фирмы. Женщина написала заявление в полицию Крыма и Татарстана. По факту использования неустановленными лицами персональных данных с последующей регистрацией юридических лиц было возбуждено уголовное дело.
Ирина написала заявление и в налоговую службу Татарстана о недостоверности сведений, указанных в ЕГРЮЛ, заверила его у нотариуса и отправила. По её словам, изменения в реестр внесли, а значит, теперь она не несёт никакой ответственности за эти предприятия. Ирина успокоилась и решила, что в этой истории можно ставить точку.
Но в 2020 году пришло письмо теперь уже из Арбитражного суда по поводу одной из казанских фирм, зарегистрированных на Ирину: ООО признали банкротом, а крымчанку привлекли к субсидиарной ответственности. То есть теперь она должна выплатить все долги компании кредиторам. Суды в Казани шли несколько лет, Ирина или её представитель в них не участвовали. Женщина не могла бросить двух несовершеннолетних детей, работу и уехать решать свои вопросы на неопределённый срок в Татарстан. Позже юристы скажут, что в этом была её большая ошибка: ситуацию нельзя было пускать на самотёк.
И вот в августе нынешнего года по решению суда Ирина должна выплатить кредиторам 8 миллионов рублей! Об этом она тоже узнала случайно.
«Я пошла в магазин, хотела расплатиться банковской картой, но оказалось, что на ней нет денег. В Госуслугах я увидела свой долг в 8 миллионов рублей. Поехала к приставам, но они сказали, что ничем не могут помочь», — рассказывает Ирина.
За мошенничество — 2 года условно
Как получилось, что женщина оказалась учредителем пяти фирм в Татарстане? Ирина утверждает, что никогда там не была, у неё там нет родственников и знакомых, паспорт она никогда не теряла.
Из ответа от налоговой службы Казани стало известно, кто подставил Ирину, зарегистрировав на неё фирмы, некий Х.И.И. (ForPost располагает копией этого письма). Ему дали 2,5 года условно по ст. 196 УК РФ (преднамеренное банкротство).
«Этого человека я не знаю», — утверждает Ирина.
Полиция выяснила, что фирмы регистрировались онлайн, на документах была электронная подпись Ирины, которую открыли в Екатеринбурге.
«В данном случае весь вопрос в незаконности оформления электронной подписи. Электронная подпись оформляется или продлевается при личном присутствии человека либо без него, но через удостоверяющий центр ФНС после предварительной авторизации. Как в данном случае произошло оформление электронной подписи в отсутствие лица либо в отсутствие авторизации, ответить затрудняюсь, так как это является противоправным деянием», — прокомментировала ForPost ситуацию юрист юридической компании «Казус Белли» из Симферополя Дарья Шумак.
В свою очередь арбитражный управляющий Таврид Музафаров отмечает, что в его практике были случаи, когда люди то ли за вознаграждение, то ли по собственной глупости становились фиктивными учредителями и директорами предприятий, а потом на них заводили уголовные дела. Он также не исключает, что кто-то из знакомых Ирины мог отдать мошенникам паспортные данные женщины.
Как быть: суд или выкуп долга
Для обычного продавца 8 миллионов — огромная сумма. Из недвижимости у Ирины только дом, где живёт она и её несовершеннолетние дети. Юристы отмечают, что у семьи не смогут забрать единственное жильё. Но этот долг может перейти по наследству к детям.
Юристы советуют снова писать заявление в полицию Татарстана. Ирина уже написала письмо в правоохранительные органы и в Следственный комитет РФ.
«Изученная ситуация имеет признаки уголовного преступления, поэтому обращение в полицию являлось верным решением, которое, к тому же, сможет помочь в разрешении ситуации с привлечением к субсидиарной ответственности», — говорит Дарья Шумак.
В полиции должны подтвердить, что женщина не имеет к этой фирме никакого отношения. После получения ответа из полиции необходимо идти с ним в суд.
