Россия

Мода на интеллект: почему россияне хотят стать тиктокерами, а не знатоками?

Эксперты уверены: «умные» игры ждёт новый расцвет в нашем обществе.

Игре «Что? Где? Когда?» 4 сентября исполняется 45 лет. Этот долгожитель на российском телевидении стал родоначальником целого направления — интеллектуального шоу. Многие россияне уверены: несмотря на то, что знатоки продолжают «сражение» с телезрителями, наше общество почти за полвека «отупело» и «деградировало».

О том, модно ли сейчас быть интеллектуалом, и кто может составить конкуренцию «Что? Где? Когда?», — в материале ForPost.

«Островки чистого разума»

Напомним, «Что? Где? Когда?» изначально была семейной викториной. Её впервые провели 4 сентября 1975 года. В 1976 году игра трансформировалась в телевизионный молодёжный клуб «Что? Где? Когда?». В записи первой телепередачи приняли участие студенты нескольких факультетов МГУ.

В игре появился знаменитый волчок, стрелка которого выбирала знатока для ответа на вопрос телезрителя. Ответил на вопрос — получи приз: книгу. Ответил на семь вопросов — получи главный приз: комплект книг. Тогда минуты обсуждения ещё не было. Участники игры отвечали на вопросы сразу, без подготовки. Каждый знаток играл сам за себя.

Бессменному ведущему «Что? Где? Когда?» Владимиру Ворошилову в 1976 году было запрещено появляться в кадре. Поэтому первым ведущим игры стал Александр Масляков. Он провёл всего одну интеллектуальную битву. Затем в телепередачу вернулся Ворошилов.

Публицист Анатолий Вассерман в беседе с корреспондентом ForPost отметил, что игра была очень популярна в конце 1970-х — начале 1980-х годов. Новые смыслы в «Что? Где? Когда?» зритель разглядел в эпоху «тотальной борьбы с грамотностью», которая, по мнению Вассермана, в нашей стране началась в перестроечное время — в конце 1980-х годов.

«В последние годы существования СССР на экраны полезло всякое мракобесие в виде экстрасенса Александра Кашпировского, целителя Аллана Чумака. Они лили потоки бреда в незащищённые головы граждан. На этом фоне «Что? Где? Когда?» и отпочковавшийся от него «Брейн-ринг» были последними островками более или менее чистого разума», — считает Вассерман.

Читайте также: Это не про нас: почему мы разочаровались в российском телевидении

Борьба с грамотностью

Публицист отметил, что до середины 1990-х годов главной целью российского образования было формирование целостной картины мира. Он подчеркнул, что она не была прописана ни в одной методичке, но учебные программы формировались таким образом, что был понятен курс государства. В наше время, уверен Анатолий Вассерман, главная цель образования — разрушить целостную картину мира, представить события как не связанный между собой набор фактов.

Интеллектуальные игры — «последний форпост целостной картины мира», уверен публицист. Вопросы в них не на знания, а на рассуждения. Ответ можно найти, только опираясь на более или менее общеизвестные факты, применяя к ним различные нетривиальные рассуждения.

«Получается, «Что? Где? Когда?», пусть даже это некоторые не осознают, — отдушина здравого смысла и здравой мысли. Популярность интеллектуальных игр в том, что они противостоят магистральному направлению разрушения интеллекта. Люди тупеют, потому что их намеренно отупляют. Наши граждане сознательно или неосознанно начинают этому сопротивляться», — сказал публицист.

По данным Вассермана, сейчас в спортивных интеллектуальных играх по всему миру регулярно участвуют около 25–30 тыс. человек, из них примерно треть соревнуется между собой в России.

Читайте также: «Новый этикет»: как увернуться от обвинений в харассменте

Главные заслуги «Что? Где? Когда?»

В беседе с корреспондентом ForPost знаток клуба «Что? Где? Когда?» Михаил Барщевский подчеркнул, что популярная телепередача не была списана с западных шоу, а придумана советскими интеллектуалами. Этот уникальный формат позволил «Что? Где? Когда?» не только 45 лет продержаться на гребне телевизионной волны, но и создать целое движение интеллектуальных игр в нашей стране.

