Почти год моряки находятся на якоре в порту города Тема на юге Ганы, примерно в четырех милях от берега. Всё это время им не платят зарплату, им не хватает еды и топлива, а спят они на палубе под открытым небом, так как в раскалённых каютах невозможно находиться. Недавно умер их капитан, 60-летний крымчанин Сергей Ясько, пишет «Холод».
Нефтяной танкер Remos, а вместе с ним вся его многонациональная команда — два россиянина, один ганец, восемь пакистанцев, десять месяцев стоит на якоре в порту города Тема на юге Ганы, примерно в четырех милях от берега.
Тему иногда называют центром мира — из всех населенных пунктов на планете город ближе всего расположен к пересечению экватора с нулевым меридианом.
Что в феврале, что в июле среднесуточная температура тут близится к 30 градусам. Поэтому, когда на корабле не работает дизель-генератор, членам команды приходится спать прямо на палубе, под открытым небом.
Пока Remos стоял в ганской бухте, мир охватила пандемия коронавируса. Но моряков одолевают другие болезни, и они уже столкнулись со смертью.
Первая смерть
Недавно капитан судна — 60-летний Сергей Ясько из Керчи умер после инсульта, не дождавшись возвращения на родину. Когда отправят домой остальных, так и неясно.
«Он всегда ко всем одинаково относился с уважением, — рассказывает о Ясько 53-летний старший механик Алексей Плотников из Волгограда. — Никогда не пытался самоутвердиться, сохранял спокойствие, поступал справедливо».
До работы на танкерах он исходил весь мир на больших рыболовецких судах-траулерах.
Вечером 20 июня Ясько почувствовал, что у него немеют пальцы ног. Плотников предложил ему вызвать врача, но капитан отшутился: «У меня так после бутылочки бывает, ничего».
На следующий день капитан поднялся на палубу, и у него случился инсульт. Когда Плотников увидел, что у Ясько начало «выворачивать руки», он позвонил в российское консульство.
Там моряка связали с врачом, который сказал, что Ясько нужно положить на бок. Через четыре часа россиянина забрал катер — в тот момент он уже практически не мог говорить. Ясько отвезли в больницу.
«Из того, что должно работать в организме, работало 50% только, — рассказывает Плотников. — Печень они так и не запустили. И мокрота в легких — поэтому ИВЛ».
Кроме того, у капитана нашли малярию — он заболел ей уже во второй раз. Плотников уверен, что виной всему — насекомые, которые кусают моряков, когда они ночуют на палубе. После обнаружения малярии у Ясько анализы у экипажа танкера никто брать не стал.
3 июля Плотников прислал «Холоду» сообщение: «Ефимыч умер». У Ясько в Керчи осталась жена, дети и внуки.
Хотели заработать
В рейс Remos вышел 11 июня прошлого года, а в Тему прибыл в середине сентября. Экипаж должен был заниматься перевозкой нефти в районе Западной и Южной Африки, Нигерии и Сьерра-Леоне, точный маршрут морякам не сообщили.
Ясько и Плотников предполагали, что компания найдет заказчиков на нефть, а экипаж пробудет на судне до декабря 2019 года (Плотников договорился о том, чтобы уехать в ноябре), но у греческой компании начались проблемы.
Сначала у экипажа кончилась работа, потом им перестали выплачивать зарплату. Постепенно еду на танкер стали привозить реже, а топливо — все хуже: если в первые месяцы экипаж включал двигатель Remos дважды в день, чтобы приготовить поесть, то теперь даже это стало невозможным. Они готовят на мангале и палят остатки деревянных поддонов.
Сейчас танкер стоит без опознавательных знаков — без топлива не работает дизель-генератор, и корабль не может включить опознавательные огни. Это небезопасно: любой проходящий объект может его задеть.
Без топлива на корабле нет электричества — а значит, не работают кондиционеры, туалеты, камбуз и душевые.
