Севастополь

Как севастопольцы возрождали разрушенный Ташкент

Строители Севастополя отстраивали столицу Узбекской ССР в 1966 году.

В столице Узбекской ССР Ташкенте 26 апреля 1966 года произошло чудовищное землетрясение магнитудой в 5,2 балла, уничтожившее центр города. Около 300 тысяч человек остались без крова. Сам Ташкент необходимо было отстраивать чуть ли не заново.

Какое участие в восстановлении братской страны принимал город-герой Севастополь, изданию ForPost рассказал Василий Ермолюк. Сейчас ему 96 лет, а тогда Василий Сергеевич был командирован в Ташкент, где прорабом треста «Севастопольстрой» помогал из руин воссоздавать город.

Ташкентское землетрясение произошло ранним утром 26 апреля 1966 года и хотя имело небольшую магнитуду по шкале Рихтера, всего 5,2 балла, глубина его очага, находившегося в 8 километрах от поверхности, вызвала колебания земли в виде 8–9 баллов. В радиусе 10 километров вокруг эпицентра были разрушены многие здания. Пятая часть жителей города осталась без крова.

Но удивительно другое – несмотря на чудовищные разрушения, жертв среди населения было относительно немного: до 13 человек погибшими и несколько сотен травмированных. Это объясняется тем, что толчки имели вертикальное направление. Более того, намного больше людей умерло впоследствии от сердечного приступа – во время повторных, намного более слабых толчков земной поверхности.

Ташкент не остался в беде один. Со всех уголков огромной страны СССР потянулись добровольцы – люди, желающие помочь бедствующему братскому народу Узбекской ССР. И пока республики Союза принимали у себя обездоленных сограждан, неравнодушные советские мужчины и женщины отстраивали Ташкент. В их числе наш сегодняшний герой  Василий Ермолюк.

«В 1961 году я окончил Одесский инженерно-строительный институт. Тогда же по направлению прибыл в Севастополь в трест «Севастопольстрой». Меня принимал управляющий трестом Евгений Николаевич Колобов лично. Кроме того, я работал с Николаем Алексеевичем Музыкой – Героем Социалистического Труда. Мы строили самые высокие сооружения в городе, такие как Севастопольский ретранслятор на Воронцовой горе  высотой в 225 метров, обелиск «Городу-герою Севастополю» на Хрустальном мысе и другие», – рассказывает о себе пенсионер, бывший прораб «Севастопольстроя».

Ташкентские события Василий Ермолюк, несмотря на прошедшие десятилетия, помнит чётко и ясно. Он вспоминает, как в апреле 1966 года его, тогда уже прораба, вызвало к себе начальство с указанием ехать в столицу Узбекской ССР в составе Одесского строительного поезда. В него входили представители 4 областей – Одесской, Николаевской, Херсонской и Крымской.

Стоит отметить, что с территории тогдашней Украинской ССР в сторону Ташкента двинулось 10 строительных поездов – три Киевских и по одному Одесскому, Донецкому, Днепропетровскому, Винницкому, Луганскому, Львовскому, Харьковскому. Каждый из них предусматривал 160 тысяч м2 различных строительных приспособлений.

В состав поездов входили не только специалисты в сфере строительства, но также стройматериалы и даже строительная техника в виде кранов, бульдозеров, тракторов и прочего необходимого оборудования. Такие поезда стекались из всего СССР – на помощь братьям из Узбекистана.

«Мы прибыли в палаточный городок около города Чиланзар. Строительство начиналось там. В течение полугода нами были отстроены четырехэтажные дома – выше было решено не строить из-за угрозы обрушения при повторных землетрясениях. В самом Ташкенте происходило тотальное выселение жителей из центра – необходимо было место для стройки новых жилищ», – рассказывает Василий Ермолюк.

При этом бывалый строитель подчеркивает, что все выселенные узбеки получали участки земли для постройки домов самостоятельно вместе со стройматериалами. Конечно, те, кто хотел поселиться на новом месте. Местные чаще всего собирались в «махалю» – общины, где жили совместно со своими родственниками.

