Необходимость возродить военные кафедры в гражданских медицинских вузах стала очевидной в ходе спецоперации. Ценные врачи отправляются на передовую — в лучшем случае рядовыми-санинструкторами, в то время как госпиталям в зоне СВО не хватает специалистов.
Более того: из обязательных курсов медвузов убрана «медицина катастроф» — и это произошло в разгар СВО — в сентябре 2022 года.
В Госдуме и Совете Федерации поддержали возвращение военных кафедр — но пока только на словах.
В чём причина отказа от военных кафедр, чем опасна сложившаяся ситуация и есть ли перспективы её разрешения, — в материале ForPost.
Рядовой хирург
О проблеме использования врачей в неспокойное время рассказал Юрий Абросимов, главный внештатный травматолог-ортопед минздрава Запорожской области на конференции по минно-взрывным травмам:
«Ко мне в Днепрорудном подвели рядового с полной боевой укладкой. И он говорит: «Что-то у меня тут болит». Я начинаю с ним контактировать, и нотки какие-то прозвучали родные — не просто медицинские, а высокомедицинские. Говорю ему: «Вы не медик?» — «Медик». Говорю: «А кто по специальности?» — «Хирург». «И вы рядовой?» — «Да, я рядовой». В 2016 году выпустился из уфимского мединститута. И таких наших коллег в окопах — знаете сколько?»
В советское время не допускалось, чтобы выпускник медвуза не прошёл обучения на военной кафедре и не получил офицерского звания, напомнил Абросимов.
Действительно, молодые врачи не имеют воинских званий, как их старшие коллеги, подтвердил Бадма Башанкаев, заместитель председателя комитета Госдумы по охране здоровья:
«Сейчас у ребят специальности стрелка, повара, водителя, в лучшем случае — санитара, но не медика офицерского уровня. А многие уже заведующие отделений, ведущие специалисты в своих направлениях».
На подготовку хорошего специалиста — например, хирурга или анестезиолога — требуется не менее 15 лет после окончания медицинского вуза, рассказал собеседник ForPost, работающий в органах здравоохранения:
«То есть он шесть лет учится в вузе, ещё год или два — в ординатуре, и потом ещё 10 лет <практикуется>. Человек, пришедший в институт в 17–18 лет, дай бог, чтобы стал просто дипломированным специалистом к 27 годам. А где-то в 35–37 лет он становится специалистом, на которого стоит равняться, к мнению которого стоит прислушиваться, который самостоятельно может работать, профессионалом. И получается: 15–20 лет уходят на подготовку специалиста — и потом он по своему незнанию высовывается там, где не надо...»
Читайте также: Как помешать мутации афганского синдрома в украинский
Как упраздняли военные кафедры
В СССР была чёткая система подготовки медиков — офицеров запаса на военных кафедрах, она предполагала теорию и практику в рамках военной и экстремальной медицины, отметили учёные Роман Воронин и Наталья Шатрова.
Они подчеркнули: подготовка кадров была важной и сложной. Ей способствовали богатый опыт, высокий профессионализм профессоров и преподавателей — на это оказали влияние военные врачи, участвовавшие в Великой Отечественной войне.
После распада Союза в России провели военную реформу, что привело к изменениям и в обучении медиков. Их стали готовить к чрезвычайным ситуациям, когда в системе здравоохранения создали службу экстренной медпомощи в ЧС, позже ставшую медициной катастроф.
Ликвидация военных кафедр в медицинских вузах РФ началась 18 лет назад. Минобороны, отвечавшее за кафедры, объявило о сокращении перечня вузов с военной подготовкой — с 229 до 68 (33 военных и 35 гражданских). Государству нужно экономить на подготовке офицеров запаса, которые переполнили мобилизационный резерв, объясняли власти.
Продолжили это в 2008-м: правительство РФ приняло решение о ликвидации военных кафедр в 166 вузах. А перед этим Госдума приняла соответствующие поправки в закон об обороне.
В 2016-м Минобороны объявило о новых планах уменьшить число гражданских вузов с военными кафедрами — мол, там готовили невостребованных специалистов. Против этого выступили ряд депутатов Госдумы, более того — высказались за увеличение количества кафедр. Они отметили: кафедры необходимы для общей подготовки молодёжи к защите Отечества, а не только для выучки нужных армии узких специалистов.
