Крым

Каким видел Крым «солнечный художник» Яков Басов

Полуостров был неиссякаемым источников вдохновения.

Каким видел Крым «солнечный художник» Яков Басов
Фото:
коллаж ForPost
Яков Александрович Басов всю свою жизнь посвятил Крыму.

В этот день 2 февраля 1914 года в Симферополе родился один из самых ярких и самобытных художников Крыма Яков Басов. На что вдохновляли мастера полуостров, его природа и люди, узнавал ForPost.

Перекрёсток всех дорог

Яков Басов появился на свет в семье столяра и домохозяйки. Несмотря на то, что родители мало внимания уделяли воспитанию сыновей, художник позже с теплотой вспоминал детские годы.

«Мы, дети, жили своим миром, интересами улицы, двора, игр. Вряд ли родители обращали внимание на то, что мы делали. Главное: чтобы мы, я и брат, были честными, “хорошими” детьми», — так писал Басов в автобиографии «Творчество — это судьба».

Центральным местом Симферополя в начале XX века считался базар. Сюда ходила за продуктами мать, здесь же выбирал материал для работы отец. Для будущего художника торговые ряды были пёстрым концентратом лиц и образов.

«Это неповторимый прекрасный мир — перекрёсток всех дорог Крыма, его садов, горных виноградников, лесов, диких орехов, кизила, яблок, груш. Его разных берегов Чёрного моря: из Керчи — судаки и камбалы, из Феодосии — барабулька, кефаль, из Севастополя — крупная рыба: белуга, петухи, лобан. <...> Соответственно, разные люди, разные повадки, разные лошади и даже ослики и верблюды», — таким запомнился базар его детства.

Увиденное мальчик стал пробовать перенести на бумагу. Эти детские этюды как-то попались на глаза знакомому отца. Тот посоветовал Басову-старшему отдать сына в обучение к жившему неподалёку художнику.

Яков так хотел рисовать, что пошёл к мастеру сам. На территории большого двора у дома художника, в тени деревьев и кустов сидели мальчики и девочки с досками и бумагой — дети рисовали с натуры кувшин и лук. Когда вышел их преподаватель, Басов-младший, осмелев, подошёл и попросился в ученики.

Академик живописи, действительный член Императорской Академии художеств Николай Самокиш, а это был именно он, с лёгкостью согласился, установив стоимость одного урока в три рубля.

Узнав об этом, отец Басова испугался, что занятия такие дешёвые, поэтому параллельно стал учить сына работать рубанком и пилой: если не выгорит с живописью, будет чем ещё на хлеб заработать. Впрочем, это оказалось лишним — мальчик оказался прирождённым художником, который не мыслил себя никем другим.

С широко раскрытыми глазами

Яков стал прилежно посещать занятия, но техника рисования карандашом восторга у него не вызывала. Вдохновение пришло, когда от чёрно-белых натюрмортов перешли к работе с красками. Улучшение качества работы ученика отметил и Самокиш, отпустив мальчика в свободное плавание. С этого, по признанию Басова, начались самые счастливые дни его юности.

«Счастье было в том, что мир открылся в красках, в голубом небе, солнце. С какой охотой я с утра уходил в город, в улицы, переулки, дворы и писал до самого вечера, лишь бы больше, лишь бы ярче — а потом обязательно к Нему — единственному! Я чувствовал, мой приход с новыми работами его радовал и работы вызывали в нём улыбку и восторг», — так отзывался о Николае Самокише благодарный ученик.

По воспоминаниям Басова, в поисках яркой фактуры он запросто мог попросить нищего на час замереть в одной позе, позируя для него. Так, однажды оказавшись в цыганской слободке, Яков «захлебнулся от счастья»: женщины в лохмотьях, голые ребятишки, блестящая на солнце медными боками утварь сразу же стали героями его новых работ.

крым библиотека франка культура живопись художник яков басов выставка пейзаж симферополь юбилей

На выставке работ Якова Басова в библиотеке имени Франко в Симферополе.

Творчество спасло молодого художника, детство и юность которого проходили в один из самых трагичных периодов истории России.

