Вот уже несколько десятилетий человечество пытается спасти от вымирания один из важнейших видов насекомых — пчёл. Полосатые трудяги не только дают вкусный мёд, но и помогают человеку в выращивании многих сельскохозяйственных культур. Что именно угрожает пчёлам в современном мире и как их спасти, узнавал ForPost.
Рукотворная беда
Очередная волна обсуждений роли пчёл в жизни человека началась в России около месяца назад. Тогда российский политик Геннадий Зюганов заявил, что пчёлы, по его мнению, являются одними из самых гениальных изобретений природы, о которых надо заботиться.
«Пчёлы боятся отсутствия еды, варроатоза. Это самая большая катастрофа в мире. Сейчас в южном полушарии погибла половина пчёл», — передавал слова политика RTVI.
По словам Геннадия Зюганова, в России это тоже стало проблемой: из 10 миллионов пчелосемей, которые жили в стране в начале 90-х, сегодня осталось только три миллиона. Значительную роль в сокращении популяции этих насекомых сыграла сельскохозяйственная отрасль. Активное применение пестицидов регулярно травит полезных насекомых, а сам факт использования аграриями ядохимикатов никак не контролируется.
Мнение о том, что популяция пчёл в России и в мире страдает от рук человека, в беседе с ForPost высказал и президент Региональной Общественной организации «Ассоциация пчеловодов и апифитотерапевтов Крыма» Пётр Данилюк. По словам специалиста, сейчас основной проблемой для пчеловодов действительно остаются инсектициды.
«В СССР была чёткая система ограничения применения ядохимикатов на полях. Этим предупреждалась гибель пчёл от нерадивого применения ядов для защиты сельскохозяйственных культур. Культуры остались те же, а вот система контроля — изменилась», — пояснил Пётр Данилюк.
Как пояснил председатель крымской ассоциации пчеловодов, раньше аграрии должны были согласовывать любое использование инсектицидов на поле с местной станцией защиты растений. В случае, если использование химикатов казалось станции необоснованным, она могла запретить обработку полей. Сейчас же, уверен Пётр Данилюк, использование ядохимикатов стало доступно любому начинающему аграрию без каких-либо запросов. Правда, как работать с ядами правильно, фермерам никто не объясняет.
Под охраной закона
Чтобы пчёлы реже становились жертвами отравления, в России действует специальный закон. Как рассказал изданию директор ФГБУН «НИИСХ Крыма» Владимир Паштецкий, статья 16 Федерального закона «О пчеловодстве в Российской Федерации» от 25 декабря 2020 года устанавливает, что аграрии в обязательном порядке должны предупреждать пчеловодов об использовании любых пестицидов.
«Не менее чем за три дня до проведения процедуры в ближайших населённых пунктах должны быть вывешены уведомления, чтобы пчеловоды могли закрыть пчёл и не пускать их на поле для опыления», — пояснил биолог.
По закону, такие уведомления должны содержать следующую информацию: где и в какие сроки будет проводиться обработка, какие пестициды будут использованы, каким образом их будут наносить, есть ли у пестицидов опасные свойства, и на какой срок рекомендовано изолировать пчёл. А поскольку маленькие труженицы могут преодолевать километры в поисках нектара, закон обязывает аграриев развешивать уведомления в радиусе 7 километров от границ обрабатываемого участка.
Но, как заметил Пётр Данилюк, далеко не все работники сельхозотрасли соблюдают предписанные правила. А доказать, что пчёлы погибли из-за пестицидов – это для крымских пчеловодов целое дело. По словам президента Ассоциации пчеловодов и апифитотерапевтов Крыма, около 30 лет назад станции защиты растений, контролировавшие использование пестицидов на полях, располагались в каждом сельскохозяйственном районе. Сейчас же этот вопрос находится на контроле у Роспотребнадзора.
«Представьте себе: чтобы узнать, какими ядохимикатами отравили пчёл, нужно снять пробы, взять насекомых и ехать в город Кропоткин в Краснодарском крае. Потому что именно там находится лаборатория Роспотребнадзора», — рассказал Пётр Данилюк.
Рой проблем
Впрочем, пестициды, по мнению специалиста, не единственная проблема, с которой сейчас сталкиваются крымские пчеловоды. Дело в том, что в России, по словам Петра Данилюка, остаётся всё меньше учебных заведений, в которых можно познакомиться с пчеловодством. И сейчас большинство пчеловодов полуострова являются либо самоучками, либо получают знания от старшего поколения, которое сделало пасеку семейным бизнесом.
