Новости Севастополя

Как одно слово изменит похоронную сферу Севастополя

Служба новостей ForPost

Гробы для севастопольцев разрешили делать не только из пиломатериалов.

Как одно слово изменит похоронную сферу Севастополя
Всё связанное со смертью — неотъемлемая часть жизни.
Фото:
Арина Розанова / ForPost / нейросеть Freepik AI

У поставщиков гробов, которые предоставляются севастопольцам согласно гарантированному перечню услуг по погребению умерших, прибавилось свободы выбора. Отныне эти изделия могут делаться не только из пиломатериалов.

Постановление правительства Севастополя № 45-ПП «Об утверждении стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению умерших на территории города Севастополя» было принято около полутора месяцев назад, 20 февраля 2026 года. В приложении к нему, в числе прочих услуг есть и предоставление «гроба стандартного из пиломатериалов толщиной до 25 мм с изголовьем из древесных опилок». Снаружи и внутри, уточняется в приложении, стандартный гроб должен быть обит хлопчатобумажной тканью.

Новое постановление правительства, принятое 10 апреля, вносит в документ одно-единственное изменение: из описания гроба исчезло уточнение «из пиломатериалов».

Несколькими днями ранее тема использования для этих целей альтернативных материалов обсуждалась в программе ForPost «Дело на миллион». Очередным её участником стал владелец ООО «Центр упаковки и дизайна» Юрий Пефтиев. Компания производит разнообразную упаковку из гофрокартона, но не только: в перечне её продукции есть и мебель, и декорации, и фотозоны, и гробы.

Отвечая на вопрос ведущего программы, Юрий Пефтиев сообщил, что «Центр упаковки и дизайна» имеет соответствующий патент, однако спрос на продукцию тормозится в том числе из-за местных нормативных актов. Если в ГОСТах не говорится, что дерево является обязательным материалом для изготовления гробов (они, заметим, бывают не только деревянными и картонными, но также пластиковыми и металлическими. — ForPost), то на местах такое уточнение добавляется.

«Дали человеку задание написать нормативный акт. Он знает, что гробы делаются из дерева, поэтому так и пишет. А раз написано деревянный — значит, деревянный», — пояснил предприниматель.

Кроме этого, агентства зачастую просто не хотят ломать устоявшиеся связи с поставщиками. Существует и некоторое предубеждение против такой продукции.

«Но мы предложили это не потому, что хотим обесценить ритуал <погребения>. Мы просто хотим сэкономить деньги государства и отдельных людей. У нас есть разные по качеству продукты — как премиум-класса, так и эконом-класса. И они, безусловно, дешевле тех, что предлагаются на рынке», — рассказал Пефтиев.

При этом в масштабах страны непривычный материал постепенно всё же завоёвывает более прочные позиции. О растущем спросе на картонные гробы в России ForPost сообщал в июне прошлого года со ссылкой на Тelegram-канал «Русский ретейл и бизнес». Эту тенденцию связывают не только с экономическими, но и экологическими соображениями: картонные гробы полностью разлагаются в земле всего за шесть месяцев, выдерживают вес до 150 кг и хорошо подходят для кремации.

Елена Макарова

Казалось бы, мелочь: разрешить делать ритуальные гробы не только из дерева, но и из альтернативных материалов — картона, пластика, металла. Однако за этим кроется сразу несколько важных процессов: экономия бюджетных средств (похороны за счёт государства обойдутся дешевле), поддержка местного производителя с патентом на картонные гробы и, наконец, экологический тренд — такой гроб полностью разлагается в земле за полгода и подходит для кремации. Вопрос лишь в том, готово ли общество отказаться от стереотипа «дерево — это солидно, а картон — это унизительно», ведь по сути речь идёт не об обесценивании ритуала, а о разумной альтернативе, которая уже набирает популярность по всей России. Севастопольское правительство сделало первый шаг к снятию бюрократического барьера — осталось дождаться, когда изменится и общественное восприятие.

3132
Поделитесь:
Оцените статью:
4
В среднем: 3.5 (2 голосов)
Обсуждение (26)
еще одна мама школьников
9067
еще одна мама …

Я не поняла, для чего исключили "из пиломатериалов" и оставили "толщиной до 25 мм с изголовьем из древесных опилок". 

Это поддержка предпринимателей или удешевление гроба? 