«Конец первой мировой войны, революция, бесчисленная смена власти в Крыму, в Симферополе. Стрельба, расстрелы, обыски, насилие, голод, растерянность людей. <...> Приход Красной армии, уход Красной армии. Мы, дети, среди этого хаоса со всеми ужасающими впечатлениями, поиск хлеба, патронов, трофеев среди слёз и игр», — так сухо описывал реалии тех дней художник.

Николай Самокиш, чтобы помочь молодому таланту не сгинуть в голодном Крыму, в 1931 году направил Якова Басова в Ленинград со словами: «Делать у меня тебе нечего — поезжай в Ленинград в Кардовскому, — но, главное, смотри музеи, там ты научишься больше». По пути в столицу нового государства крымчанин трое суток простоял в тамбуре вагона — не потому, что мест в поезде не было, боялся пропустить интересный пейзаж.

Позже, вспоминая молодость, художник написал, что он пришёл в мир с широко раскрытыми глазами.

«Всё, что я видел, было не результатом моей энциклопедической жадности, а скорее, глубоким удивлением перед чудом всего живого», — так Яков Александрович объяснял свои ощущения.

С перерывами крымский живописец учился в Академии художеств в Ленинграде до Великой Отечественной войны. В 1941 году ушёл на фронт, а после демобилизации в 1946 году вернулся в родной Симферополь. Военные годы никак не отразились в творчестве Басова: не сделал ни одного мазка, считая кощунством писать, когда идёт война, а другой живописи, кроме солнечной, он не представлял.

Переехав в Крым, Яков Александрович выбрал своим местом жительства не Симферополь, а Алупку. Именно в этом южнобережном городке он прожил следующие полвека.

К слову, здесь же находится знаменитая «дача» другого русского живописца Архипа Куиджи.

Природа Крыма

В послевоенные годы источником вдохновения творческой натуры Якова Басова стал не шумный рынок и улицы большого города с его неугомонными и торопливыми жителями, а безмятежное спокойствие природы и небольшие городки и посёлки Крыма.

«Любя жизнь, любя человека, я невольно потянулся к тому, что может его волновать. И понял, что пейзаж настолько близок человеку, что иногда он не ощущает сам этой близости, — так художник объяснял свой выбор. — Для меня, пейзажиста, самое главное — найти в природе те непрерывно меняющиеся состояния, характеризующие её гармонию, её сущность, способность душевно возвысить человека. В своих работах я избегаю локальных цветов, выкраски. У меня цвет — освещение, воздух, тональность».

Яков Александрович в поисках новых ракурсов и освещения не сидел в мастерской, а активно покорял Крымский полуостров. Практически каждый уголок дарил ему повод взяться за кисти и краски.

«Итак, за работу! В Белогорск за небом, за синими далями, садовыми долинами, в сердце Крыма. Тополиные симфонии! <…> Эти пейзажи я видел давно, более тридцати лет назад. Тогда они захватили дух. Видел и в прошлом году, и позапрошлом, а такими, как хочу написать, вижу впервые. Внутренне собранные, сочные и одержимые в цвете и, главное, во всём величии природы. Это — земля Крыма», — написал Басов в мемуарах.

Покоряя горные вершины, художник по-новому открывал родной полуостров. Так, по его словам, побывав на Мангуп-Кале, он захотел «возвеличить Крым», хотя раньше долины и перевалы выглядели для него камерно.

Тактическое решение

Читая мемуары Якова Александровича, невольно поражаешься, насколько искренне он был влюблен в природу Крыма и мог неподдельно ей восхищаться. Так, однажды возвращаясь из Севастополя на автобусе домой в Алупку, он поразился окружающей его красоте моря и скал, хотя за день до этого здесь проходил.

крым Симферополь художнику яков басов выставка юбилей пейзаж

Природа Крыма — главный герой живописи Басова.

«Я старался посмотреть с этой дороги Оползневое, Кикенеиз. Южный берег Крыма интереснее, чем вчера и позавчера, когда я там был. Здесь забуревшие склоны, перекаты, перевалы замёрзших виноградников, а сами скалы на заднем плане были освещены солнцем», — поделился мастер в мемуарах промелькнувшим за окном автобуса образом ЮБК.

