Проекты благоустройства Севастополя систематически подвергаются критике со стороны горожан. Строители часто делают их преступно некачественно, как, например, в случае с брусчаткой на улице Суворова, или же отвратительно безвкусный сквер Василия Бузина.
Фото: Степан Самошин
Во втором случае избежать подобных казусов можно было с помощью единообразного подхода к обустройству общественных пространств, так называемого дизайн-кода – архитектурного ДНК города.
Разрабатывать такой код начинали еще в 2018 году. Руководившая в то время департаментом архитектуры Севастополя Марина Ракова предпринимала попытку разработать Концепцию общественных пространств города. Но эта работа не увенчалась успехом.
«Если бы такой архитектурный код существовал в Севастополе, на выходе мы бы получали совершенно другие общественные территории, которые радуют и глаз, и душу. Проектировщики просто бы брали в руки альбом с вариантами – скамеек, урн, заборов, парапетов, брустверов и так далее, и использовали их в своей работе», – сказал ForPost глава комитета по градостроительству в городском парламенте Вячеслав Горелов.
При этом для разных районов города нужен свой дизайн-код. Например, в исторической части Севастополя не должны появляться конструкции, диссонирующие с архитектурой сталинского ампира.
«Необходимо отличать центр города от его других частей. Модернистские вещи на окраинах города, в спальных районах — возможны, а центр города необходимо поддерживать в том культурном коде, в котором он состоялся в 50-е годы», — отметил Вячеслав Горелов.
Депутат считает, что зачастую реализованные в Севастополе проекты не соответствуют потребностям и духу города.
«Проектировщики набирают из интернета какие-то картинки, им кажется, что это классно. А это для Севастополя никак не подходит. Смотришь на это и удивляешься: «Откуда оно такое?» — резюмировал Горелов.
Еще по теме: Воссоздать лазаревский Севастополь современные «каменщики» не в состоянии
Председатель Союза архитекторов Севастополя Сергей Комаров считает, что проблема неуклюжих проектов связана с тем, что в их создании не участвуют местные специалисты. Кроме того, сферу благоустройства курирует непрофильное ведомство.
«Все общественные пространства — скверы, площади, здания и так далее – это все архитектура. Они должны быть в ведении главного архитектора города. А у нас общественные пространства делают «Парки и скверы», которые относятся к департаменту городского хозяйства. Самое главное, они же и составляют техническое задание, как им удобно делать. Архитектура иногда даже не в курсе, что вообще делается», — отметил Комаров в беседе с ForPost.
Шансы есть
Впрочем, нельзя сказать, что власти совсем забыли о дизайн-коде Севастополя. О такой совместной работе Севастопольского госуниверситета и правительства города ForPost рассказала заведующая кафедрой архитектуры и дизайна Института развития города СевГУ Элина Красильникова.
«Сейчас в департаменте архитектуры и градостроительства ведется серьезная работа по привлечению СевГУ к разработке дизайн-кода Севастополя. Эту работу должна проводить большая команда междисплинарных специалистов — должны быть архитекторы, социологи, историки и так далее», — отметила она.
Сегодня разработкой архитектурного ДНК разных районов города занимаются студенты СевГУ под контролем преподавателей, однако их работы пока никак не используются для проектирования благоустройства общественных пространств Севастополя.
За последние годы в городе было благоустроено множество общественных пространств, и многие проекты вызывали обоснованную критику как экспертов, так и рядовых граждан.
Хотя есть и положительный опыт.
«"Севпарки" сейчас совместно с разработчиками ООО «Новый город» делают проект благоустройства трех усадеб на хоре Херсонеса в Гагаринском районе. На одной усадьбе вид информационных стендов выполнен в зависимости от содержания. Например, если мы ставим габионы (металлические сетки, внутри которых лежат камни), то это будут информационные стенды об истории, а городская информация будет стоять на стендах другого вида. Такой подход позволяет визуально отделить разнородную информацию», — рассказал ForPost доцент СевГУ Алексей Тихонов.
Впрочем, эксперты уверены, что все недочеты и ошибки исправить можно.
«Все исправимо! Ну, шестнадцатиэтажку взорвали же», — отметил председатель Союза архитекторов Севастополя.
Горелов считает, что исправлять «брак» нужно. Это, конечно, выльется в большие деньги и долгие сроки, а главное — проблемы конкретных людей.
«Исправить будет сложно. Это же бюджетное финансирование. Тот, кто подписался под неудачным проектом, должен будет понести ответственность. По некоторым объектам на это вряд ли пойдут», — считает Вячеслав Горелов.
В качестве подтверждения своих слов Горелов привел пример реконструкции летней эстрады «Ракушка» на Приморском бульваре, в результате чего было возбуждено уголовное дело.
