Севастополь

Как мы раскапывали Херсонес

Реставратор Анатолий Туманов рассказывает об истории археологических работ в Херсонесе.

Как мы раскапывали Херсонес
Фото:
Анатолий Туманов

Раскопки древнегреческого города Херсонеса Таврического начались в далёком 1827 году и велись периодически, то прекращаясь вовсе, то превращаясь в обыкновенное разграбление во время военных конфликтов, пишет реставратор Анатолий Туманов на своей странице в facebook.

Но когда политическая ситуация в стране была стабильной, изучение и сохранение древностей продолжалось. Так было и в советское время, и даже в украинский период. На городище и даже на многих участках хоры кипела бурная деятельность многочисленных археологических экспедиций.

Изучением Херсонеса занимались историки из Москвы, Санкт-Петербурга, Харькова, Киева, Екатеринбурга, Саратова. Даже иностранные экспедиции сделали здесь немало открытий, это представители Варшавского и Познаньского университетов (Польша), Института классической археологии Техасского университета в городе Остин (США), другие исследователи из Австрии, Израиля, Италии, Франции, Великобритании. В совокупности, это была неоценимая помощь местным исследователям и музейщикам.

И результат этой деятельности – раскопанная одна треть Херсонесского городища (если говорить только о нём). Планомерные раскопки проводились сразу в разных кварталах…

Вообще, само исследование Херсонеса – это уже является одной из его исторических вех и заслуживает особого изучения. Я же хочу здесь рассказать о том, как сам принимал в этом участие, являясь сотрудником музея, как мы принимали и направляли в нужное русло энергию многочисленных волонтёров, помогавших в исследованиях.

Так получилось, что в 2007 году в архитектурно-археологическом отделе музея появилась вакансия реставратора памятников каменной архитектуры, а учитывая тот факт, что до этого я уже 9 лет был участником археологических экспедиций, я подумал: «А почему бы не попробовать?».

Критерием поступления на указанную должность было наличие строительной специальности. Мне в этом помогла корочка каменщика-монтажника 3 разряда, полученная ещё в школе на УПК, а также моя первая трудовая деятельность перед армией на строительстве телефонной станции на проспекте Генерала Острякова. Я до сих пор горжусь выложенной тогда мной, 17-ти летним пацаном, вентиляционной шахтой в четверть кирпича, стоящей на самой крыше здания.

Мой новый непосредственный начальник, Станислав Григорьевич Рыжов, видя до этого, с каким увлечением я участвовал в раскопках, предупредил меня, что мне придётся не только раскапывать древние сооружения, но и укреплять их. Я согласился, но впоследствии именно сохранение раскопанных руин меня больше заинтересовало…

Раскопки в те времена проходили на разных участках городища. Американская и польская экспедиции раскапывали южные кварталы за античным театром. Конечно, они этим занимались не сами по себе, а в тесном взаимодействии с научным составом музея и используя наёмный труд местных копателей.

Все артефакты, найденные при раскопках, оставались в музее, также раскопанные руины сразу консервировались, приводились в экспозиционный вид. Отечественные экспедиции работали в Портовом районе, на Главной улице, Базилике Крузе, на западном некрополе. Наш архитектурно-археологический отдел раскапывал северные кварталы городища, обращённые в сторону моря. В этом нам помогали многочисленные волонтёры. В основном, это были учащиеся лицея при Харьковском государственном университете им. В.О. Каразина и студенты Харьковской Академии культуры. К ним иногда присоединялись самостоятельнее волонтёры, которым посчастливилось найти пустующую койку на археологической базе.

Вообще, размещение на базе планировалось задолго до начала сезона раскопок, поэтому судьбу каждой койки (в буквальном смысле слова) можно было знать до конца лета – они не простаивали. Только уезжает одна группа, тут же заезжает другая. А сезон начинался с того, что появлялись так называемые травощипы. Это были школьники средних классов из Москвы. Они чистили раскопанные кварталы от зарослей травы, причём делая это не так, как сейчас (мотокосами обрезая стебель), а подрубая цапками корешки, что даёт больший эффект.