В зрелом возрасте Яков Александрович с масла перешёл на акварель. По его признанию, это была не новая техника, не поиск новых свойств бумаги и красок, а «новое и острое тактическое решение образа».

Независимо от техники, в которой исполнена та или иная картина Якова Басова, его творческое наследие всегда находит горячий отклик у посетителей выставок и музеев: люди находят на его полотнах свои любимые уголки Крыма или отблеск счастливых детских воспоминаний.

«Это не иллюстрация к человеческим переживаниям, настроениям и чувствам <…>. Но природа не изображается Басовым в качестве повествовательного феномена, которым любуется художник и хочет внушить зрителю такое же чувство сентиментального восторга. Нет и ещё раз нет! Басов рисует бесконечно разнообразные лики северной и южной природы, которая сама в себе заключает сложный и таинственный мир жизни», — так охарактеризовал работы художника исследователь его творчества Виталий Голубев в одной из своих статей.

По словам коллекционера живописи, природа в акварелях Якова Александровича «раздвигает рамки листа».

Мастер, мэтр, маэстро, мудрец

В памяти друзей и знакомых художник остался таким же жизнелюбивым и радостным, как и его живопись.

«Басов — личность замечательная: человек высокой духовной культуры, обширных знаний, интеллигент и жизнелюб. Он и внешне — настоящий художник, артист, мастер, мэтр, маэстро, мудрец. И в то же время — живой, весёлый человек, остроумный собеседник, гостеприимный хозяин, чуткий, заботливый друг. Он как-то по-детски огорчается, если видит хмурое, грустное лицо», — таким запомнила Якова Александровича искусствовед Галина Печаткина.

Исследовательница добавила, что когда кто-то из близких художника попадал в беду, то он и его супруга Ирина Навротская всегда искренне пытались помочь человеку.

крым симферополь художник Яков Басов Ирина Навротская книга Лики Тавриды искусствовед Галина Печаткина

Яков Басов и его жена Ирина. Фото страницы книги Г. Печаткиной «Лики Тавриды».

Их дом в Алупке хранил дух старой Алупки и, пожалуй, шире — Южного берега Крыма. Как вспоминала Галина Печаткина, внутри пахло печкой, морем, дровами и кипарисом. Простота быта здесь гармонично сочеталась с роскошью природы: морем и горами.

Кстати, таким же жизнерадостным художником многие исследователи запомнили ялтинскую «коллегу» Басова — Анну Олейник, которая ушла из жизни весной 2022 года.

Якова Александровича нет с нами уже 20 лет: его сердце перестало биться на 91-м году жизни. За пять лет до своего ухода Басов сделал широкий жест, подарив практически всем крымским музеям свои многочисленные работы. В этом году Крым отмечает юбилей талантливого земляка — 110 лет со дня рождения.

Пелагея Попова

Фото автора

782
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов

Обсуждение (1)

Profile picture for user КРЫМЧАК
15396

Каким видел Крым «солнечный художник» Яков Басов

Сейчас, само солнце, лес и море за высокими заборами с колючей проволокой: https://dzen.ru/a/XsfRnGnhm2c98Hgq Так и живём мы все не видя света, среди заборов и запретов, за частоколом строгих правил пытаясь как-то всё исправить, - "было наше - стало ваше".

 

Главное за день

Над братской могилой освободителей Севастополя вознесся башенный кран

За время судов строительные планы выросли до 10 этажей?
09:00
4
1257

На каждого жителя Севастополя в Генплане отвели 16 кв. м зеленых насаждений

В процессе доработки проекта территории зеленых зон были увеличены.
20:01
17
1057

В Севастополе оценили потери граждан от атак ВСУ

Пока на компенсации выделено более 2 миллионов, но это не финал.
16:04
7
1939

ВСУ ищет уязвимые места в Крыму и Севастополе для ATACMS — мнение

Однако военная помощь США уже не изменит сложившийся баланс сил, считает собеседник ForPost.
13:01
11
4053