Большой общественный резонанс вызвало прозвучавшее на днях предложение члена рабочей группы по изменению Конституции, члена Совета по межнациональным отношениям при президенте Российской Федерации Богдана Безпалько: «…Чтобы право на ирреденту – воссоединение всего Русского мира – было закреплено не просто в законодательстве, но и в Конституции России. Тогда бы любой регион не только Украины, но и Белоруссии имел бы возможность присоединения к России на основании этого положения Конституции, а не только положения о праве наций на самоопределение».
Журналист ForPost узнал, о каких же конкретно предложениях и странах идет речь.
– Богдан Анатольевич, первый вопрос, безусловно, интересующий всех читателей – как и кем формируются поправки в Конституцию?
– Когда оказалась возможность предлагать поправки в Конституцию, с 3-й по 8-ю главы, многие люди получили возможность принять участие в законотворческом процессе (он шире, чем законодательный) путем отправки поправок любому из членов рабочей группы. После того, как было опубликовано мое интервью «Украине.ру» о необходимости русской ирреденты, мне стали поступать в большом количестве проекты поправок.
23 января в Москве состоялся круглый стол «Конституционная реформа: русский взгляд», на котором рядом общественно-политических организаций и деятелей были озвучены предлагаемые ими поправки, которые затем коллегиально обсудили, изложили и «отшлифовали» после этого обсуждения. Я как член рабочей группы отобрал для себя те поправки, которые считаю наиболее технически грамотными.
Дело в том, что многие даже в составе рабочей группы предлагали поправки в 1-ю и 2-ю главы Конституции, для которых требуется созыв Конституционного собрания при поддержке 3/5 депутатов Государственной думы и Совета Федерации. Очевидно, что идущий сейчас законотворческий процесс к этому не относится.
– А внесение поправок в преамбулу Конституции является сейчас возможным?
– Сначала на заседании нашей рабочей группы председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас, председатель комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенниников и директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации Талия Хабриева пришли к тому, что они будут консультироваться по этому вопросу с юристами и правоведами, специализирующимися по конституционному праву.
Проконсультировавшись, на крайнем заседании рабочей группы, состоявшемся 27 января, они сообщили нам, что вносить изменения в преамбулу можно.
– Было бы интересно узнать какие-то конкретные предложения. В первую очередь, конечно, касающиеся русской ирреденты.
– На самом деле, положения об этом в Конституции уже есть, это статья 65, пункт 2: «Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом». Поэтому предлагается просто подчеркнуть преемственность Российской Федерации к Советскому Союзу, Российской империи, Московскому государству и Древней Руси. Уже одно это упоминание – например, в преамбуле Конституции – может дать возможность людям надеяться, что их возможность на ирреденту будет реализована.
– Но ведь в Российскую империю и Советский Союз входила, например, и Прибалтика!
– В Прибалтике сейчас происходит много процессов, в том числе негативных демографических изменений, особенно в Латвии. Латышская молодежь уезжает в Западную Европу, и в этом никак не виноваты русские, которые живут в этой стране, пусть даже в статусе неграждан. Будет ли Латвия в ходе этих процессов русифицироваться или нет, я сказать не могу.
Для стран Прибалтики, мне кажется, более актуальным является вопрос ирреденты как возможности предоставления получения гражданства России в упрощенном порядке, получения ряда льгот при переселении. Разделение въезжающих в нашу страну на репатриантов и мигрантов – это тоже часть ирреденты.
Но, прежде всего, я считаю, речь должна идти о славянском ядре – Украине и Белоруссии. Это подчеркивают многие наши мыслители и общественные деятели, как в прошлом, так и в настоящем. Президент говорил, что мы и украинцы, мы и белорусы – один народ.
Я думаю, что каждый случай, с каждой страной, если он возникнет, будет разбираться отдельно. Общий принцип сформулировал политолог Александр Асафов – «Двери России всегда должны быть открыты».
Например, предлагается дополнить статью 68 пунктами 4 и 5:
«Российская Федерация является гарантом соблюдения гражданских, культурных и языковых прав русских как разделенного народа, стремящегося к воссоединению с исторической Родиной, в местах его компактного проживания за пределами Российской Федерации. Все лица русского происхождения, а также лица, принадлежащие к другим коренным народам России, вне зависимости от своего места рождения и проживания имеют право на упрощенный порядок получения гражданства Российской Федерации».
Я бы еще здесь добавил «Порядок упрощенного получения гражданства определяется федеральным законом», а уже в нем можно подробно прописать процедуру.
Ничего нового или необычного мы не предлагаем. Подобного рода нормы существуют в Конституции и законодательстве других стран – Германии, Польши, Венгрии, Израиля и т.д.
– Кроме того, насколько я знаю, предлагается прописать статус русского народа и внутри Российской Федерации?
– Конечно, многие хотели бы прописать в Конституции государствообразующий статус русского народа. Об этом мне не раз приходилось слышать и от ответственного секретаря Совета по межнациональным отношениям при президенте Российской Федерации Магомедсалама Магомедова, и от руководителя рабочей группы Совета по вопросам реализации Стратегии государственной национальной политики до 2025 года Российской Федерации Вячеслава Михайлова, и от заместителя председателя президиума Совета Валерия Тишкова.
Упоминание государствообразующего статуса русского народа можно было бы включить в преамбулу Конституции, есть уже два варианта таких поправок.
В первом варианте просто предлагается добавить к существующей формулировке «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство» фразу «признавая государствообразующую роль русского народа».
Во втором – добавить такую декларацию: «Российская Федерация, учредительным документом которой является настоящая Конституция, выступает в роли преемника и продолжателя вековых традиций российской государственности, заложенных русским народом в стремлении к национальному самоопределению и самобытности при помощи и содействии других коренных народов России».
– А что по поводу статуса русского языка в национальных субъектах Федерации?
– Очень важным является обеспечение беспрепятственного функционирования русского языка на территории всей Российской Федерации. В некоторых национальных субъектах он дискриминируется едва ли не так же, чем в современной Украине. Например, родителей принуждают писать заявления о том, что их ребенок хочет изучать в государственной школе язык титульной нации. Иногда родителей штрафуют, причем на неизвестной правовой основе. С точки зрения ряда экспертов, это дискриминация, потому что должны быть обеспечены равные права для изучения языков.
На этот факт вынужден был обратить внимание 20 июля 2017 года на заседании нашего Совета в Йошкар-Оле и президент России Владимир Путин:
«Заставлять человека учить язык, который для него родным не является, так же недопустимо, как и снижать уровень и время преподавания русского. Обращаю на это особое внимание глав регионов Российской Федерации».
Формально право изучать русский язык как родной в государственных школах национальных республик есть, но в целом оно изложено в статье 68 Конституции очень противоречиво:
«1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. 2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации».
Но «наряду» это не значит «вместо», это не значит, что государственный язык республики должен вытеснять русский – государственный для всей России! Поэтому предложены поправки в Конституцию, которые предлагают ввести понятие «республиканских языков», а государственным языком на всей территории Российской Федерации будет только русский язык.
Никто не собирается утеснять такими поправками национальные меньшинства или национальные субъекты федерации, но право русских и других людей выбирать и изучать русский как родной и не изучать при этом язык субъекта Федерации должно быть обеспечено.
Владислав Мальцев
Обсуждение (1)
Полностью поддерживаю такие правки в Конституцию РФ.