«Одна из заслуг «Что? Где? Когда?» — часть молодёжи продолжает читать книги, а не пропадать в гаджетах. Игра показывает, что умным быть сегодня модно. Не крутым, не брутальным, а умным. У этой телепередачи сегодня достаточно много врагов. «Что? Где? Когда?» — удачный медийный продукт», — подчеркнул Барщевский.

По его мнению, завистники интеллектуального шоу хотят его очернить любым способом, так как не могут создать собственный качественный контент. Поэтому они вбрасывают в СМИ информацию о том, что в телепередаче участвуют недостойные люди, которым заранее известны ответы на вопросы. Барщевский до сих пор удивлён появлением таких слухов, так как телепередача выходит в прямом эфире, никто её не монтирует, факты в ней не подтасовывают.

«Вопросы от телезрителей приходят разные. Бывают блестящие, бывают — дурацкие. Очень много вопросов на знание. Хотя «Что? Где? Когда?» — передача не про знания, а про интеллект, эрудицию, логику. Поэтому не стоит спрашивать у знатоков о том, сколько башен у Кремля», — подчеркнул Барщевский.

По его мнению, интеллектуальные передачи не претендуют на очень высокий рейтинг. По этой причине в своё время с телеканалов исчез «Брейн-ринг», который называли первой лигой «Что? Где? Когда?».

Барщевский подчеркнул, что количество интеллектуалов в любом обществе не превышает 15%. Массовую аудиторию интересует футбол, подвижные игры, стендаперы, тиктокеры, самые высокие рейтинги — у «желтизны». Поэтому «Что? Где? Когда?» априори не может конкурировать с Comedy Club в борьбе за зрительскую аудиторию.

«Телепередача развивается эволюционно, а не революционно. Я бы предложил, чтобы среди всех вопросов, которые ложатся на стол, был один на остроумие. На него нужно ответить шуткой. Знатоки должны догадаться, в чём шутка. Телепередаче нужны шутейские вопросы», — считает Барщевский.

Читайте также: Чичерина посоветовала Макаревичу молиться

Интеллектуальная реклама для TikTok

Профессор, руководитель школы культурологии НИУ ВШЭ Виталий Куренной был постоянным зрителем «Что? Где? Когда?» в советское время. В беседе с корреспондентом ForPost он отметил, что телепередача была интересна зрителю на фоне скудного и скучного контента, который предлагало советское телевидение. «Что? Где? Когда?» цепляла людей, склонных к разгадыванию кроссвордов и сканвордов, с широкой интеллектуальной культурой.

«Я не думаю, что видеоплатформы, которые популярны у молодёжи сегодня, отупляют подростков. Люди записывают свои подкасты, придумывают онлайн образовательные программы. В том же TikTok есть много полезных лайфхаков. Происходит популяризация науки: учёные проводят лекции в самых неожиданных местах. Интеллектуалов много среди молодёжи. «Что? Где? Когда?» способствовала демократизации интеллектуальной культуры. Это одна из основных заслуг телепередачи», — считает Куренной.

Учитель английского, французского языков средней школы № 10 города Сургута (Ханты-Мансийский автономный округ — Югра), лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2018» Екатерина Колесникова отметила, что молодёжь знакома с принципами игры «Что? Где? Когда?». Подростки до сих пор охотно в неё играют. Колесникова уверена, что в некоторых учебных заведениях проводятся интеллектуальные турниры. Ими интересуются школьники.

Учитель сургутской школы встала на защиту подростков. Она против огульных заявлений о деградации молодёжи. В качестве положительного примера педагог привела развитие информационных технологий. Колесникова уверена: в этом заслуга нынешнего поколения.

«Парни и девушки становятся ещё более интеллектуально развитыми, пытливыми, амбициозными. Для них открыты все дороги. Они хотят быть частью нового мира. Наша молодёжь успешна в своих начинаниях, при создании инновационных продуктов. Конечно, всё это должно поощряться, активнее транслироваться в массы. Мы привыкли видеть, что лежит на поверхности. Рекламируется TikTok, но мы в состоянии популяризировать и другие вещи, показывать интеллектуальную молодёжь, их достижения, в том числе и тем, кто немного отстаёт, у кого другие интересы. Мода на интеллект растёт», — считает Колесникова.