«Решение, которым Ирина привлечена к субсидиарной ответственности, может быть обжаловано в апелляционном порядке (в зависимости от срока его вынесения и процедуры уведомления ответчицы) либо же пересмотрено по вновь открывшимся или по новым обстоятельствам. Выбор обращения зависит от документов, которые имеются у Ирины, и от сроков их получения», — обращает внимание юрист.
К поданному в суд процессуальному документу, рекомендует эксперт, необходимо приложить сведения по другим юридическим лицам, где внесены недостоверные данные, и указать на наличие уголовного дела.
«После того, как суд примет процессуальный документ к рассмотрению, можно будет обратиться с заявлением о приостановлении исполнительного производства, поскольку судебный акт, на основании которого выдан исполнительный лист, оспаривается или пересматривается. Данное заявление рассматривается также судом», — пояснила Дарья Шумак.
Юрист советует не терять время, так как, пропустив процессуальные сроки на обращение в суд, восстановить их может быть затруднительно.
Арбитражный управляющий Таврид Музафаров сообщил, что существует ещё один способ избавиться от навязанного долга. По закону кредиторы могут продать долг с торгов. Сначала торги идут на повышение, но если желающих не оказалось, то торги в последующем проводят на понижение до тех пор, пока цена не снизится практически до нуля. Но Ирина не может сама выкупить свой долг, это может сделать кто-то из её родных или знакомых. Стоимость долга может опуститься и до 100 тысяч рублей. Однако решение о том, выставлять или не выставлять долг на торги, принимают кредиторы.
Как уже рассказывал ForPost, в России участились случаи вовлечения школьников и студентов в преступные схемы с обналичиванием денег в роли дропперов. В Крыму таких происшествий пока официально не зафиксировано, но правоохранители советуют родителям не терять бдительность.
Юлия Суконкина
Фото: Елена Фокина|ForPost; Ирина Горобец|ForPost; pxhere.com|CC0 Всеобщее достояние
Обсуждение (7)
Бастрыкину нужно писать. Он один из всей системы адекватный (если судить по делам с таджиками).
Благо дело это простое, как три копейки, т.к.:
1) "стало известно, кто подставил Ирину, зарегистрировав на неё фирмы, некий Х.И.И. Ему дали 2,5 года"., и при этом
2) "электронная подпись оформляется или продлевается при личном присутствии человека либо без него, но через удостоверяющий центр ФНС после предварительной авторизации. Как в данном случае произошло оформление электронной подписи в отсутствие лица либо в отсутствие авторизации, ответить затрудняюсь".
можно подать на банкротство физического лица,долг все равно выплачивать...
Что это вообще за законодательство такое? Как можно открыть фирму и зарегистрировать её, не поставив нигде ни одной своей живой подписи? Первое, что нужно сделать - это поднять учредительные документы и провести экспертизу подписей на них. Если там стоит не её подпись, или её подпись подделана или скопирована и нанесена при помощи средств оргтехники - все идут лесом.
Мутное дело.
Может это сделал бывший "поклонник" женщины? У него был доступ к жилью этой женщины, а там и её документы. Цап царап вот и оставил себе на память копии её документов...
документы могли утечь от работодателей,ведь документы есть и в бухгалтерии..
Еще варианты утечки-когда оформляли симкарты " с рук "и банковской карты одного модного на сегодня буква- банк(просто видел как оформляют карту на "месте",неизвестно кто...)
Возмущает другое. Если нет чётких доказательств личного присутствия при регистрации этих фирм, то какого чёрта принимается решение о долге? Это не что иное, как попытка подрыва доверия к государственной системе права!
Главное за день
В Крыму пытаются вразумить застройщика Симферопольского водохранилища
Ключевой медицинский объект Севастополя в этом году не построят
Путину — 72 года: воин, искатель или творец — кем он стал для России?
Севастополь получил точный рецепт реставрации Братского кладбища