Сам центр Ташкента был полностью очищен бульдозерами от обломков, в том числе от всех зданий ниже трёх этажей. Это было сделано для того, чтобы подготовить площадку для будущего микрорайона «Украинский». Первая улица которого названа в честь Тараса Шевченко. Там же были построены гостиница «Ташкент» и Центральный универмаг.

«Это мы строили. Кроме меня, было много севастопольцев. Некоторые оставались там, женились. Переходили в ташкентские тресты с повышением разряда и, кроме того, получали жилье, – подтверждает Василий Ермолюк. – Лично я пробыл в Ташкенте «от звонка до звонка», – сначала 1,5 года прорабом, а затем ещё 2 года в качестве начальника участка».

Строитель-севастополец находился в столице Узбекской ССР все 3,5 года, пока главный город республики не обрёл новый вид  современного на то время мегаполиса.

«Нужно понимать такую вещь – дома в Ташкенте до землетрясения были в основном одно- и двухэтажные с деревянным каркасом из жердей. Подшиты и поштукатурены камышом. Поэтому мы не только исправляли последствия землетрясения, но и в общем-то модернизировали в строительном плане столицу республики», – объясняет Василий Ермолюк.

Местных жителей он вспоминает с теплотой, говорит, что это хорошие, добрые люди – потому что советские.

«Нас, строителей, очень часто звали в гости, приглашали в чайхану – угощали пловом, мясом. Конечно, без чудачеств не обходилось – однажды с нами в чайхану зашла наша коллега женщина-прораб, так все мужчины встали и вышли. Нельзя у них так. Обычаи», – вспоминает строитель.

Василий Ермолюк говорит, что за помощь братскому народу он был отмечен грамотой Президиума Узбекской ССР, медалью «Строителям Ташкента». Но показать их, как и фото тех событий, пенсионер не может – всё это куда-то пропало из музея «Севастопольстроя».

«Взяли на выставку и не вернули. А где оно теперь – ведь там не только мои фото, награды, грамоты… Наверное, в каком-то ящике. Лежит и пылится», – жалуется Василий Ермолюк.

И всё же главная награда строителям Ташкента располагается внутри него самого – в виде живущих в нём людей, в домах, которые эти люди населяют, в виде монумента «Мужество», построенного благодарными узбеками в честь дружбы народов, победившей стихийное бедствие 26 апреля 1966 года, в честь откликнувшихся советских граждан по всей территории той огромной и великой страны.

Феликс Галевич

826
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
1
В среднем: 0.6 (22 голосов)

Обсуждение (2)

Profile picture for user Jemby
2981

Я тоже в 1966 году, будучи студентом КИСИ, принимал участие в ликвидации последствий землетрясения в Ташкенте. Разрушены были только глинобитные дома, которых в там было большинство, а современные выстояли. Помню первую ночь в палатке в центре города с топорами под раскладушкой, а потом какой то спортзал с матрасами, Далее наш студенческий стройотряд строил двухэтажные дома под Ташкентом в городке Геофизиков. Жили в палатках, труд полностью ручной, было очень жарко. Но мы, молодые, радовались жизни, вечерами хором пели песни. Ходили иногда в город, на улицах стояли торговцы с пловом и лагманом. Посещали Алайский базар - там было все, даже то, чего и не должно быть.

Profile picture for user Город Севастополь
2189

Надо вернуть Музей севастопольских строителей из лап офшорных иностранцеа захвативших севастопольское предпрятие. Уникальный музей третьего подвига Севастополя не важен нынешним чиновникам. Мировая страница истории Севастополя преврашается в пыль

Главное за день

Почему у крымских детей повально падает зрение

Малыши надевают очки прежде, чем идут в школу.
18:16
0
1247

Минфин Крыма ищет подрядчика на реставрацию здания бывшего старинного банка

Сметная стоимость работ определена в сто миллионов рублей.
11:16
4
914

В Крыму стали чаще брать кредиты на учёбу

Сколько стоит быть студентом, получающим популярную специальность?
18:14
3
540