Параллельно работали вузы с учебно-военными центрами, где готовили рядовых, сержантов и офицеров. После такого обучения студенты проходили аттестацию по военной подготовке и становились «контрактниками» на три года.
В 2019-м Госдума изменила закон о воинской обязанности и военной службе — военные кафедры были упразднены, остались только учебные военные центры. Таких центров было в целом 104 к 2021 году, но при медвузах — очень мало, отметила «Парламентская газета».
Кроме этой беды, возникла другая: недавно в медвузах России стали считать лишним преподавание обязательного курса медицины катастроф. Хотя он даёт первичные знания для работы в чрезвычайных ситуациях.
Читайте по теме: Хирурги-сапёры извлекли из груди участника СВО неразорвавшийся боеприпас
Чем опасна ситуация?
О последствиях, проявившихся в ходе специальной военной операции, рассказал источник ForPost. По его словам, врачи оказываются на передовой как рядовые-санинструкторы, которых обучают 10–14 дней.
«Специалист, которого готовят минимум семь-десять лет, попадает на передовую. Он просто накладывает жгуты и повязки и вытаскивает больных из боя, работает носильщиком — это же первичная доврачебная помощь. И этим занимаются врачи — причём иногда травматологи или реаниматологи — которые не проходили военную кафедру. Они могли бы принести гораздо большую пользу в передовых медицинских группах либо в госпиталях любого эшелона. Хотя их не хватает как в гражданском здравоохранении, так и в военном», — отметил наш собеседник.
При этом, продолжил он, в боевых условиях человеку с ходу не сориентироваться, какое бы обучение он ни прошёл: даже медики, которые обучались на военной кафедре, сначала пугались, когда попадали в сортировочный госпиталь на первой линии от передовой в Донбассе.
Он также рассказал, что самые опытные врачи — обычно травматологи или анестезиологи — руководят сортировкой поступающих раненых и оценивают их жизненные способности:
«В военном деле принципы сортировки немного иные. Если в гражданской медицине берут самого тяжёлого пациента и начинают его лечить до упора, пока он не выздоровеет, то в медицине военной нужно отсортировать тех, кому можно быстро оказать помощь. И есть принцип: кто молчит, тот самый тяжёлый, кто кричит и требует себе всего внимания — легко раненный. После сортировки тяжёлыми занимается реанимация: если восстанавливаются жизненные принципы, подключаются хирурги, травматологи и так далее; если нет — всё, хоронят. Остальных пациентов быстро распределяют по профилям — хирургическому, травматологическому, урологическому и так далее, каждый занялся своим делом».
Задача военной медицины — в первую очередь очень быстро поставить военнослужащего в строй, считает собеседник ForPost. И отметил: российские военные медики очень быстро адаптировались к СВО — на это понадобилось, по его оценке, четыре-пять месяцев.
«Как рассказал главный травматолог госпиталя Черноморского флота, для нас каждая война — особенная. У нас есть труды по лечению гнойных ран, травматологических больных, опыт хирургического лечения в Великую Отечественную войну — на это всегда ориентировались при обучении на военных кафедрах. Но в Афганистане это уже не работало, там были другие принципы транспортировки, сортировки и медицинской эвакуации. А Сирия показала совсем другие параметры. И нынешние боевые действия показали новые вещи, медики приспособились к ним, работают в лучшем виде. Но учитывая то количество пациентов, которое может возникнуть, поступление людей может быть таким, что даже военные медики захлебнутся — не смогут его переварить. Значит, начнётся работа гражданского эшелона медицинского обеспечения — и вот тут минимальные понятия о медицинской сортировке, о медэвакуации, об оказании помощи очень важны», — подчеркнул наш собеседник.
Без этих и других специфических знаний, которые объяснялись на военных кафедрах студентам-медикам, врачи могут начать «гробить больных» и самих себя, посетовал он.