Tatyanochka
1594
Tatyanochka

еще одна мама …,

Я думаю это продвижение бизнеса нужного человека , думаю что , не бесплатно

Все очевидно

Grajdanin
170
Grajdanin

Так может уже сразу в коробках из под холодильников

Serggio
27373
Serggio

Grajdanin,

Целлофановые пакеты ещё дешевле.

Мелита
3136
Мелита

Картонные гробы? Что, совсем плохо стало на ниве жизни., в краю родном.?

Мы просто хотим сэкономить деньги государства и отдельных людей

Радетели  вы наши. заботливые.

картонные гробы полностью разлагаются в земле всего за шесть месяцев

Цинизм какой!

komandor
7808
komandor

Мелита,

что в этом циничного и плохого? внешне гроб не отличается от деревянного, а усопшему точно всё равно в чем разлагаться. Все эти похороны и ритуальные услуги больше живым нужны, чем мертвым. Похороны очень дороги, если можно на чём то сэкономить, то почему бы и нет? Лично мне всё равно в чем меня похоронят, пусть хоть в коробке из холодильника. Какая мне будет разница?

Остряки
7627
Остряки

komandor,

К сожалению у покойного не спросишь согласия, а вот экономить на близких рука не поднимается. Хочется чтобы у них на земле хоть в последний раз всё самое лучшее было. 

komandor
7808
komandor

Остряки,

у покойного не спросишь, но разумно поступают те, кто при жизни озвучивает свои желания насчет похорон. И я знаю многих, которые говорят, что им на фиг не нужны пышные похороны - чем экономнее, тем лучше. Мне тоже совершенно всё равно, как закопают мой кусок плоти. Пусть лучше живые на себя эти деньги тратят, чем обогащают похоронных барыг

Остряки
7627
Остряки

komandor,

А если человек не верит что умирает и надеется поправиться? Вы знаете, даже если знаешь что твоему близкому человеку остались считанные дни, а он просит какую нибудь вещь которая ему уже не пригодится, сказать это ему не возможно, что тебе это уже не нужно и почему. Или когда на похороны приходят пятьдесят человек, сказать им что поминок не будет, так как деньги пригодятся живым тоже нельзя, ради памяти родного человека. Или положить его в самый дешёвый гроб тоже нельзя, как после этого смотреть самому себе в глаза? Не так всё это просто как кажется. 

olga-smirnova2006
3382
olga-smirnova2006

Остряки,

1.То есть этот человек планирует жить вечно? Даже если он и надеется поправиться, любому разумному человеку очевидно, что это не навсегда. 2. Самому себе смотреть в глаза - это в любом случае сложно. И кто вам предлагает отменять поминки, непонятно. 3. И, наконец, как могут быть циничными законы природы?)

komandor
7808
komandor

Остряки,

Ольга Вам правильно написала: никто не вечен. Я не планирую нынче умирать, но моё мнение насчет похоронной ярмарки тщеславия знают все родственники и друзья. Мне совершенно не нужен гроб из красного дерева, повторюсь: какая разница в чём гнить? Память о человеке это не гроб из красного дерева и не памятник из итальянского мрамора. 

Про муки совести это тоже не про память об умершем. Это попытка богатыми похоронами успокоить себя ( самоутешение "если дорогой гроб и веночки, то я сделал всё, что смог напоследок, т.к. много не успел при жизни родного человека")  и, признайтесь честно, это вечное "что люди скажут?".

И мы говорили об уже умершем, а не об умирающем. Умирающему нормальные родственники не отказывают ни в каких желаниях. Вот тут экономить не нужно, человеку осталось недолго и надо чтобы он получил максимум удовольствий. И поминки это не похороны. Посидеть, вспомнить умершего очень важно именно для живых. Это сродни психотерапии - человек не должен оставаться один в своём горе и чем больше рядом людей, тем лучше. 

еще одна мама школьников
9067
еще одна мама …

komandor,

Да. Озвучивают очень многие. Мама тоже озвучила: полный список плюс отпевание. Со списком никто не спорит, но отпевание коммунистке в прошлом, которая ни одной молитвы не знает и в церковь на службу никогда не ходила?  Про исповедоваться и Посты держать уже молчу. Я, конечно, промолчала, какой смысл спорить? Мама старенькая уже. Но выводы сделала и дома детям сказала, чтобы похоронили нас с мужем вместе (неважно, кто первый уйдет) без фанатизма и приезжали к нам два раза в год на наши дни рождения. 

еще одна мама школьников
9067
еще одна мама …

Остряки,

Нет . Это, как раз, очень просто: соообщать о похоронах только близким друзьям усопшего. А отказать в покупке можно, не объясняя причину. Обычным отсутствием сейчас денег. 

