«Севастополь дает пищу и уму и сердцу. Рабочая тональность бухт, суровость братских кладбищ, строгость обелисков – вот чем определяется характер, а значит, и лицо города-героя. И, конечно, его архитектурой, ибо архитектура – не только «рукотворная музыка», это еще и свидетельство, конкретно, материально отображенная эпоха», — так начинается одна из известнейших для севастопольцев книг – «Архитектура Севастополя» Е.В. Веникеева, написанная почти три десятка лет назад. Сейчас эти строки читать просто больно – легендарный, белокаменный Севастополь, «Морская Венеция» за это время превращен в злую, дешевую и бездарную карикатуру на город, достойный поклонения. А та самая «рукотворная музыка» из симфонии превратилась в хаос и какофонию.
Причем произошло это, в основном, благодаря нашим дорогим руководителям Куницыну и Саратову, которые, конечно, не справились бы без помощи главного архитектора города – Валерия Солодова. Причем настолько, что впору о целой эпохе – Куницынско-Саратовской начала XXI века разговор вести, и экскурсионные туры создавать. Вот только скажут ли им не только потомки, но и современники «спасибо» – вопрос даже не сомнительный. Увы, эти господа уже сегодня стали патологоанатомами нашего будущего, будущего нашего родного в прошлом гордого и белокаменного Севастополя.
Но хватит слов – приглашаем на нашу экскурсию. Начнем с центра города. Перед вами – бесконечное количество ужаснейших крылечек, безвкусных ступенек и кричащих витрин магазинов – и это все «великолепие» налеплено на в прошлом – красивейшую улицу – Большую Морскую. «В 1952 году на республиканском конкурсе законченных жилых ансамблей застройка этой улицы была удостоена первой премии. Трех- и четырехэтажные этажные дома, с аккуратными лоджиями, пологими фронтонами делают улицу нарядной. В ансамбль удачно вписались немногие восстановленные дореволюционные и довоенные здания, некоторые дома стоят чуть в глубине и повыше – на террасах, что делает улицу шире и живописнее», - увы, этой картины 80-х годов прошлого века уже нет. Улица потерялась под безобразной коростой всего того, на что дал добро главный архитектор города. Здания изувечены, похабно покрашены каждым хозяином в свой цвет, на свою безвкусицу – вкусом это назвать просто язык не поворачивается.
Дополняют современный «ансамбль» бигборды и ситилайты, в большинстве своем провозглашающих наше будущее с Блоком Куницына. Свое отношение к этому севастопольцы высказали с самого начала появления данных «шедевров» рекламного искусства, слегка перефразировав слоган: «За будущее Севастополя БЕЗ Куницына». Причем, что интересно – заполонив до рвотного рефлекса у горожан весь город своими бигбордами, Куницын заявил, что больше эти средства наружной рекламы никому не даст. Все, баста, мораторий! Сергей Владимирович, всем, конечно, понятно, что деньги без рекламы может делать только монетный двор, но спасет ли она вас? Даже в таком объеме…
Покидая центр города не хотелось бы обойти вниманием и заслуги Валерия Саратова. В любом городе испокон веков действует непреложное правило – здания, расположенные в центральной части не должны быть выше и загораживать купола храмов, соборов и церквей. Валерий Владимирович полностью с ним согласен – даже решение соответствующее об ограничении этажности центра города принял. Вот только уж очень председатель горсовета любит всякого рода исключения. Естественно только для «своих». Так на Большой Морской продолжает расти вверх стеклянно-бетонный монстр – «Диалог». Да и на улице Новороссийской не смотря на кризис, заморозивший строительную отрасль с каждым днем все выше небоскреб, принадлежащий отнюдь не чужим для Валерия Владимировича людям.
Аналогичная ситуация произошла с милым, романтическим местом – набережной Назукина в Балаклаве. Старинные дома, сохранившиеся в этой архитектурной жемчужине Севастополя, как будто сошедшие со страниц произведений авторов Серебряного века теперь будут соседствовать с гостиницей-многоэтажкой. Это тоже исключение для своих, яркий пример двойных стандартов, ярым приверженцем которых и является севастопольский голубой лидер. Причем, он не только разрешил возводить этот «доходный дом», но и снял с его застройщика все финансовые нагрузки. Ну какие могут быть счеты со своими? Они потом, сочтутся между собой.
Нашу экскурсию продолжать можно было бы бесконечно. Увы, такие примеры и образчики Саратовко-Куницынского стиля теперь можно увидеть на каждом шагу. Хотя лучше не видеть – ведь это и памятники молчаливому согласию севастопольцев.
Говорят, что ошибки плохого врача исправляет гробовщик, а ошибки архитектора – природа, стараясь скрыть их за зеленью плюща. Теперь, благодаря Солодову, Куницыну и Саратову в нашем городе стало слишком много таких вот «объектов для озеленения», правда и плющ тут уже не поможет. Но есть и еще более страшные ошибки – политиков. За них мы расплачиваемся, и будем, судя по этим президентским выборам, расплачиваться годами собственных жизней. Годами, прожитыми в нищете и страхе за будущее наших детей, без отопления и горячей воды, зато с текущими крышами, грязными подъездами и дворами, темными улицами. Наш город мы, выбирая власть вот так бездумно, уже почти потеряли. И теперь эта самая «рукотворная музыка» — не то – какофония, ни то – похоронный марш…
Депутат Севастопольского городского совета
Владимир Демченко