Севастополь
Куда исчез старинный кованый навес на перроне станции «Севастополь»
Ажурный кованый навес с литыми элементами, украшавший севастопольскую железнодорожную станцию практически с момента её постройки в 1875 году, уничтожило не время и не война, а самый обыкновенный ремонт. Историю утраченного «сокровища» рассказал историк, глава местного отделения ВООПИиК Степан Самошин на странице «Архитектура Севастополя».
Дореволюционные постройки и сооружения железнодорожной станции «Севастополь» очень сильно пострадали от немецких бомбёжек в годы Великой Отечественной войны.
Так она выглядела в конце XIX — начале XX вв.
А это общий вид вокзала в Севастополе в 1944 году на фотографии Н. Репникова
Красивый навес на перроне тоже получил повреждения, но его восстановили ещё в период оккупации города.
«После войны здание вокзала было реконструировано и стало выглядеть иначе, но сохранённый строителями ажурный навес оказался визуальным „мостиком”, переброшенным между прошлым и настоящим станции „Севастополь”», — пишет Степан Самошин.
Действительно, технический проект восстановления вокзала на станции «Севастополь», выполненный архитектором В.П. Богоявленским при участии А.Н. Душкина, предусматривал, по сути, строительство нового здания в стиле классического сталинского ампира — с арочными проёмами, лепными элементами, башнями и шпилями.
При этом было решено использовать старые фундаменты и часть уцелевших стен, а также сохранить облицовку фасадов инкерманским камнем. Остался на своём месте и красивый дореволюционный навес.
Торжественное открытие нового здания вокзала состоялось в декабре 1950 года.
В 1962 году навес попал в красивый кадр фильма «Увольнение на берег».
«Ажурное кружево» Севастополь потерял в украинскую бытность Севастополя. В 2002 году городской вокзал был открыт после капитального ремонта, «преобразившего» само здание и архитектурные элементы до неузнаваемости.
«23 февраля 2002 года Севастополь посетили представительные делегации, возглавляемые Владимиром Литвиным и Георгием Кирпой, и в торжественной обстановке открыли отремонтированный на средства (8,5 миллиона гривен) „Укрзалізниці” железнодорожный вокзал. Главное здание, перроны и прилегающая территория приобрели вполне современный вид», — сообщал еженедельник «2000» 27 сентября 2002 года.
Проводившая обновление вокзала львовская фирма заменила тяжёлый чугунный навес современным — из стали, дюраля и тонированного стекла «Свiтанок».
«В этой связи кое-кто в городе пытался протестовать — мол, уничтожаете историческую ценность, — вспоминает Пётр Григорьевич <Иванюта, начальник вокзала>, — пришлось через средства массовой информации разъяснять людям, что хуже им не станет, а наоборот — лучше. Действительно, новый навес закрыл перрон не только у вокзала, как было ранее, но и на двух путях. И теперь в случае непогоды нет нужды прятаться в главном здании», — сообщало издание.
«Так вместо неповторимого артефакта городской старины, свидетеля многих событий нашей истории, севастопольцы получили разъяснение, что им „стало лучше”», — подытожил Степан Самошин.
К сожалению, такой прагматичный подход используется гораздо чаще, чем путь бережного сохранения созданной десятки и сотни лет назад красоты. Да и сама современная архитектура зачастую слишком рациональна и однотипна.
Художественный металл, который не только выполняет функцию конкретной конструкции — ограды, решётки, навеса, но и является декором, создающим воздушность и прозрачность, в ходе ремонтов либо исчезает, либо заменяется новоделом.
Так было, например, при реставрации музея им. Крошицкого: старые ограждения балкона внутреннего дворика и кровли передумали реставрировать — и поставили новые, неизвестно кем выполненные архитектурные элементы. А старые кованые артефакты заказчики капремонта музея и вовсе забыли в мастерских севастопольских кузнецов.
Сравнительно недавней утратой городской архитектуры стали столбики с Приморского бульвара, которые являлись одним из старейших образцов чугунного литья в Севастополе. Они ушли в небытие вслед за самими решётками дореволюционного ограждения, которые были призваны скреплять.
Безусловно, ковка и чугунное литьё считаются дорогостоящим и трудоёмким процессом, и Севастополю с его дотационным бюджетом, наверное, и рассчитывать нечего на подобные архитектурные изыски в новом строительстве. Жаль лишь, что в городе пропадают архитектурные элементы, появившиеся ещё в Российской империи, которая могла себе позволить не экономить на красоте.
Алина Громова
Фото: Росархив, Госкаталог.РФ, Архивная служба Севастополя, ФКУ «Российский государственный архив в г. Самаре», открытые источники
Обсуждение (18)
Кого-то это удивляет? Меня нет. Диалог достраивают, Таврическую лестницу изуродовали...
Тихо, шаг за шагом продолжают заменять настоящее подделкой.
И ворчат те, кто знает и помнит какой был город раньше, во времена нашей молодости.
А молодёжь лучшее и не помнит. Многим кажется, что и Диалог шедевр современной архитектуры.
Своровали ( .............) .Я тоже давно хотел спросить када делся этот навес??? Думаю у какого-нибудь богатенького Буратино на даче или в частном доме... Однозначно на металлолом сдать не могли...
лаиш,
Слишком хорошо о них думаете. Большинство из них именно в металлолом и сдали бы, поскольку "чувство прекрасного" у них своеобразное: дорогой кич - "их всё", а настоящая старина вызывает у них зевоту, раздражение и желание оштукатурить.
лаиш,
Так все разворовали, и якоря с ДКР, и брусчатку
Все воруют, ..........
Современные варвары.
Я думаю, что навес надо искать у одного из "наших" деятелей!!
Ничего нового…
В 1931 году большевики передали Осоавиахиму Владимирский собор – усыпальницу адмиралов. Склепы были вскрыты, останки адмиралов - выкинуты. Внутри собора были организованы мастерские…
Коммунист Хрущёв отдал распоряжение собор разрушить. К счастью – не сложилось
Остатки от останков адмиралов в 1992 году обнаружили в Санкт-Петербурге в… частной квартире.
вот только не надо скромничать. На те деньги, что дают Севастополю, город можно украсить не просто коваными элементами, а еще и позолоченными
Искренне соболезную...
Ну , видимо, навес находится там же , где историческая брусчатка , фонари с Большой Морской и т.д.
..
Так можно сделать такой склад, куда утащили ценные для Севастополя предметы, сделать Музеем предметов севастопольской истории города, предметов, украденных у истории города....
Ля, шо делается в городе, оккупанты уволочь не сумели, хахлы на металлом сдать не догодались, зато кАманда усё освоила. Это так щас называется.
старый русский,
А какая кАманда управляла в 2002 году? И почему тогда все молчали?
inko68,
Даже тем дельцам, чугуний с вокзала не по силам был.
inko68,
Да и покойный Кирпа как ни крути хахлядскую железку тогда поднял, и жд вокзалы в более менее приличный вид привёл, до этого вааще чё творилось, тихий ужас.
Думаю, если задаться целью, то можно найти это чугунное литьё... Ещё живы люди, кто это всё видел знает об этом...
Зато работу правительства Севастьоплья с командой губернатора можно в школах как наглядный пример политики Очковтирательства рассказывать, как гранитные меняются на бетонные. При реконструкции подпорной стены забыли о водостоках... Главное превратить город в миллионик
zhenyas,
Видимо голубая мечта править ГФЗ миллионником. А что? 3 ГФЗ и все миллионники.