К этим «набегам» добровольных помощников (в хорошем смысле) мы готовились заранее, ведь это неоценимый вклад в дело изучения и сохранения нашей истории. Кроме того, и для детей это является хорошей школой жизни, школой приучения к труду, коллективизму, любви к истории… Они не только трудились, оказывая помощь музею, но и проводили различные экскурсии, отдыхали у моря, укрепляя своё здоровье, учились плавать…

Затем приезжали старшеклассники и студенты упомянутых выше учебных заведений из Харькова. И начиналась большая работа по исследованию древнего Херсонеса. Количество участников непосредственно раскопок зависело от площади раскопа. Если, например, копали глубокую рыбозасолочную цистерну, то в этом принимали участие человек пять-семь, если помещения какой-нибудь усадьбы, где площадь раскопа значительна, то бывало до двадцати человек одновременно.

Девчонки занимались камеральной обработкой найденного материала (его мытьём и зарисовкой). Были у ребят дежурные или постоянные кухонные работники, отвечавшие за приёмы пищи и прочие хозяйские заботы. Работа везде кипела, каждый занимался своим делом.

Немаловажным фактором работы на раскопе была способность долго и эффективно работать на жаре, под палящим солнцем. Тем не менее, бывали случаи перегрева или солнечных ударов. Спасало наличие моря, где в случае чего можно быстро освежиться. Ребята работали с раннего утра и до обеда, больше не позволяло законодательство, да ещё не сформированное физическое состояние подростков.

После обеда я оставался один и копал в одиночку до конца рабочего дня. Когда летние каникулы заканчивались и волонтёры разъезжались, мне приходилось работать на раскопе с утра до вечера одному. Даже если работал в пятиметровой рыбозасолочной цистерне: нагрузишь пять-шесть вёдер, вылезешь по лестнице, поднимешь вёдра верёвкой с крючком, выгрузишь в тачку, вёдра вниз, а тачку с землёй – на берег подсыпать, чтобы меньше размывало… И так целый день, а сверху солнце палит и температура 40-45 градусов.

Жизнь волонтёров-археологов – это не только тяжёлая рутинная работа, но и культурное проведение времени. Различные экскурсии, посещения архивов и т.д. также прививают интерес к истории, а организуемый самими ребятами досуг позволяет украсить и разнообразить жизнь в лагере.

Каждый новый сезон сопровождается традиционным обрядом – посвящение в археологи новичков. Каждая группа придумывает свой сценарий этого мероприятия. В ходе различных испытаний и конкурсов подростки доказывают свою любовь к археологии… Меня, как старшего на раскопе, часто приглашали поучаствовать в этих обрядах в качестве почётного гостя или члена жюри. Таким образом, археологическая жизнь кипела летом в разных местах Херсонеса.

После отъезда последней группы волонтёров я оставался на раскопе один, иногда ко мне временно «прикомандировывали» коллег из другого отдела музея – Отдела музеефикации, где числилось несколько человек. По завершению раскопок я занимался консервацией раскопанных руин, а также восстановительными работами в случае обвалов древних стен. Видя причины этих обрушений, я стал менять методику предшествующих реставрационных работ, стал интересоваться проблемой. Вскоре это подвигло меня поступить в университет на заочное отделение исторического факультета.

В университете я продолжил изучение проблемы сохранения архитектурно-археологических памятников, все курсовые и дипломная работа были посвящены этой теме. Разработанную мной технику укрепления руин стали копировать другие сотрудники музея, работающие в данном направлении. В 2013 году у меня появился напарник. В том же году Херсонес получил мировую известность, его приняли в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

На приложенных фотографиях к этой статье можно увидеть, что раньше Херсонес был вроде живого организма, где кипела деятельность по его изучению и сохранению, где толпами ходили туристы, с интересом наблюдавшие за археологами. А сейчас только одним запретом на купание потерян интерес волонтёров к этому объекту. Ведь этой бесплатной рабочей силе после работы, как минимум, нужно привести себя в порядок. Вдобавок, «деревянный макинтош» (настилы), опутавший всё городище, вообще ограничивает проведение каких-либо работ. Город стал поистине мёртвым.

Фото Анатолия Туманова

4144
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов

Обсуждение (25)

Profile picture for user MF
64

Теперь Херсонесу нажны плотники, деревянные дорожки строить...hysterical

Profile picture for user strelec
23917

  Вот что творит жажда распила и невежество  понаехов в Херсонесе!Археологов,с любовью сберегавших древнее городище,вытеснили эффективные менеджеры,тупо изуродовавшие историко-археологический заповедник и превратившие его в вертеп для хамской наживы.

