Молдавский премьер-министр Речан заявил, что российские войска должны уйти из Приднестровья, после чего нужно будет «интегрировать» его жителей «экономически и социально». Накануне президент Санду обвинила Россию в «гибридной войне».
Ситуация в Молдавии медленно накаляется. После ухода правительства Гаврилицы и назначения премьером Речана г-жа Санду публично обвинила Россию в планировании дестабилизации в стране путём организации протестов оппозиции. В которые, по её мнению, вовлекаются «люди с военной подготовкой» и «граждане России» (а ещё Белоруссии и даже Сербии и Черногории). При этом сама же она заявила, что отставка правительства совсем не усилила политическую нестабильность в Молдавии.
В то же время происходящее в Молдавии характерно ещё и расколом оппозиции. На политическом поле действуют социалисты — сторонники экс-президента Додона (а его в данный момент пытаются посадить в тюрьму по надуманным обвинениям). С другой стороны — сторонники бывшего банкира Илана Шора, основателя партии собственного имени, который бежал за границу ещё при Додоне (а ещё он находится под санкциями США и объявлен в международный розыск).
А ещё на политическом поле нынешний мэр столицы Чебан, отошедший от социалистов Додона, основав свою партию НАД (Национальное альтернативное движение) с ярко выраженными проевропейскими симпатиями.
Игорь Додон сейчас активно призывает оппозицию объединиться, но самому ему сделаться объединяющей фигурой весьма проблематично. И в связи с уголовным преследованием, и по причине остающегося флёра поражения на выборах два года назад. У партий НАД и Шор на интеграцию оппозиции шансов ещё меньше.
Общей границы с Россией у Молдавии нет. Авиасообщение находится под контролем. Пример: недопуск в страну недавно футбольных болельщиков из Сербии, приехавших на игру, и боксёров из Черногории, приехавших на международный турнир. Каким образом РФ могла бы на этом фоне «организовать дестабилизацию», малопонятно.
Стоит добавить, что согласно опросам, если бы сейчас состоялись выборы президента, то Санду на них победила бы: ей отдали бы голоса 28 процентов, Игорю Додону — 17 процентов, а Иону Чебану — 8 процентов. Если добавить сторонников Шора с его 4–5 процентами, то становится очевидна цена раскола оппозиции, что называется, в натуре.
При этом курс на объединение с Румынией, который навязывает стране Санду, популярностью не пользуется. Да, если верить опросам, то число «унионистов» за крайнее десятилетие увеличилось, но до большинства им очень далеко. По самым оптимистичным для Санду результатам исследований от западных неправительственных организаций, проведённых совместно с Румынией, сторонников объединения чуть более 40 процентов. По результатам же остальных исследований, их в районе 35 процентов. То есть чуть больше трети.
В то же время в политическом поле обсуждается даже участие г-жи Санду в румынских выборах президента, которые пройдут в следующем году, хотя сама Санду данную информацию не подтверждает. Пока что. Так или иначе, но румынское гражданство у г-жи Санду имеется, и нельзя назвать такое развитие событий совсем уж экзотичным. Но оно очевидно способно вызвать раздражение и молдавского, и румынского избирателя.
В целом большинство наблюдателей совсем уж радикального развития событий в Молдавии не ждут, ожидая, скорее, более длительной игры, ориентированной на выборы президента в грядущем году, которые синхронизованы с румынскими.
Тем не менее, СВО на Украине однозначно внесёт поправку в этот расклад. Какой — это зависит от нас. Результат на поле боя даст результат и в Кишинёве. А поползновения в ту сторону Кишинёв уже проявляет. Новый премьер чётко это показывает.
Читайте по теме: Китайско-американская эскалация: как воздушный шар сломал все планы США
Павел Кухмиров
Обсуждение (1)
Ситуацию в Молдавии медленно НАКАЛЯЮТ. И мы знаем - кто. Там такие же марионетки сидят, как в Киеве.