Большинство россиян агрессивно восприняли реакцию журналиста Алексея Пивоварова и телеведущей, экс-кандидата в президенты Ксении Собчак на заявления о сексуальных домогательствах.
Пивоваров защитил честь своего коллеги, обозревателя телеканала «Дождь» Павла Лобкова, которого обвинили в харассменте. Он отметил, что в «журналисткой тусовке все друг друга подкалывают» и на это не стоит обижаться. Ксения Собчак в интервью проекту «Редакция» публичные жалобы на томный взгляд и шлепки по попе сравнила с заседанием компартии, на котором разбирали, почему инженер Вася ушёл к молодой любовнице Анне.
Эксперты, опрошенные ForPost, отметили, что сложившая в российском обществе ситуация требует тщательного пересмотра правил поведения на работе. Щепки лететь будут, но время перемен настало.
О том, осталось ли место презумпции невиновности в правилах нового этикета, — в материале ForPost.
Истина в суде?
Россия, похоже, окончательно включилась в движение #MeToo. Главный скандал месяца — треды Twitter, в которых девушки делятся историями об абьюзе и изнасилованиях в российских СМИ. Обвинения коснулись сотрудников «МБХ медиа», менеджеров Сбербанка (в недавнем прошлом журналистов) и обозревателя «Дождя» Павла Лобкова.
Подавляющее большинство встало на сторону девушек: похотливые начальники должны понести заслуженное наказание за поруганную честь. Несколько мужчин уже лишились работы. При этом часть фактов осталась в тени от общественного внимания. Так, например, стало известно, что некоторые жертвы харассмента принимали ночные приглашения в номера своих абьюзеров, а также что они сами провоцировали ситуацию нерабочего характера.
Представители «золотой середины» вспомнили народную поговорку про то, что пока девушка не захочет знаков внимания, мужчина не возбудится. Поэтому заявившие о сексуальных домогательствах сами виноваты. Нечего было провоцировать.
Ксения Собчак уверена, что на томный взгляд босса и сальные шутки не стоит жаловаться в социальных сетях, а нужно научиться давать отпор. По мнению экс-кандидата в президенты, девушка должна жёстко говорить «нет» и грозить увольнением при повторении ситуации.
Заслуженный юрист России, один из разработчиков Конституции РФ Игорь Безруков так прокомментировал ForPost эту проблему.
«Проблема в нашем советском менталитете: нет дыма без огня. Если кто-то об этом говорит, значит, что-то было. Одна дама ляпнула, её поддержали, после чего она стала за деньги пиариться на телевидении. Мы видим миллионы историй с привлечением глупых полиграфов. У тех, кого обвинили в харассменте, два выхода: либо наплевать с мыслью, что всё утрясётся и забудется, либо предъявить иск в суд о защите чести и достоинства», — сказал он.
Клевета — это уголовно наказуемое деяние. Мужчина при походе в суд должен понимать, что под презумпцию невиновности подпадёт девушка, которая обвинила его в харассменте. Инициатору уголовного дела о клевете нужно будет доказать вину обвиняемой. Поэтому, с юридической стороны вопроса, отстаивание чести и достоинства в суде — не всегда тактически верное решение при публичном обвинении в харассменте.
Доказать, что девушка оклеветала начальника в Twitter, крайне сложно. Поэтому «разоблачённые» публично мужчины не стремятся идти в суд в поисках правды. Они либо никак не реагируют на подобного рода заявления, либо отшучиваются, ссылаясь на неадекватность человека, заявившего о сексуальных домогательствах.
Читайте также: Профессор МГУ уволился после письма о домогательствах в вузе
Обнимашки с Донцовой: так принято
Гражданский активист, феминистка Татьяна Сухарева уверена, что при публичном разоблачении любителей харассмента нет презумпции невиновности. Она наступает только в том случае, если возбуждено уголовное дело. Поэтому, уверена Сухарева, девушки обязаны публично вскрывать факты сексуального домогательства, придавать максимальной огласке такие истории. Если мужчин не устраивает, то пусть идут в суд и там доказывают свою невиновность.
В беседе с корреспондентом ForPost Сухарева подчеркнула: начальники должны понять — не надо давать повода для неуставных отношений. Долой комплименты, подарки и совместные обеды.
«Журналист Пивоваров говорит, что в журналистском сообществе так принято. Значит, нужно менять то, что принято», — отметила Сухарева.
Главная сваха страны, телеведущая ток-шоу «Давай поженимся» Роза Сябитова в беседе с корреспондентом ForPost призналась, что она была шокирована от нравов звёзд, когда оказалась в журналистском комьюнити.
«Когда я пришла на телевидение, мне были непонятны правила селебрити. Незнакомый мне человек, которого я видела только по телевизору, вдруг бросается мне на шею: обнимашки, целовашки. В память врезалась ситуация с писательницей Дарьей Донцовой, которую я обожаю. Я к ней пришла на ток-шоу, и при встрече она стала обнимать и целовать меня. Я была в ступоре. Я не могла понять, почему она это делает, она меня совсем не знает. Мне сказали: «Роза, не парься, не думай, зачем они это делают». Я плюнула, значит, таковы правила. В чужой монастырь со своим уставом не лезут. Хотя, конечно, у непосвящённого человека мозг набекрень съедет», — поделилась своей историей Сябитова.
