Более 200 наименований товаров из России временно запрещено вывозить за рубеж. Об этом сообщается на сайте правительства РФ.
Ранее, 8 марта, президент Владимир Путин поручил правительству составить перечень товаров, которые будут запрещены к вывозу из России в целях обеспечения экономической безопасности страны.
В правительственный список, в частности, попало технологическое, телекоммуникационное, медицинское оборудование, транспортные средства, сельхозтехника, электрическая аппаратура, железнодорожные вагоны и локомотивы, контейнеры, турбины, станки для обработки металла и камня, мониторы, проекторы, пульты и панели и другое.
«Вывоз этих товаров временно ограничен во все зарубежные страны, за исключением государств — членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Абхазии и Южной Осетии. Эта мера необходима для обеспечения стабильности на российском рынке», — говорится в сообщении правительства.
Кроме того, до 31 августа 2022 года РФ ввела временный запрет на экспорт зерновых и сахара.
Очевидно, что любые санкции имеют влияние не только на тех, в отношении кого они вводятся, но и на сторону, которая их вводит. И хотя власти России прямо не говорят, что это антисанкции и официально экспортный запрет нужен для поддержания российского рынка, по сути, речь идёт об ответе на санкции Запада.
Кандидат экономических наук Михаил Беляев в разговоре с ForPost отметил, что оценить степень влияния на экономику РФ запрета на экспорт можно только в разрезе отдельных товарных групп.
«Нужно смотреть, какой удельный вес занимает экспортная поставка. Если экспортная поставка не очень значительная, то и на отрасль это будет влиять незначительно: у компаний снизится прибыль, но ничего катастрофического не произойдёт. Может быть, расширится сбыт внутри страны, хотя возможно, что какое-то время будет сокращение производства или придётся работать "на склад"», — пояснил экономист.
По данным из открытых источников, экспорт российских автомобилей в 2021 году по сравнению с 2020 годом вырос на 37%. За рубеж ушло чуть более 89 тыс. новых российских авто, тогда как всего было продано 1,7 млн машин
Иными словами, экспортная составляющая в отечественном автомобилестроении — это чуть более 5%. Основными рынками сбыта для наших машин являются Белоруссия, Казахстан, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Алжир, Чешская Республика, Куба, Латвия. Доля стран, не входящих в СНГ, в общем объёме экспорта — 32%.
По словам Беляева, в кратковременной перспективе запрет на экспорт любой отраслью будет воспринят болезненно. Потому что придётся искать новых покупателей, договариваться с ними, заключать новые контракты.
«Внешнеторговые связи устанавливаются на объективной основе: одному нужен товар, другой его производит. Переориентировать их довольно сложно. Даже если ты находишь партнёра, который готов у тебя купить, то всё равно это дело не быстрое. Внешнеторговые контракты обычно долго согласовываются, как правило, на это уходит полгода, и это как минимум», — пояснил Беляев.
Одновременно он отметил, что делать долгосрочные прогнозы о развитии ситуации сейчас очень сложно.
Есть надежда, что спецоперация России на Украине завершится консенсусом, «многие западные санкции вводились с оговоркой "на время проведения спецоперации". Если они будут снимать эти ограничения, то и мы будет отвечать подобными действиями».
В противном случае бизнес будет искать пути для обхода санкций. Читайте об этом в материале ForPost.
Читайте по теме: Что теперь в России будет вместо айфонов, порше и прочих адидасов
Андрей Мединский
Обсуждение (3)
По словам Беляева, в кратковременной перспективе запрет на экспорт любой отраслью будет воспринят болезненно. Потому что придётся искать новых покупателей, договариваться с ними, заключать новые контракты.
Есть такая пословица -"Не было бы счастья, так несчастье помогло"...Пока западные супостаты не опомнились и не поняли какую они для себя глупость сделали в виде объявления экономической войны РФ, надо быстро все национализировать и ЗАНЯТЬСЯ по настоящему САМОДОСТАТОЧНЫМ своим национальным ПРОИЗВОДСТВОМ...Все будет востребовано, г-н Беляев, если строить свою экономику, не зависящую от Запада...Такого шанса восстановить свою страну может уже больше и не быть...
Имитация кипучей деятельности.Может лучше прекратить дербанить лес,не говоря об ином сырьё,а не прекращать экспорт готовых изделий.
Ещё надо запретить вывозить морепродукты, строительный лес, нефть и газ. В отместку в каждом городе, селе и посёлке построить магазин "Океан" и продавать морепродукты в своей стране. Из строительного леса делать качественную мебель, на нефтепродукты и газ снизить цены и пустить на внутренние потребности страны. В результате должна снизиться стоимость логистики и сельхоз продуктов. Что может быть хуже для наших врагов - это понимание того, что они неспособны нам навредить.