Читайте также: Британский телеканал показал мир «глазами Путина»

Конкурент «Что? Где? Когда?»

Многие уверены, что преемником клуба знатоков «Что? Где? Когда?» стала интеллектуальная игра «Мозгобойня». Она занимает 8 место в рейтинге самых выгодных франшиз Forbes 2020 года среди франшиз с инвестициями до 1 млн рублей. В «Мозгобойню» играют в 17 странах и 272 городах мира. Стоимость франшизы 75 тыс. рублей, после покупки которой ежемесячный доход может составить от 150 тыс. рублей. Кировский предприниматель Александр Иванов организует «Мозгобойню» уже 21 месяц. За это время ему удалось заработать на интеллектуальной игре более 10 млн рублей.

«Многие считают, что «Мозгобойня» — наследница «Что? Где? Когда?». Но это не так. У нас другой формат. Это игры в барах с закуской и выпивкой. «Мозгобойня» — более развлекательная игра, чем интеллектуальная. Поэтому сравнивать её со «Что? Где? Когда?» не совсем верно. По формату она больше походит на «Брейн-ринг», — отметил в беседе с корреспондентом ForPost Иванов.

Он подчеркнул, что у россиян растёт спрос на интеллектуальный досуг. Наши граждане устали от банального общения в кафе. Иванов отметил, что на «Мозгобойню» приходят достаточно много высокоинтеллектуальных молодых людей, научных сотрудников вузов, студентов. Поэтому он не согласен с заявлениями о том, что общество деградировало. Иванов не исключает, что «Мозгобойня» может стать телевизионным шоу и даже составить конкуренцию «Что? Где? Когда?».

«Почему нет? Люди смотрят «Что? Где? Когда?». У данной телепередачи до сих пор много поклонников. Поэтому телевизионную версию «Мозгобойни» также будут смотреть. Для этого нужно хорошо спродюсировать формат данной игры. Всё возможно», — резюмировал Иванов.

Читайте также: Познер рассказал, почему в России интернет побеждает телевизор

Роберт Вочовский

1003
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
0
Еще нет голосов

Обсуждение (5)

Profile picture for user ulogin_vkontakte_375524822
1460
Наш двор

«Что? Где? Когда?» цепляла людей, склонных к разгадыванию кроссвордов и сканвордов, с широкой интеллектуальной культурой

Охранники очень любят кроссворды. У меня один такой интелектуал-селебрити даже новые слова придумывает,Ну, чтоб совпало!

«Что? Где? Когда?» — удачный медийный продукт», — подчеркнул Барщевский

Ну, как-то так достаточно было бы

Profile picture for user ulogin_vkontakte_375524822
1460
Наш двор

Фсе!

 

Profile picture for user Метель
226
Метель

Результат многолетней "оптимизации" среднего образования. А сейчас еще и высшее будут оптимизировать...

Profile picture for user Аполлоновка-Стрелка
2426
Аполлоновка-Стрелка

Задача опустить среднего российского школьника до уровня среднего американского успешно решена.

Profile picture for user ulogin_vkontakte_5632078
48
styhiya

Ну чтобы стать популярным в тиктоке или в аналогичных соцсетях тоже интеллект нужен. Надо придумать идею, красиво снять видео, обработать его, написать под ним какую-то статью, которая требует навыков журналиста, а потом грамотно продвинуть, чтобы люди это увидели.  Иногда восхищаюсь как легко это дается детям, которые только читать и писать учатся, по сравнению с нами с нашими высшими образованиями 

Главное за день

Мазут разломавшихся в Черном море танкеров добрался до Керчи

В Керчи введен режим ЧС муниципального характера.
20:39
5
1835

Севастопольскому аквариуму помогают только обычные люди

Власти и бизнес от проблемы отстранились.
20:04
9
2845

В Севастополе ковш экскаватора тонко намекнул жильцам дома о выселении

Снос двухэтажки у культурного кластера начался, а жильцы из него до сих пор не выехали.
16:02
30
5069