Profile picture for user Пэппи
482

Хорошо написал, с душой. Верю, что вернутся волонтеры, наладится нормальная научная экспедиционная жизнь, городище вернет свой прежний облик,скинув "деревянный макинтош" и весь новосозданный хлам - при новом разумном руководстве. 

Profile picture for user Город русских моряков
1768

Спасибо, Анатолий!!! Вы настоящий археолог, историк радеющий за НАШ, настоящий Херсонес. Все остальное, что творится сегодня в Херсонесе от лукавого. ПОЗОР!!! Безобразное и гнусное осовременивание  того, что должно быть сохранено в первозданном виде с неповторимой атмосферой и душой архаичного города без этих новодельных, зашкварных, псевдомодерновых, фуфлыжных понтов!!! Слова закончились. Далее один мат.

Profile picture for user S.A.D
362

Спасибо, замечательная статья, пронизанная любовью к Херсонесу!

Profile picture for user ulogin_yandex_968602621
1990

 А сейчас только одним запретом на купание потерян интерес волонтёров к этому объекту

Вот она сермяжная правда жизни. Хотели как лучше, а получилось...

Profile picture for user Мила5377
2944

Этим летом случайно услышала, как экскурсовод привела довод отсутствия раскопок, мол, закопанные, они лучше сохранятся. 

Сотрудники явно боятся потерять работу. Не спорят. Ты начальник, я дурак.

Ну чем хуже Анатолий Туманов этой пришлой директорши? Почему не он директор?

 

Profile picture for user Мила5377
2944

Заборы, загоны, охранники, везде видеокамеры, на которые ссылаются охранники на входе. Просто режимный объект. Ушло очарование места.

Profile picture for user Ольвия
588

На одном из фото даже какая то малявка помогает археологам. У моря люди, наслаждаются солнцем и морем. Фотографии даже душевные, человеческие, что ли... И что сейчас... Просто берет оторопь , когда бываешь на нынешнем Херсонесе. Город мертвых.

Profile picture for user Ольвия
588

И совершенно не удивительно, что никто не хочет приезжать на археологические раскопки в Херсонес. Нужно быть странным, мягко говоря, человеком, чтоб работать у моря в летнюю жару , и не иметь возможности в нем искупаться, да , к тому же еще и работать одетым. Иначе, как маразм, это не называется. Видимо, те , кто это придумал , никогда не работали лопатой и тяжелее ложки ничего не поднимали.

Profile picture for user мерцание
5113

Пока этих рыжих монголов используя навыки древних хорошенько не просолишь,жизни там не будет.А,так,одна печаль и вздохи.

Profile picture for user Маклюра
2665

Мадам пора домой! Скоро белые ночи! Нева зовёт!!!

Profile picture for user Татьяна777
1467

Спасибо, Анатолий! Какой контраст между тем, что так хорошо описали Вы, и тем, что сейчас. Вытравляется сам дух. Вам надо быть директором. 

Profile picture for user Туман
344

to Ольвия:  

И совершенно не удивительно, что никто не хочет приезжать на археологические раскопки в Херсонес. Нужно быть странным, мягко говоря, человеком, чтоб работать у моря в летнюю жару , и не иметь возможности в нем искупаться, да , к тому же еще и работать одетым. Иначе, как маразм, это не называется. Видимо, те , кто это придумал , никогда не работали лопатой и тяжелее ложки ничего не поднимали.

 Здесь разместили всего 8 фотографий из 32-х опубликованных на моей страничке, но даже они передют атмосферу того времени. Жаль, нет фото, где сидит один такой работник возле тачки с грунтом, весь перемазанный в саже. Копали тогда рыбозасолочную цистерну, которую засыпало ещё в древности в результате пожара. Там были мощные слои горения. Так вот, судя по отметке на фото, снято было в 11:03 ч, то есть, спустя три часа с начала работы. А человек уже весь грязный. И как вот таким работникам море запрещать? 

Правильно сказано, что эти деятели "никогда не работали лопатой и тяжелее ложки ничего не поднимали". 

Profile picture for user Пэппи
482

Кузенков, Туманов, Маслов, Горелов, читатели Форпоста,-это ли не лучшие представители севастопольцев, бескорыстно и умно любящие свой город - во весь голос!  Страх парализует сознание. Им он неведом. Их голос звучит мощно - потому что разум в согласии с сердцем. 

