Вернувшиеся из зоны боевых действий похожи на «ходячие бомбы», которые могут рвануть в любой момент. Происшествие в Костроме — трагическое тому подтверждение.
Психиатры советуют не повторять ошибок, допущенных после вывода войск из Афганистана: если бы подозреваемый в преступлении участник СВО прошёл реабилитацию, то массовой гибели людей, возможно, удалось бы избежать.
Расправа в «Полигоне»
Пожар с массовой гибелью людей в костромском клубе «Полигон» произошёл в ночь на 5 ноября. В результате ЧП погибли 15 человек, ещё четверо получили травмы и ожоги.
Главным подозреваемым стал 23-летний Станислав, вернувшийся со специальной военной операции. В конце августа он получил травму и был отправлен на лечение в один из астраханских госпиталей.
В начале ноября Станислав приехал в Кострому для прохождения медкомиссии. После военкомата отправился в «Полигон». В клубе у него произошёл конфликт с посетителями, и парень выстрелил в потолок из устройства «Сигнал охотника». Начался пожар, погибли не сумевшие выбраться из клуба люди. Подробнее — в материале «Что происходило в "Полигоне" после выстрела ракетницы — взгляд изнутри».
И таких неуправляемых ребят сейчас достаточно много. В Сети регулярно появляются видеоролики, где военные грозят расправой своим обидчикам и чиновникам, множатся и истории об агрессивном поведении вернувшихся с СВО мужчин.
Читайте по теме: «Ад на фронте»: мобилизованные снимают видео об ужасных условиях службы».
«Ходячие бомбы»
Врач эндокринолог-андролог, психиатр Александр Фомин считает, что отмахиваться от таких угроз не стоит. Он занимается реабилитацией россиян и знает, на что способны граждане, находящиеся в затяжной депрессии, в состоянии постоянного стресса.
Это «ходячие бомбы» замедленного действия, от них можно ожидать чего угодно.
«Мы знаем, что происходило с людьми, которые вернулись с афганской войны. Это длительные депрессии, поиски себя. Нам есть на что опереться при оценке текущей ситуации», — сказал FoPost Фомин.
По данным ректора Восточно-Европейского института психоанализа Михаила Решетникова, в России проживает достаточно много граждан с посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР) — его чаще называют афганским или чеченским синдромом. Они раздражительны, склонны к агрессии, испытывают страх нападения сзади, достаточно вспыльчивы, мстительны. У них постепенно происходит эмоциональное выгорание и интеллектуальное упрощение.
Фомин уверен: все эти риски сегодня можно преодолеть.
«Современные представления о биологии человека помогают справляться с различными недугами. Также солдатам нужно оказывать социальную поддержку. Они должны понимать, что у них есть будущее», — сказал доктор.
Тогда почему воинов-афганцев до сих пор не реабилитировали? Решетников считает, что это удовольствие не из дешёвых.
Он отметил, что в США на эти цели тоже не могут найти нужного финансирования, в результате около 100 тысяч военных, побывавших в горячих точках, стали бездомными, бродягами. До 30% американских тюрем заполнены участниками боевых действий.
Решетников отметил, что в России подобного рода статистика не ведётся. Но он уверен, что наши цифры не сильно отличаются от американских.
Поэтому психиатры бьют тревогу. Если ничего не предпринимать, афганский синдром мутирует в украинский, по вине раздражительных и мстительных людей могут произойти происшествия, связанные с массовой гибелью людей.
Эти риски осознают и некоторые депутаты Госдумы.
«Человек, вернувшийся [из зоны боевых действий], повидавший определённые события, должен проходить реабилитацию вместе с семьёй. Ему нужна определённая социализация. Мы прекрасно с вами помним, как афганцы начинали принимать алкоголь. Вот этого [снова] не должно быть», — сказал изданию Dayli Storm депутат Госдумы от Костромской области Алексей Чепа.
Читайте по теме: Раненый десантник с позывным «Тринадцатый» стал 13-й жертвой в клубе «Полигон»
Цена вопроса
Врач эндокринолог-андролог, психиатр Александр Фомин посчитал, во что примерно обойдётся государству реабилитация участников СВО.
«Реабилитация одного человека стоит 20–30 тысяч рублей. Это максимум. Сумма может быть вполовину меньше. К ней стоит добавить стоимость медикаментозной программы, которая должна длиться от трёх месяцев до полугода. Это примерно 10 тысяч на одного реабилитируемого — небольшие деньги», — сказал Фомин.
Он подчеркнул, что у государства уже есть опыт создания федеральных программ, направленных на оказание социальной и психологической помощи населению. Велосипед изобретать не нужно.
«Правительство должно издать соответствующее распоряжение, выделить финансирование, а экспертное сообщество проработает содержательную часть программы. Реабилитация участников СВО — не санаторно-курортный отдых, где мужчинам делают массаж и другие приятности. Поэтому к обсуждению программы должны подключиться опытные врачи, которые, в частности, работают с эндокринными нарушениями», — уточнил собеседник ForPost.
Читайте по теме: Какие уроки нужно извлечь из массового расстрела добровольцев на полигоне
Депутаты озаботились
По данным «Известий», группа депутатов фракции ЛДПР во главе с Леонидом Слуцким уже подготовила законопроект «О внесении изменения в закон "О ветеранах"».
Разработчики предлагают установить правовую гарантию на получение психологической помощи ветеранам и членам семей погибших участников боевых действий.
«Исходя из того, как проходил в России процесс мобилизации, мы уже видим определённые последствия, которые негативно сказываются на психическом здоровье людей. Поэтому, вспоминая военные конфликты на Кавказе, в Афганистане, было принято решение такой законопроект разработать. Чтобы морально человека спасти, а его психологическое состояние стабилизировать, необходимо, чтобы государство начало оказывать такую помощь на системной основе», — сказал «Известиям» зампред фракции ЛДПР, один из авторов законопроекта Ярослав Нилов.
Дело за малым: принять закон и выделить госфинансирование.
«Сочетание позитивной социальной программы с возможностями современной медицины могут дать фантастический результат», — подчеркнул врач эндокринолог-андролог, психиатр Александр Фомин.
Читайте по теме: «Вирус лезет в голову»: почему россияне поверили в ковидные страшные сказки
Роберт Вочовский
Обсуждение (3)
Так. Как и после афганской войны началась превентивная дискредитация участников боевых действий. Под лозунгом: "Они все психи". Опять будут загонять "джина в бутылку".
"Мавр сделал свое дело...?" Не рано ли начали?
Ну, вот почему первая мысль, которая приходит в мою голову :
разворуют ?
Мантра: - Я солнце! Я горячее солнце! Мне хорошо! Я счастлив!
Получите чек к оплате: 20000 рублей.