Мало хорошего и в ночевках на палубе
«После часа ночи идёт полное обводнение палубы, — объясняет Плотников. — Влажность тут 97%, вода просто течет по палубе, простынь, которой укрываешься, вся мокрая. Естественно, всякие насекомые налетают».
Спасаются моряки джином. Плотников признает, что так они с капитаном снимали стресс — «включали машину времени»: когда трезвеешь, то уже и неделя прошла.
Еще зимой они начали болеть. «Один пенис себе расчесал, у другого — почки, у третьего — язва желудка, у четвертого — нога распухла», — рассказывает Плотников.
Чтобы отправить больного на лечение в город, экипажу нужно связаться с агентом. Всё через страховую компанию. Правда, беда в том, что платежи могут идти до трёх дней — только после этого человека забирают с судна.
Все знают, но толка нет
В декабре 2019-го, когда греческая компания бросила экипаж, Ясько и Плотников обратились за помощью в российское консульство в Гане.
«Это было так. Первая неделя прошла: мы своих не бросаем. Вторая неделя прошла: мы своих не бросаем. Потом третья неделя прошла, пятая… В общем, привезли провиант только. Ну, слава Богу, может, и правда не бросают», — рассказывает Плотников.
Тогда им доставили восемь ящиков консервов. Моряки доедают их до сих пор, но еду пришлось разделить на всю команду.
Плотников общается с российским консульством каждую неделю, однако никакой существенной информации насчет репатриации от них не получает.
В 2020 году обязанности по снабжению судна взяли на себя Клуб морского страхования P&I Club и профсоюз ITF. Сначала морякам казалось, что ситуация наладилась.
В феврале им прислали запасы еды, в том числе фрукты, солярки на 10-12 дней — какое-то время члены экипажа смогли поспать в своих каютах. Однако никакого развития ситуация не получила.
Выбраться невозможно
Пока Remos стоял в порту, в мире началась пандемия коронавируса. Первые случаи в Гане обнаружили 12 марта, а через десять дней страна закрыла границы.
Моряки узнали о коронавирусе из интернета. Болезни они не боятся, потому что живут в полной изоляции, — но пандемия дополнительно осложнила их ситуацию.
Сейчас страховщики и профсоюз обещают, что, как только Гана откроет границы, моряков отправят домой с частичной выплатой зарплаты и страховки. Сам танкер будет арестован и выставлен на торги — оставшуюся сумму морякам выплатят после его продажи.
«Границы у России закрыты, и нас не могут депортировать, — резюмирует механик. — Это просто тюрьма».
Даже если бы у застрявшего на судне Плотникова были деньги на билет, самостоятельно уехать домой ему было бы сложно.
Менеджеры Etterna поначалу обещали команде, что всё наладится, но в феврале 2020 года власти Темы арестовали танкер, поскольку компания не выплачивала портовые сборы, — а с мая работодатели и вовсе перестали отвечать на сообщения экипажа.
В Etterna отказались комментировать ситуацию на судне.
Консульство России в Гане не ответило на письменный запрос «Холода». Представитель консульства выслушал вопрос о судьбе запроса по телефону и бросил трубку.
Официальный представитель МИД России Мария Захарова в ответ на вопрос главного редактора «Холода» Таисии Бекбулатовой о том, известно ли ведомству о ситуации с танкером и смерти россиянина, ответила: «Знаем».
Анастасия Данилова
Фото: pixabay.com
Обсуждение (22)
Ну, главное наша Маша везде выражает озабоченность..
Обычное дело.
Потом еще и скажут, что моряки сами виноваты.
Типа надо было выбирать другую компанию или вообще дома сидеть..
Или что-то типа того - сделают их самовиноватыми...
Соболезнования семье.
Соболезнования семье Мастера.
"Мы сврих не бросаем".......... Что бы за вами так ваши дети досматривали - это для тех, кто знал о том, что происходит на судне и НИЧЕГО не делали. Экипаж нужно было за счет страны репатриировать.