Андрей Мединский
Обсуждение (23)
Раньше был Музей строителей Севастополя, где в том числе формировалась севастопольская эстетика в архитектуре, был Наш Кримниипроект, в котором работали грамотные специалисты-практики. Что теперь? Музей строителей закрыт и власти не планируют его восстанавливать, как завещали наши ветераны-строители на Мысе Хрустальном. Вместо местного института по наспех принятой Программе планируют финансировать миллиарды рублей в сомнительную контору без истории. Она нам чувствую разовьет градостроительную деятельность.,
Не надо обнадеживать, ибо кто дает деньги, тот и музыку заказывает. На "исправление" денег не будет хватать. За примером не надо ходить далеко "Башню " на Приморском бульваре "разбирали" не менее полугода, а Ракушку доводить до состояния "как должно быть" как долго будут? И это - не самый крупный объект. Даже напротив. А осыпающуюся штукатурку , примененную при "реставрации" к/т "Победа" уже исправили? Мнение местных архитекторов власть имущих не слышит. Надежда умирает последней У меня эта самая надежда умерла, особенно после культурного кластера, который возводят вопреки мнению архитекторов севастопольских. Про мнение горожан уж молчу.
Чтобы понять уровень компетенции "урбанистов" влияющих на каменную летопись городской среды великого города, нужен анализ портфолио каждого причастного...Дизайнера сквера Василия Бузины никто не знает. Какой состав Архитектурнного Хукдожественного Совета? Нужны ли там лоббисты от застройщиков? Главный критерий выбора при назначении Главного Архитектора города и Главного Художника города - наличие оригинальных работ и талант...Иначе видим то убожество от дизайнеров "Парков и скверов", вообще не имеющих проектов высокого уровня.
Во первых нормальных специалистов не осталось просто. Их почти нет.
Во вторых стремятся не к воссозданию облика, а к набиванию кармана, делая дёшево, как например лесницу у кинотеатра "Победа".
В третьих вместо нормальных более-менее ребят пригоняют вагон "тожерусских". Работающих за копейки по сравнению с тем, как нормальный спец получать должен. Лично видел что они так улицу заасфальтировали что у многих людей на той улице ворота просто не открылись потом. Уровень асфальта был на пять-десять сантиметров выше. Люди переваривали ворота.
Не сомневаюсь что подобные "спецы" Исторический делают и музей Крошицкого. И дело не в другой национальности. Там тоже спецы нормальные есть. Но они просто не пойдут жить вдесятером в одну комнату за копейки без больничных. И чтобы относились как к людям второго сорта. Смысл гастарбайтеров как раз в этом. Дешёвая раб. сила. Кто-то приболел? Взял троих на его место, а его просто выгнал. Да и работают они неофициально часто. Это минус налоги, помимо дешёвой оплаты труда. Материалы опять же самые дешёвые берут. Не мрамор или крымбальский камень, как в одном месте в центре, а обычный пиленый известняк плохого качества. Вот и выходит что всё косо, криво, отваливается и вообще не к месту. Я может в каких-то мелочах не прав, но суть думаю чётко изложил.
У меня лично вообще сложно с пониманием происходящего. Всякая реконструкция любого сквера сводится вначале к его уничттожению. По газонам лихо рулят экскаваторы, ездят многотонные самосвалы и бетономешалки. Пыль, грязь, грохот. Уничтожаются и повреждаются деревья и кустарники, клумбы - вообще не в счёт. Впихиваются какие-то инсталяции, МФО. и всякая прочая хрень. Приличные деньги идут на устройство систем автополива (вопрос к знатокам - где они работают? хоть одна?). А в большинстве случаев всего-то нужно пяток мужиков с кайлом и лопатами, проложить дорожки, подсадить недостающую зелень, расставить скамейки и урны. Но это же денег мало на распил.
to byrgik: и главное высокий глухой забор,что бы не подглядывали,а что там реально делается, распил распил.
А вообще иногда впадаешь в транс от увидимог,например скамейки-вместо практичных и бывших в Севастополе в больших количествах садовых диванов (чугунное литье и рейки) ставят какое то убожество,по типу как в сквере на Л.Толстого и в Камышах на Блюхера.Широкая сидушка,невозможно откинуться на спинку,непропорционально высокую.
to byrgik: Вы очень точно описали процесс "реконструкций"1000% И то,что они нам заливают о современной архитектуре просто блеф. Больше раскуроченных мест,больше денег.
«Необходимо отличать центр города от его других частей. Модернистские вещи на окраинах города, в спальных районах — возможны, а центр города необходимо поддерживать в том культурном коде, в котором он состоялся в 50-е годы», — отметил Вячеслав Горелов.