Читайте также: Шведки пожаловались на сексуальные домогательства от беженцев в новогоднюю ночь
Все мужики Сво
По мнению главной свахи страны, юридически новые правила поведения в обществе, безусловно, необходимо отрегулировать. Этот вопрос быстро не решается, поэтому «щепки полетят» в любом случае. Сябитова с сочувствием относится к мужчинам, которые оказались в непростой ситуации, возникшей по их вине. В данном случае начальникам остаётся только терпеть. Нельзя больше придерживаться стиля поведения, когда, пусть даже без злого умысла, кто-то кого-то ущипнул, подмигнул, поцеловал в щёку или подарил букет цветов.
«Я могу предположить, почему такая ситуация возникла в обществе. В девяноста случаях из ста на развод подаёт женщина: терпение лопнуло. Мужчины довели ситуацию до такой степени, что терпеть не осталось сил. Не стоит забывать, что мы, женщины, как обезьяны с гранатой. Мужчины своими действиями и поступками привели к тому, что в обществе появилась такая обезьяна, теперь уворачивайтесь», — отметила Сябитова.
Управляющий партнёр компании Sinteza, которая занимается организацией офисного и торгового пространства, Илья Криворот уверен, что мужчинам под силу исправить ситуацию. Для начала нужно дать женщинам выговориться и рассказать о злоупотреблениях, с которым им пришлось столкнуться.
Он подчеркнул, что скорость передачи информации увеличилась настолько, что пока устанавливается правда, обвиняемый в харассменте человек подвергается различным нападкам. Это не хорошо и не плохо — это текущая реальность. Поэтому, подчеркнул Криворот, если у человека есть доказательства отсутствия харассмента, то их нужно предъявлять в информационном поле, в тех же социальных сетях, в прессе отстаивать свою невиновность.
Читайте также: Жена перед мужем, или Почему на карантине рушится институт семьи
На глобальном уровне
По его мнению, в российском обществе назрела очень серьёзная проблема — патриархальная культура, которая сложилась во многих компаниях. Харассмент начальники не считают преступлением. Поэтому, уверен управляющий партнёр компании Sinteza Илья Криворот, повышенное внимание к этой проблеме никому не повредит и даже убережёт женщин от серьёзных проблем на работе. В этом вопросе перекосов не избежать. Уволенные сотрудницы будут мстить своим начальникам за разбитые мечты.
«Это не означает, что на проблему харассмента не нужно обращать внимания. Я как руководитель за обнародование и расследование таких фактов. Начальникам при общении с подчинёнными нужно вести себя так, словно они постоянно находятся под прицелом камер журналистов. Они не должны себя никак компрометировать, а быть примером для подчинённых», — считает Криворот.
Заслуженный юрист России, один из разработчиков Конституции РФ Игорь Безруков предупредил начальников об опасности уединения в одном кабинете с подчинённой. В коллективе никто не подумает о том, что мужчина и женщина, встретившись в уединённом месте, читают «Отче наш».
Он подчеркнул, что во многих крупных компаниях уже начали действовать правила поведения на рабочем месте, как для начальников, так и для подчинённых. Их подписывают сотрудники при трудоустройстве на работу. В некоторых компаниях работники должны обращаться друг к другу на «вы». В противном случае им может грозить увольнение за нарушение корпоративной этики.
«Как адвокат я тщательно прорабатываю корпоративные правила, смотрю, чтобы они не противоречили действующему законодательству, Конституции РФ. В них прописаны мечты руководителя организации: люди красиво одеты, все относятся друг к другу с уважением, нет никаких нашёптываний. Здорово, когда в компаниях существует профессиональная этика. Она регламентирует много вопросов», — считает Безруков.
Когда в стране разрабатывался закон о защите чести и достоинства, он продвигал позицию Запада, но остался неуслышанным. Поэтому сейчас в России опровергаются только факты, не соответствующие действительности. В ряде европейских стран этот вопрос более сложный и многогранный. Например, если в споре о клевете факты подтвердились, но они носят персональный характер, то суд должен отказать в иске той стороне, которая говорит правду.
«К табу относится врачебная тайна. Например, сотрудника обвинили в том, что у него ВИЧ-инфекция. Диагноз подтвердился, но суд всё равно откажет в иске стороне обвинения: нет никакой болезни. Вот так должен работать закон о клевете. Это позволило бы избежать обнародования личной информации и усовершенствовать механизм оспаривания сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию», — подчеркнул Безруков.
Читайте: Уголовный кодекс хотят дополнить статьёй за сексуальное домогательство
Роберт Вочовский
Обсуждение (2)
Помню одному знакомому, тоже немного селебрити, из военных, две толстушки в Иваново такой рассовый харассмент устроили.... 3 дня.. без формы.. на одной бормотухе. Потом при городах на "И" у него памороки начинались...
Но, тогда небыло такого красивого слова "харассмент", в суд не обращался. Мир меняется...к лучшему..наверное
Ну, как-то так
Невезёт тем кто суетится,догнать пытается.Сядь успокойся,поправь очки и вскоре будешь ломать голову как не умереть от истощения.