Почти все перевозки в западной Африке связаны с черным оборотом топлива и денег, поэтому ситуация ожидаемая......
Вопрос к автору- а как Вы представляете нижеописанное Вами по другому:
to Константин Игоревич: А где там про немцев!?
Печально. Вечная память капитану.
Вечная память кэпу. Нук что получается, "своих" из лондонов мы вывозим, а тут понимаешь ли "другая история". Все ясно. Спвсибо за статью. Искренние соболезнования семье.
to Sinegry:
Спасибо,что обратили внимание.
Невнимательно прпочитал) Смотрю в книгу вижу фигу.... (Когда читал очки не одел)
Соболезнования семье.
Просто ужас... Как такое возможно? За год не вывезти своих людей,заставить их мучиться,голодать,довести до болезни,смерти. Бедный мужик. Просто нет слов. У меня муж сейчас в рейсе, идут в Нигерию на рефрежираторе,меняют наши команды уже месяц как. Да и в декабре с того района меняли. Камерун рядом,улетали оттуда,тоже греческая фирма. Неужели нельзя было людей вывезти?Слов нет! Винова наша служба МИД однозначно!
Соболезнования семье и близким.
Что за греческая фирма так бросает людей???
Озвучьте, будем знать.
to zhanneta:
В нормальных компаниях перед направлением судна в Нигерию меняют всех желающих, кто не хочет идти в эту "чудесную" страну, но это в нормальных и не в период короновируса. Сейчас действительно с заменами ну очень тяжело, хотя те, кто работает в некоторых европейских компаниях и в Европе продолжают меняться с прежней периодичностью 2 через 2.......
Но данное судно столкнулось с серьезными проблемами еще ДО пандемии и отношение наших дипломатов к своим согражданом говорит о многом......
Константин Игоревич--в компании моего мужа команда даже не знает,куда судно пойдет. Сегодня это Лас-Пальмас,оттуда Фарерские острова,завтра везут груз в Нигерию. Никто их ни о чем не спрашивает. После полугода сидения дома и работы на "ковидных" стройках пойдешь на первое,куда возьмут. Наши почти все улетели в рейсы,через Минск,Европу. Но не вывезти людей еще в декабре-это ужас! Муж много раз разгружался в этом районе-Гана,Того,Бенин,Нигерия,Камерун,каждый раз жду вестей,как с фронта. Ведь это пиратский район. Никто им не доплачивает и охраны там нет. Все на них и их ответственности. Но так,чтобы бросить и обречь на такие муки. Это за пределом понимания. Соболезнования семье,мужества остальным,я просто слов не нахожу.Всем вернуться домой хотя бы живыми. Люди и у нас никому не нужны....
Нда...Работы в городе нет. Люджи выживают, как могут. И так, в том числе. А ведь капитан ещё не пенсионер, по новым законам...
Грош цена такому МИДу, раз знают о ситуации и допускают пребывание своих сограждан в таких нечеловеческих условиях. В данном случае за Державу не обидно, а стыдно! А греков надо бы озвучить - многие наши под их фирмами ходят в море.
Соболезнование семье капитана, остальным держаться и вернуться домой.
Вам, zhanneta, +++ от коллеги "по цеху"
врач - живодер. При инсульте ни в коем случае нельзя человека класть на бок. Вот вам и результат экономии на медперсонале и количестве членов экипажа. По регламенту, на каждом судне врач должен находиться. Должны быть аптечки укомплектованные. А по факту - шиш, плюс препараты иностранные свойства которых опять же может понять только врач. И моряки не являются медперсоналом даже отдаленно. Скорей всего реально еще и экипаж обвинят в оказании неквалифицированной помощи. Хотя о чем это я. Соболезнования родным!
корабль купила греческая компания Etterna
Очень многие хотят заработать, но .....
Не дай Бог работать в Африке, очень опасно
to Ayris: Лайк