Вынужденная массовая миграция в новые для себя соцсети после решения Тверского суда Москвы о признании компании Meta экстремистской организацией заставила крымских предпринимателей искать альтернативные способы продажи своих товаров и услуг. Можно ли найти какие-то плюсы в такой непростой ситуации, разбирался ForPost.
Свой сайт как выход
Анна Сорокина из Севастополя больше семи лет работает фотографом для малышей, которым ещё не исполнилось и недели. Девушка признаётся, что 90% клиентов приходили через её аккаунт в Instagram (соцсеть признана запрещённой в России организацией).
«Площадка служила портфолио моих работ: люди смотрели, как я фотографирую, после этого делали заказ. И хотя я не вкладывала там деньги в таргетированную рекламу (показ объявлений заданной аудитории — Прим.), клиенты находили меня по тэгам», — рассказала ForPost фотограф.
В первые дни блокировки соцсети Анна заходила через VPN, скрывающий её IP-адрес, но в таком варианте платформа работает слишком медленно. Поэтому сейчас фотограф восстанавливает свою профессиональную группу «ВКонтакте» и оптимизирует под интернет-поисковики личный сайт. Девушка планирует настроить онлайн-рекламу таким образом, чтобы родители новорождённых попадали к ней напрямую, минуя посторонние площадки и сервисы.
Деньги уже не вернуть
Для других мини-предприятий блокировка интернет-платформы обернулась более значительными убытками. У крымчанки Екатерины студия декора и флористики, основанная 10 лет назад, успешно пережила 2014 год, когда впервые против Крыма были введены западные санкции. А вот второй проект — натуральное крымское варенье и подарочные наборы — был запущен совсем недавно, и сейчас ему приходится очень нелегко.
«Это боль и печаль, потому что мы вкладывали деньги в эти красивые фотографии. Чтобы Instagram* был красивый, требовались материальные расходы: нанять фотографа, провести съёмку. Конечно, в любой другой соцсети фото так не смотрятся. Уже заказчик не видит такой красоты, когда открыл — и сразу захотел купить. Сейчас товар ещё надо поискать на страничке в другой соцсети», — объяснила ForPost предпринимательница.
Каждый находит свой выход из кризиса.
Чтобы спасти бизнес, девушка осваивает новые площадки — «ВКонтакте» и Telegram. Кроме этого, постоянных клиентов она пригласила в отдельный чат в мессенджере Viber.
«Стараемся не грузить там людей информацией, публикуем лишь текущие новости. Не знаю, как это будет работать, пока перестраиваемся под ситуацию. Это не первый кризис в нашей жизни, переживём», — с позитивом смотрит в будущее собеседница ForPost, надеясь, что на смену запрещённой площадке скоро придут российские аналоговые разработки.
Начинаю всё сначала
Не теряет оптимизм и крымский персональный стилист Анна Плюта. Хотя, по её наблюдениям, лишь 5-10% аудитории Instagram* перешли вслед за ней на другую интернет-платформу.
«Я перешла во «ВКонтакте», потому что, допустим, для моего бизнеса там много подходящего функционала: можно создать сообщество, и те, кто подпишется, таким образом осознанно выберут полезную информацию от эксперта. Кроме этого, алгоритм соцсети сам «органически» продвигает контент, поэтому пришли даже незнакомые люди. Также есть возможности платной онлайн-рекламы», — перечислила стилист основные преимущества новой площадки.
Кстати, об этом говорят и федеральные медиаэксперты: на новой интернет-площадке активного предпринимателя ждёт своя живая аудитория, поэтому у любого бренда сейчас есть возможность обновить за счёт этого клиентскую базу. Такое мнение высказала секретарь Союза журналистов России, основатель агентства Breaking Trends Юлия Загитова.
«В целом у всех социальных сетей плюс-минус одинаковый функционал для создания публикаций. Хотя для каждой площадки контент приходится адаптировать», — уточнила собеседница ForPost.
Читайте по теме: Чего никогда не нужно делать с запрещёнными в России Facebook* и Instagram*
При этом, по её наблюдению, сейчас многие предприниматели, наблюдая чехарду с социальными сетями, кардинально меняют подходы к продвижению своих товаров и услуг.
«У нас есть клиенты, которые перестроили свои коммуникационные стратегии и решили размещаться в СМИ. Последние события показывают, что пользователи устают от контента, который в соцсетях зачастую не проверенный, а медиа всё же несут ответственность за публикуемую информацию. Поэтому в целом снижается популярность соцсетей в пользу официальных СМИ. Заказчики понимают, что размещение в медиа будет гарантировать приток постоянных клиентов», — поделилась трендом эксперт.
Кроме этого, многие бизнесы, выросшие в социальных сетях, уходят на маркетплейсы типа Wildberries или Etsy и даже на «интернет-барахолку» Avito.
Как ранее писал ForPost, популярные крымские блогеры, столкнувшись с блокировкой Instagram*, вспомнили об отечественных соцсетях и теперь активно занимаются освоением «медиацелины» в «Одноклассниках», ЖЖ и Telegram. А кое-кто и вовсе подумывает вернуться к оффлайн-профессиям, оставив блоги лишь в качестве хобби.
Пелагея Попова
Фото: unsplash.com
*Организация запрещена в России.