Автомобиль из средства передвижения вновь превращается в роскошь. На фоне санкций запчасти подорожали почти на 100%, автосалоны закрываются, цены на вторичном рынке бьют рекорды — и это только верхушка айсберга.
ForPost узнал, что скрывается под санкционным льдом российского авторынка.
Тень Острова Свободы
Президент федерации автовладельцев России в Свердловской области Кирилл Форманчук настроен пессимистично: чем дольше продлятся санкции, считает он, тем больше наш авторынок будет напоминать кубинский.
Более 60 лет назад США ввели экономическую блокаду против Кубы. Сегодня там ездят на очень подержанных американских авто. Власти Острова Свободы пытается покупать машины в Белоруссии, Китае, России, но это капля в море.
«Аналогичная судьба ждёт российский автопром, если западные санкции будут продолжительными. К сожалению, российские автомобильные заводы не могут наладить выпуск запчастей, не то что автомобилей. Например, на АвтоВАЗе отечественное — только металлический корпус, иногда стекло. Мы не можем без европейских, японских комплектующих. Если их не будет, то новые автомобили исчезнут с рынка, а подержанные будем ремонтировать с помощью изношенных запчастей», — сказал ForPost Форманчук.
Российские «Лады» на самом деле французские, АвтоВАЗ входит в Renault Group. Поэтому с 28 февраля производственные линии простаивают, в РФ не досчитались почти 360 тысяч новых авто.
Не стоит надеяться и на KIA, которая принадлежит Hyundai и тоже зависит от импортных комплектующих. Эксперты уверены: корейцы не пойдут наперекор США и Европе. Поэтому введение санкций от Hyundai — вопрос времени.
Есть ещё УАЗ, но рассчитывать на «Патриота» также не стоит.
По данным Минпромторга, UAZ Patriot не принимает участие в госзакупках из-за уровня локализации менее 50%. Он не может стать народным из-за немецких сцепления, АБС, кондиционера, аудиосистемы, корейских коробки передач и «раздатки».
Попытки оснастить внедорожник отечественными комплектующими были — но планы нарушили рекламации. УАЗ вернулся к зарубежным запчастям.
Подогревает ситуацию и приостановка поставок электронных компонентов из Тайваня.
«Мы не сможем поднять инфраструктуру без микрочипов, не сможем самостоятельно выпускать коробки передач. Их нужно разрабатывать, покупать патенты, лицензии. В стране нет никакой электроники. Подшипники в мире производят всего три завода. Все они расположены не на территории РФ. Ситуация сложная. Остался только вторичный рынок», — уточнил Форманчук.
Получается, дилерская сеть РФ в одночасье стала исключительно сервисной. А торговой лишь в части подержанных авто.
Читайте по теме: Apple, Nike и K° прекратили продажи в России
Американские автомобили из 60-х — яркая краска в портрете Кубы. Фото: pixabay.com
Параллельный импорт
Между тем ситуация не безвыходная, отметил в беседе с ForPost один из разработчиков закона о роскошных автомобилях, депутат Госдумы VII созыва Вячеслав Лысаков:
«Я думаю, что воскреснет такой вид бизнеса, как независимый, или параллельный, импорт. Что это такое? Это реакция рынка на ценовую дискриминацию. Параллельный рынок появляется там, где дорогие импортные товары либо отсутствуют вовсе».
Он попросил не путать это понятие с серым рынком: параллельный рынок — не поставка контрафакта, а импорт оригинальных товаров через третьи страны.
Лысаков уже проработал логистику: новые автомобили могут завозить в РФ через ОАЭ, которые не ввели санкции и не закрыли воздушные коридоры:
«В ОАЭ поступает всё: от новых автомобилей до запчастей».
Законодательные барьеры, считает эксперт ForPost, Госдума при желании оперативно ликвидирует. Однако споткнуться такой импорт может о Запад: против него уже выступил президент Международной ассоциации по товарным знакам Дэвид Лоссигноль.
«Для любого правительства и владельцев товарных знаков было бы непомерно дорого расследовать каждую партию параллельного импорта для определения контрафактного товара. Соответственно, любой общественный интерес, который может существовать в плане разрешения «свободной торговли» в параллельном импорте, должен совпадать с очевидным общественным интересом для предотвращения продажи контрафактных товаров», — опубликовано заявление Лоссинголя на сайте ФАС.
Проще говоря, Европа и США могут табуировать параллельный импорт, и поставки из третьих стран так и не станут легальными.
Некоторые эксперты уверены: к нам спешит на помощь Китай. Там уже заявили, что продолжат поставлять в РФ автомобили и комплектующие.