И обратил внимание: гражданским медикам недостаточно подготовки в военных учебных центрах, дающих первичную медицинскую информацию для первой доврачебной и первой врачебной помощи — не более:
«Это — не специализированная помощь, это курсы на 10–14 дней — фактически курсы тактической медицины, которую должен знать каждый боец».
Собеседник ForPost сказал, что выпускников военно-медицинских вузов, которые сейчас можно посчитать по пальцам одной руки, в мирное время хватало и для армии, и даже для гражданского здравоохранения. А сейчас, по его мнению, их очень не хватает.
При этом гражданское здравоохранение сегодня теряет врачей, оказывающихся на передовой, и уже потеряло средний медицинский персонал и узких специалистов, нужных в любой ситуации, во время пандемии коронавируса, констатировал источник. Поскольку, пояснил он, при ковиде медики уходили из государственных больниц туда, где больше платят, — в частные клиники, которых стало много.
Читайте ещё: Кадровый офицер призвал отобрать у «тёть Дусь» руль от военкоматов
Это нужно сделать
В медицинские вузы нужно вернуть военные кафедры и сохранить обязательное преподавание курса медицины катастроф. Такое мнение высказала Меседо Шуайбова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф Дагестанского государственного медицинского университета.
Она объяснила, что сегодня в медицинских вузах не обучают основам военно-полевой хирургии и терапии, токсикологии и других дисциплин. А ведь они формируют нужные компетенции, связанные с выполнением профессиональных обязанностей в период ведения военных действий, отметила Шуайбова.
«Медицина катастроф — одна из основных дисциплин. В рамках её изучения студенты приобретают теоретические знания и практические навыки для работы по медико-санитарному обеспечению поражённых в ЧС различного характера, в очагах массового поражения, в том числе при ведении военных действий. Данная дисциплина также напрямую связана с решением задач по организации лечебно-эвакуационных мероприятий, медицинского снабжения организаций и формирований в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени и так далее», — добавила собеседница ForPost.
Читайте также: Станет ли ковид для мобилизованных опаснее вражеской пули
Пока на словах
Власти обеспокоились возвращением военных кафедр в медвузы в октябре прошлого года, через восемь месяцев после начала СВО. Сделать это попросило заксобрание Карелии в обращении к главе Минобороны Сергею Шойгу.
Ликвидация кафедр была «большой ошибкой», с последствиями которой страна столкнулась сегодня, когда медперсоналу чрезвычайно важно уметь работать в полевых условиях, отметил спикер карельского парламента Элиссан Шандалович.
По его словам, просьбу поддержали в Госдуме и Совете Федерации.
«Считаем, что военные кафедры должны возобновить работу уже в этом году», — добавил Шандалович.
На этом фоне глава комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Хубезов сообщил, что «надо подумать» о возвращении военных кафедр.
«Сможем ли мы в рамках имеющихся вузов подготовить необходимый резерв наших докторов, как говорится, на случай необходимости, как его лучше подготовить? Уже начали подготавливать наших гражданских специалистов, уже запланировал определённый курс лекций — то, что мы (в зоне СВО — прим.) там с ребятами подготовили», — сказал он.
Его коллега, зампред комитета Госдумы по охране здоровья Бадма Башанкаев объявил, что «почти 80% врачей» считают необходимым вернуть военные кафедры в медицинские вузы. Это позволит подготовить образованных специалистов, понимающих систему оказания военно-медицинской помощи, и присваивать им при выпуске звание лейтенанта медицинской службы запаса.
По словам Башанкаева, он с Хубезовым направили в Минобороны письмо, в котором было предложение «здравой этапной реинкарнации» военных кафедр в медицинских вузах, и военное ведомство якобы «услышало просьбу».
Эти депутатские заверения прозвучали в январе-феврале этого года. С тех пор парламентарии хранили молчание о продвижении заявленной им идеи. Со стороны правительства РФ в целом и Минобороны в частности не было официальных сообщений, связанных с возрождением военных кафедр.
ForPost обратился с просьбой к Хубезову и Башанкаеву, чтобы они освежили информацию, однако от комментариев они отказались.
Читайте по теме: Донбасс может дать урок севастопольской медицине — ForPost «Околовойны»
Алексей Лохвицкий