«Разумеется, есть кафедры в вузах, которые преподают пчеловодство, но такого специализированного обучения в техникумах, как было раньше, нет», — отметил эксперт.
Кроме того, стало попросту сложнее добывать мёд. Оказалось, что хоть Республика Крым и развивает сельскохозяйственное направление, в регионе предпочитают выращивать небогатые нектаром зерновые и эфиромасличные растения. А вот такие культуры, как клевер и эспарцет, особенно любимые пчёлами, встречаются не так часто.
Нежелание аграриев тратить земельный ресурс на нектароносные растения объяснимо: фермеру в разы сложнее реализовать тот же эспарцет, в отличие от пшеницы. Поэтому крымская ассоциация пчеловодов и апифитотерапевтов какое-то время назад предложила ещё одно решение, которое могло бы устроить всех.
«Мы неоднократно обращались в дорожные службы, чтобы лесополосы вдоль дорог засаживали нектароносными деревьями, например, белой и жёлтой акацией. Но просьбу никто всерьёз не принял», — сообщил Пётр Данилюк.
Ещё при Украине ассоциация пыталась продвинуть и другой свой проект: пчеловоды обращались к властям с вопросом рекультивации карьеров и склонов. Планировалось засаживать их медоносными культурами, чтобы уже использованная земля вновь смогла приносить пользу. К сожалению, эта идея тоже до сих пор не дошла до воплощения.
Как не довести до голода?
Мало кто задумывается о том, какой урон будет нанесён планете, если пчёл не станет. А ведь эти насекомые не просто производят мёд и воск, но и выступают основными опылителями многих видов растений, способствуют повышению их разнообразия и качества. Согласно данным ООН, около 35% всей производимой в мире продукции растительного происхождения обязано своим существованием естественным опылителям — пчёлам и летучим мышам. Без них человечество обречено на голод.
Помогают пчёлы и в производстве лекарств. С одной стороны, они опыляют лекарственные растения: валериану, душицу, иссоп, эхинацею. С другой стороны, целый ряд препаратов в России производится на основе пчелиного яда.
«Показания для применения яда как средства неспецифической терапии: заболевания периферической нервной системы (невралгии, невриты, радикулиты), хронические артриты и артрозы, деформирующий спондилоартроз, воспалительные инфильтраты (без нагноения), бронхиальная астма, мигрень, некоторые сосудистые заболевания, ириты и иридоциклиты», — пишет о пчелином яде физиолог Николай Артёмов в Большой Медицинской Энциклопедии.
Над вопросом о том, как сохранить пчёлам жизнь, человечество бьётся уже не одно десятилетие. Потеря среды обитания, выхлопные газы, пестициды и даже сотовая связь могут помешать полосатым труженикам выполнять своё нелёгкое дело.
Пётр Данилюк предлагает начать с малого. Пчеловод уверен, что в первую очередь необходимо вернуть людям понимание того, как важны пчёлы. Это поможет сформировать новую политику в отношении сельского хозяйства.
«Чтобы пчёлы не погибали, сперва нужно обучить руководство тому, как пчёлы влияют на нашу жизнь, чтобы они вели правильную политику в отношении сельского хозяйства. Ведь никто из нас не виноват в том, что какой-то нерадивый фермер неправильно применяет ядохимикаты. Он не обучен, он не знает, не понимает», — подытожил председатель Крымской ассоциации пчеловодов и апифитотерапевтов.
Интересно, что близкое знакомство с пчёлами может кардинально изменить человеческую жизнь. Так случилось и с крымчанкой Гульнарой Мусаевой. Как рассказывал ForPost, 12 лет назад женщина отказалась от преподавания в университете, переехала в посёлок детства и стала разводить пчёл. С тех пор жизнь Гульнары Мусаевой и её семьи заиграла новыми красками.
Елена Фокина
Фото: автора, CC0|pexels.com, Пелагея Попова|ForPost, Тарас Любимов|ForPost
Обсуждение (3)
Гульнара - отличный пчеловод. Какой вкусный у нее мед, прелесть! А проблема исчезновения пчел реально катастрофическая, надо решать, пока не поздно.
Актуальная статья, особенно когда нашим сельским хозяйством руководят люди, никакого отношения к нему не имеющие! Вспомните Дмитрия Патрушева, занимавшего пост министра сельского хозяйства с 2018 по 2024 год. Сомневаюсь, что сейчас положение сильно улучшилось... Зато сверчков для еды на фермах уже выращивают. Кушайте на здоровье!
Мой отец занимался пчеловодством более 50лет - это чудесное дело полезное для большой семьи.