В прошлом году производители из КНР резко нарастили долю на авторынке, некоторые — в разы. И хотя пока они занимают всего 7% рынка, перспективы у китайцев хорошие, говорит Вячеслав Лысаков.
«Сейчас Запад для Китая расчищает российский рынок. В отсутствие конкуренции продукция из Поднебесной будет пользоваться повышенным спросом. Поэтому я уверен, что так плохо, как на Кубе, у нас не будет. Наши граждане не будут ездить на убитых «Жигулях», «Шевроле», латать их с помощью металла и палок. До этого не дойдёт», — подчеркнул собеседник ForPost.
Читайте по теме: Западные компании сами найдут способ обойти санкции против России
Время амбарных замков
Спрос на отечественные автомобили сохранится, считает Вячеслав Лысаков: «под рукой будут исходники и запчасти». Но большую ставку сейчас делают на вторичный рынок импортных машин.
Поскольку автомобильный секонд-хенд выходит в тренд, пришло время подумать о безопасности. Количество угонов увеличится, уверен Кирилл Форманчук.
Подержанные иномарки начнут угонять из-за дефицита запчастей и комплектующих — это самый быстрый способ получить желанный крафт.
«Мы возвращаемся в 90-е, когда прямо на парковке с автомобилей скручивали запчасти, колёса. К этому нужно быть готовым», — предупредил эксперт.
По его мнению, разрастётся и чёрный рынок угнанных автомобилей, на котором машины будут значительно дешевле, чем на Avito.
Стоимость автомобилей и комплектующих зависит от курса валюты. Поэтому ценник сейчас растёт как на дрожжах.
Достаточно посмотреть на «Ладу»: с 1 марта «Гранта» подорожала на 86 тысяч рублей и теперь стоит минимум 685 тысяч; «Веста» прибавила около 170 тысяч — за седан просят от 1,3 млн; «Ларгус» накинул 247 тысяч, его продают за 1,8 млн рублей.
Что до иномарок, ситуация на рынке неоднозначная. Так, по данным РБК, популярный RAV4 в среднем оснащении обойдётся в плюс-минус 4 млн рублей. Но забрать кроссовер сразу не получится: пока автосалоны не планируют отгружать проданные автомобили.
Дилер Hyundai Major Auto продаёт Solaris в начальной комплектации с «автоматом» за 2,3 млн рублей, максимально оснащённый — за 2,6 млн при стоимости по официальному прайс-листу в 1,3 млн рублей.
Предложения пока есть, можно покупать. Но перед походом в автосалон нужно десять раз подумать: новый автомобиль не должен стать пресловутым чемоданом без ручки.
Читайте по теме: ЦБ поднял ключевую ставку до 20% — как это отразится на всех нас
Роберт Вочовский
Обсуждение (8)
А мы еще трандели на электросамокаты....))))
Тачки, фиг с ними,они и не были слишком доступны,бенз то тоже полетит вверх, или у кого есть сомнения?
Так что пришла пора переобутся и целовать самокат прямо...в руль))
Хватит панику организовывать!
Наши деды выиграли войну в кирзовых сапогах...Прорвёмся!
Ну вот в кирзовых сапогах на троллейбусах и будем ездить.
Может похудеем)))
Что значит "паника"? В прошлом году в садовом кооперативе после жалобы сотрудники МЧС потребовали держать ворота открытыми. В итоге с машины, стоящей возле участка слили ночью бензин. За сыном четыре года назад во дворе гнался мужик. Сыну повезло, что это был наш двор, и он успел забежать в наш подъезд и закрыть его. В чужой подъезд он так бы не забежал. А живем мы, на минутку, в центре. Заявление в полицию я написала. Но, понятно, никто того мужика не нашел. Спасибо ребятам, патрули в наш двор потом заходили часто.
Так, что не надо про панику.
Какое отношение имеют кирзовые сапоги к "раздеванию" машин?
Это что, реклама китайских автомобилей?
Конечно же я не эксперт, но по моему мнению такой рынок сбыта как Россия не захочет терять никто. Естественно некоторые бренды прекратят поставки надолго, но вот другие только на короткое время. Ну не захотят они терять миллиарды прибыли. При таком раскладе самые шустрые сами придумают схему серого экспорта для доставки автомобилей в РФ. На данный момент корейцы ой как потеснили остальных на международном рынке и те же немцы, французы при отказе поставок в РФ понесут неплохие такие убытки. По моему мнению именно корейцы первые придумают как доставлять машины в РФ. Ну и конечно же китайцы, хотя тут конечно большой вопрос качества и надёжности. А некоторые могут просто плюнуть на санкции как кока-кола. Сказали будем работать дальше в России и точка.