Я, конечно, все понимаю, но есть такое слово "уместность". . 

еще одна мама школьников
9067
еще одна мама …

olga-smirnova2006,

Согласна. Мы похоронили многих родных. Осталась одна мама. 

Но все похороны проходили адекватно и без фанатизма. Мы сообщили только близким друзьям. И свекры, и моя бабушка были уже  пожилыми, поэтому друзей в живых оставалось меньше десятка. 

еще одна мама школьников
9067
еще одна мама …

komandor,

Вы правы. 

Grajdanin
170
Grajdanin

А макулатуру на гробики будут принимать? 

Рекрут
1237
Рекрут

Скоро перейдём на саваны из ткани.

atos.2010
831
atos.2010

Черный постсоветский анекдот: для экономии на гробах,памятниках,оградах, хоронить в целлофановых пакетах, стоя по пояс,взявшись за руки. Тогда смеялись.  

Tim Tomas
7304
Tim Tomas

Это новые креативщики придумали?😀

Остряки
7627
Остряки

Tim Tomas,

Старо как мир, помню пятьдесят лет назад ходили истории как кто-то купил обувь и костюм и попал под дождь и всё это развалилось, оказалось привезли из-за границы одежду для покойников. Главное чтобы честно говорили из чего это сделано и какая фактическая цена. 

strelec
25535
strelec

В 90-е делали гробы из оргалита.

Валентина Константиновна
374
Валентина Конс…

strelec,

Абсолютно верно, своими глазами видела - каркас из бруса 30х30 , на днище 2 поперечины и оргалит

еще одна мама школьников
9067
еще одна мама …

strelec,

Так сейчас на улице 2026й год. Про 90е уже никто и вспоминать не должен, столько лет прошло. 

Дава Гоцман
1083
Дава Гоцман

Из чугуна....

olga-smirnova2006
3382
olga-smirnova2006

Дава Гоцман,

Ну да, судя по комментариям, такой вариант и будет расценен как "достойные" похороны). 

еще одна мама школьников
9067
еще одна мама …

olga-smirnova2006,

Нет, "приемлемые". "Достойные" - это из красного дерева. 

 

Главное за день

В севастопольском ЖСК «Скифия» требуют миллионы за «подарочную» антресоль в апартаментах

«Лишние» квадратные метры почти под потолком оказались сюрпризом для пайщиков.
16/04/2026 08:02
1640

Променять Петербург на Севастополь: история переезда из культурной столицы

Стоит ли ехать из мегаполиса в приморский город, и не ждёт ли здесь разочарование?
15/04/2026 20:00
3061

Севастополь — не вторая Ялта. Профессор Ирхин в «Бегущем по лезвию» ForPost

Чтобы Крым оставался курортом, Севастополю придётся стать современной военно-морской базой.
15/04/2026 17:05
1760

Севастополь определился с налогами для «упрощенцев». Какой процент?

Ставки останутся на прошлогоднем уровне, а для некоторых отраслей значительно понизятся.
14/04/2026 18:04
2192

Севастопольский суд подтвердил незаконность платы за газовое техобслуживание

ГУП «Севастопольгаз» в двух инстанциях проиграл прокуратуре.
14/04/2026 11:01
4575

Суд отказал в возврате Севастополю участка в центре с видом на Южную бухту

Горхоз не может добиться сноса недостроя, а ДИЗО — расторжения договора аренды.
14/04/2026 08:00
4584
Туризм

Книговорот, квизы и мастер-классы: где и как в Крыму пройдёт «Библионочь-2026»

Во Всероссийской акции участвуют библиотеки Симферополя, Севастополя и Керчи.
15/04/2026 19:28
379

Топ курортов для отдыха россиян в ближайшие пять лет

Горнолыжные курорты оказались для инвесторов привлекательнее черноморских.
14/04/2026 17:20
753

В правительстве Севастополя создали новый департамент и позвали начальника из Москвы

Анастасия Кравцова занимается креативом более 14 лет.
14/04/2026 14:07
5460

Как торговаться за жильё на лето: что нужно знать и чего избегать

Кто получает реальную скидку, а кто портит себе отпуск — и почему это зависит не от настойчивости, а от ситуации.
14/04/2026 09:15
441

Помогут ли чартеры через Краснодар добраться в Крым без летней давки

Главные транспортные проблемы летнего сезона новая схема вряд ли решит.
13/04/2026 17:28
4199