Profile picture for user kostoprav
6245

По правде сказать раскапывали больше фундаменты, ибо городище с основания Севастополя использовалось как каменоломни неоднократно. Практически все частные  дома на Матюшенко, в районе Пожарова, на Корабельной стороне, а также дома в центре города построены из камней древнего Херсонеса. А в период восстановления после ВОВ и подавно. Может это и правильно, а может быть и нет. Но очень много камней Херсонеса похоронено при засыпке оврага, на месте которого теперь Комсомольский парк

Profile picture for user Линьков
32078

Считаю правильным рассказывать об археологии, чем о театрализованных представлениях. Не только для того, чтобы популизировать историю Руси, но и для того, чтобы проводить археологические полевые работы, с целью определения границ территории древнего городища. Границы территории- это реальная защита ОКН от застройки, не только в пределах современной территории древнего города (назову ее так), но и за ее анклавами (пределами). Может тогда дойдёт до глубокого сознания, не только обывателя, что каждый клочок городской земли и, что на ней, это уже история (образно). Так- к слову, а теперь  по делу. Объекты, расположенные на территории музея, которые являются предметом обсуждения, имеют категорию федеральных. Но, говоря об их статусе многие зачастую забывают о том, что это ещё и памятники культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, а значит являются нашим достоянием. Следовательно, требуют внимания не только со стороны управленцев, но и нас.

Profile picture for user Absolut
2532

"Херсонес, который мы потеряли" - вот такой очерк А.Туманова должен выйти отдельной книжкой...

Profile picture for user Sana0206
662

Спасибо,Анатолий за интересный и познавательный рассказ о Херсонесе.

Ваш рассказ пропитан духом и атмосферой нашего,с детства любимого Херсонеса,с его огромной положительной энергетикой,дающей огромный жизненный потенциал.К сожалению,всё это у нас украли и не только у севастопольцев.

 

Profile picture for user ulogin_vkontakte_149551419
52

Смотрю на эти фотографии, и сердце сжимается. как хорошо мы жили! Без заборов, сплошных запретов, озверевшей охраны. Скоро и шагу нельзя будет ступить без слежки и тотального контроля. Приезжала в Херсонес каждую неделю и даже чаще. После работы, к выходу на Солнечный и гуляла, наслаждаясь сумерками, засыпающим морем и степью. Любовалась красивейшими закатами. Где они теперь эти закаты? Закрыто))) За последние три года была, наверное раза три. Не хочется туда приходить. Увы! Украли Херсонес!

Profile picture for user Zvonaryova.pol
3469

Очень плохо, что автор не упомянул Галину Михайловну Николаенко, благодаря ее труду и командировкам за бугор, к нам на раскопки приезжали, упомянутые, поляки и америкосы - спонсоры, которые и давали бабки на раскопки и реставрацию.

Profile picture for user Мила5377
2944

to Туман:  Надо обозначить активных граждан нашего города-полиса. Вот Вы первый из списка. Еще

Екатерина

(amygdalin13@gmail.com ). Очень понравился ее цикл про скульптора Яковлева.

И не только в блогах встречаться, можно, когда потеплеет, на скамейках той же ракушки. Организовать чат в Вайбере. Поднимать темы. Решения пересылать чиновникам.

Главное без пропаганды, политики, ненависти. Не ругать, предлагать. Понимая, что камень не свернуть, искать другие пути.

 

Главное за день

Почему командира подводной лодки из Севастополя зачислили в состав ВМС Великобритании

Удивительная история «Алросы» — главной подводной лодки ЧФ в 90-х и 2000-х годах.
20:01
1
2375

Самый известный паровоз Севастополя умирает среди ведомств и полномочий

Несмотря на многолетние усилия, его реставрацию начать пока не удалось.
12:00
16
1916

Как севастопольцам не нарваться на большой штраф за недопуск газовщиков

С сегодняшнего дня начинают действовать новые правила техобслуживания.

20:00
71
8475

За незаконный коттедж на «даче командующего» потребовали четверть миллиарда

Часть «дачи командующего» при Украине увели из госсобственности.
19:00
18
8879

Земли севастопольских льготников достаются третьим лицам

Схема, которую можно было пресечь, действует без сбоев.
14:00
19
4842