Золотые слова! Только почему они сказаны не до начала градостроительного разбоя на Хрустальном.а после ? Объединенными усилиями ЗС и общественников можно было предотвратить разгром форта Меншикова и подмену Мемориального коплекса с музеем защитников Севастополя 1941-42г.г. и с парком на уродливую высотную застройку,нарушающую федеральный закон "Об объектах культурного наследия" в части охраны исторических поселений.
"Несвоевременность - вечная драма!"
И.Тальков
Что то комментарии, чуть меньше чем сама статья. Странно
Неправильный критерий, точнее не своевременный.
Главный критерий - это личный пример.
Снёс 3 этажа Диалога - подходишь в кандидаты, но не более.
Снёс хмарочёсы по Сенявина, Советской и Крепостному спуску - уже теплее.
Взорвал ёперный клястер - велкам в Главные Архитекторы! На пожизненно!
Смотрел на днях на очередной пень от спиленной акации и вдруг осознал, что раньше деревья высаживали с душой, поэтому деревья и приживались. а нынче лишь бы за большие деньги воткнуть палку в землю
to kostoprav:
И ещё раньше люди возле своих домов поливали деревья, нас отец раз в неделю мобилизовал на полив деревьев, покупали белила и белили стволы весной, окапывали деревья, а сейчас больше пишут в соцсетях и фотографируют на телефон как засыпают деревья. Раньше в каждом дворе в теплые дни люди выходили семьями ухаживали за деревьями, скапывали газоны и не только под окнами, а сейчас такое можно увидеть, но к сожалению крайне редко.
Конечно, делается очень много. Есть хорошие примеры, например сквер вдоль проспекта Октябрьской революции (давно нужно переименовать на проспект Летчиков) с прекрасными скульптурами.
Но современные лжеархитекторы часто лепят такое, что противно. Разве можно сесть на то, что поставили на Малаховом кургане после реконструкции???
И у каждого безобразия есть ФИО и адрес???
А надписи типа "Шавуха" на каждом углу... ( жратуха, бормотуха, сивуха, житуха, мокруха и тд)
to Александр Чулков:
Не ппутайте теплое с мягким. То, что мы высадили в своем дворе, мы и сейчас поливаем.
Поливать все парки города люди не в состоянии ни физически, ни материально (не забывайте, что сейчас мы за воду платим иначе, чем при Союзе).
Плюс еще моральный аспект: одни взяли деньги (немалые, кстати!) и сделали за них халтуру, а другие должны за свой счет их работу до ума доводить? Хорошо это? Правильно?
Когда я высаживаю дерево, это моё личное решение. Я принимаю его с пониманием того, что теперь я за это дерево в ответе: мне его поливать, рыхлить, обрезать, хотя бы, пока оно в силу не войдет. Исходя из этого, я рассчитываю свои силы и время: хватит ли их лишь на одно дерево или я могу себе позволить несколько. Рассчитывая, возможно, на соседей, таких же добровольцев, возможно на своих детей, полагая, как их отец, что такая "принудиловка" им на пользу пойдет.
На кого рассчитывают организации, взявшиеся высаживать деревья за деньги?
На меня? На Вас?
А на каком основании?
Хочется все таки отметить и положительные моменты. Динопарк - и оригинально , и удобно и на разные вкусы. Есть где старикам и мамочкам с колясками посидеть, где детишкам полазить, подросткам на скейте покататься, а для тех кто уже или еще может спорт городок с турниками, брусьями и тренажерами. Жаль, что заглох проект с парком Зенитка у моря на месте бывшей позиции ПВО. Там бы вообще можно было сделать уникальную зону досуга и отдыха, но дело идет к очередному забору(((((((((((((((((((
Урбанистика штука редкостная, адекватная урбанистика, вот это уже хороший вопрос. Вкус либо есть, либо его нет. Всё что "за рамками" и "за забором" можно выучить или воспитать. А то что, получается можно в Дизайн новый термин вводить? Реурбанистика?
Да, особенно стоянка машин гармонирует у памятника Нахимову в самом сердце города. Вкус отменный. И никого это не напрягает.
to Дава:
вкус- это не инстикт, этому учатся. архитектура означает красоту, удобство и прочность. для красоты существует феномен моды. то,что хорошо сейчас, через может считаться устаревшим через год. удобство - наука из области психологии. а прочность следует за всем этим, что бы придумать, как остроить прочно все то, что хотят художники, скульпторы и ваятели.
"Деконструктивизм" во вкусе Прикса. Уже ввели и хотят впихнуть на Хрустальный.
Пустили козла в огород... Планировку осуществляют фрилансеры из челябинсков по яндекс-картам, подрядчики с уставным капиталом в 10 тыр и списочным составом в 2 чела это "реализуют" на местности . В шоколаде все , кроме города и его жителей...
Прикс- деконструктивизм? Пф... Zaha Hadid в помощь...