Блокировка отдельных соцсетей вынудила многих крымчан искать новые способы продаж своих услуг и товаров. Люди открывают своё дело на маркетплейсах, в мессенджерах и даже возвращаются в оффлайн.
Предпринимательница из Ялты Анна Водка вышла на Wildberries, Ozon и даже зарубежные платформы ещё в разгар пандемии коронавируса. Теперь девушка с полным правом делится полученным опытом.
Следом за мечтой
Нынешний кризис не стал первым испытанием в карьере Анны. Прежний бизнес, связанный с живописью, пришлось закрыть из-за COVID-19: продажи картин упали так, что жить на заработанное было просто невозможно. Тогда девушка решила воплотить в жизнь другую свою мечту и начала создавать женские оверсайз-платья. В итоге в 2021 году она зарегистрировала торговую марку под названием Moredress.
«Пока я фактически одна: и дизайнер, и маркетолог, и менеджер по продажам и закупкам. Сама лично придумываю дизайн, выбираю и покупаю ткани. Может быть, поэтому мне не так тяжело справляться в плане того, что увольнять никого не пришлось», — рассуждает собеседница ForPost.
В основном, платья у крымчанки заказывали через соцсети, часть которых сейчас заблокирована. По оценке предпринимательницы, в разные месяцы оттуда поток клиентов доходил до 90-95%. Но у девушки, видимо, сработала интуиция: параллельно она развивала и другие направления продаж.
Сегодня, чтобы развить своё дело, качественной продукции недостаточно.
К примеру, на зарубежный рынок крымский дизайнер планировала выйти через Etsy — платформу, поддерживающую мастеров хенд-мейда и продавцов винтажа. Первая попытка у девушки провалилась, ещё когда она занималась продажей картин: цены на живописные полотна большого размера оказались слишком высоки. Да и вывозить произведения искусства из России было затруднительно — каждый раз приходилось заново оформлять специальное разрешение в Министерстве культуры.
С платьями по другим причинам, но тоже не получилось.
«Как я позднее поняла, спросом на Etsy пользовалась услуга пошива на заказ: потенциальная покупательница высылала свои размеры, выбирала фасон, цвет и ткань, а мы бы отшивали изделие с нуля. Я же предлагала готовые варианты», — объяснила неудачу Анна.
Поэтому пока крымчанка сосредоточилась на отечественном рынке, выставляя товар на маркетплейсах.
Высокая конкуренция и «непрозрачные» правила
Небольшим монобрендам в лидеры продаж на российских маркетплейсах пробиться сложно. Причин много. Одна из них в том, что платформы буквально завалены предложениями перекупщиков из Китая и Турции, которые могут позволить себе демпинговать цены.
«В нашей нише очень высокая конкуренция, поэтому поначалу мы использовали площадку скорее как шоу-рум. То есть продвигались в соцсетях, а на маркетплейсах можно было посмотреть готовые образцы», — поделилась стратегией портниха.
Читайте по теме: Крымпошив: фабрики, ателье и модельеры оказались в неоднозначной ситуации из-за санкций
Кроме конкурентов, новичков на онлайн-площадках всегда поджидают не до конца понятные и справедливые правила сотрудничества. К примеру, если товар приходит к клиенту повреждённым при транспортировке или на складе, то доказать вину маркетплейса практически невозможно, а значит на возмещение убытков можно не рассчитывать.
«Либо если товар не подошёл клиенту, но он его оформил не через систему возврата, а пометил как бракованный, то система автоматически отправляет продукцию на уничтожение без возможности изъять и исправить повреждение с нашей стороны. Если бы у нас были тонны продукции, то такие потери считались бы несущественными. Мы же бьёмся за каждое платье», — объяснила Анна.
Несмотря на все недостатки, после блокировки Instagram (соцсеть признана в России экстремистской, а владеющая ею Meta Platforms Inc. — запрещённой в России организацией) маркетплейсы, по словам крымчанки, остались едва ли не единственным источником продаж.
Обстоятельства вынуждают предпринимателей понемногу возвращаться в оффлайн-режим торговли.
Кроме этого девушка, как и другие предприниматели Крыма, чей бизнес был сосредоточен в Сети, серьёзно раздумывает над тем, чтобы «вернуться в оффлайн». Знакомые владельцы фотостудии как раз предлагают проводить в своём помещении мини-показы её коллекций: хоть небольшой, но всё-таки шанс.
«Безусловно, я бы хотела, чтобы маленькие бренды выиграли от ухода крупных иностранных корпораций, но, к сожалению, это так не работает. Нужны вложения, и я уверена, что сейчас обязательно появятся такие предприятия, которые смогут использовать ситуацию в свою пользу», — говорит крымчанка.
Пока же девушка делает всё возможное для сохранения бренда, надеясь, что в скором времени ситуация нормализуется.
Читайте по теме: Как Крым может помочь остановить утечку мозгов из России
Пелагея Попова
Фото: moredress.shop
Обсуждение (2)
Я сам через Авито работаю. Знаю людей, которые таким образом большие здания возводят. У нас на полках повсюду стоят крымские вина, черноморские бычки в банках и даже лимонад. Никто не против, если товаров и услуг из Тавриды станет еще больше.
Черный рынок товаров и услуг назревает, хотите сказать?
К слову, а Маркетплейсы это что за кушанье такое? Санкции походу на написание статей не влияют. Эх, жаль ЛДПР не пропихнуло тогда закон об использовании иностранных слов.