На территории Крымского полуострова нашли пристанище многие виды искусства из разных культур и эпох. Среди них и древнее искусство витража — создания композиций из фрагментов цветного стекла. О том, с какими проблемами сталкиваются крымские художники-витражисты, и почему композиции из стекла не могут прижиться в российской архитектуре, ForPost рассказал художник Игорь Гладких.
Справится каждый
Самые ранние упоминания о витражном искусстве восходят ещё к первому тысячелетию до нашей эры. Тогда мастера накладывали фрагменты цветного стекла на большую поверхность прозрачного стекла, как мозаику. Процесс создания такого рисунка был трудоёмким и требовал особой сноровки.
Но спустя примерно 25 веков существования витраж стал доступным практически для всех, желающих творить.
«Это совсем несложно. Стёкла вырезаются с помощью стеклореза, а затем обклеиваются медной плёнкой на липкой основе. Потом их нужно спаять, и покрыть спайку патиной», — пояснил основной алгоритм Игорь Гладких.
Правда, эта работа всё также требует сноровки: начинающие витражисты часто режут пальцы о кромку стекла и получают ожоги паяльником.
Сам Игорь Гладких впервые заинтересовался витражным искусством почти 10 лет назад, в 2014 году. Тогда, чтобы попробовать себя в новом ремесле, художник купил шлифовальную машинку и остальные необходимые для работы инструменты, а также бой стекла.
«На целое стекло не было денег, и было неизвестно, понравится мне это занятие или нет», — поделился собеседник издания.
Из подобных стеклянных листов можно создать что угодно.
От игрушки до головы
После первых экспериментов в доме художника появились ёлочные игрушки и небольшие подсвечники, выполненные в витражной технике. Позже пришли и флорарирумы — на волне тренда Игорь Гладких стал сотрудничать с флористами и создавал для них геометрически сложные ёмкости из стекла, предназначенные для выращивания цветов.
Со временем от создания ёлочных игрушек и бижутерии пришлось отказаться. По словам самого художника, к такому решению его привело не только желание осваивать более сложные формы витражного творчества, но и невозможность реализовать труды своего ремесла.
«Раньше я мог выставить свои работы на зарубежные торговые площадки. Сейчас эта возможность, по понятным причинам, пропала. С ярмарок ремесленников прибыль небольшая», — признал Игорь Гладких.
В результате художник сосредоточился на создании витражных арт-объектов, которые могли бы раскрыть его творческий потенциал и, возможно, занять место в музее. Так появились светильник в форме головы единорога и настольная лампа-маяк.
Некоторые элементы выполнены из фрагментов первого купленного стекольного боя.
Не православно
Несмотря на всю красоту и самобытность, произведения витражного искусства и в Крыму, и в других регионах России популярностью пользуются гораздо меньшей, чем в той же Западной Европе, уверен Игорь Гладких. Художник объясняет это разницей культур: как и многие виды искусств, витраж берёт своё начало из религии, а именно — из католического христианства.
«В сибирских, уральских, московских православных церквях я не встречал витражей. Там это считается латинской ересью», — поделился собеседник издания.
Вместо изображений из цветных стёкол в православных церквях материковой части России предпочитают использовать мозаику. Она, по словам художника, берёт своё начало в Византии, а потому считается приемлемой для убранства храмов.
При этом, по наблюдениям художника, крымская церковная архитектурная традиция относится к витражу гораздо более лояльно. Многие местные храмы украшены яркими композициями. Но примкнуть к числу художников-витражистов, которые занимаются оформлением подобных церковных витражей, признался спикер, очень непросто.
Читайте по теме: Светоносный образ на стекле. В храм Святителя Николая в Камышовой бухте доставили второй из четырёх уникальных витражей
Как вписать красоту?
Впрочем, как заметил в беседе художник, оформить пространство с помощью витража тяжело даже в рамках жилого помещения. Современный тренд на минимализм просто не допускает таких сложных элементов в интерьере. В таких случаях у заказчиков может быть всего два решения: подстраивать оформление под витраж либо делать стеклянную композицию эклектическим акцентом комнаты.
«Самый большой витраж, который у меня заказывали — это подвесной витражный потолок. Но подобную работу можно вписать далеко не в каждый дом», — поделился опытом Игорь Гладких.
Небольшие украшения легко крепятся на присоску.
Несовпадение стилистики — не единственная проблема, с которой сталкиваются крымские витражисты. Из-за санкций людям искусства становится всё сложнее находить качественное витражное стекло. Раньше для создания витражей традиционно использовали европейские или американские цветные стёкла. Сейчас их нет, а своего цветного стекла в Крыму не производят.
Занять нишу спешат восточные соседи, но пока что их стекло отличается от привычного по ряду параметров. Кроме того, возникают проблемы с транспортировкой, ведь стеклянные панели очень хрупкие.
«Почему в Крыму нет собственного завода цветного стекла? Здесь для этого не сформирован ни рынок спроса на этот товар, ни рынок предложения», — пояснил крымский художник.
Розетки и ловцы
В канун Нового года Игорь Гладких всё же возвращается к малым формам витражного искусства, с которыми планирует участвовать в новогодних и рождественских ярмарках. Однако вместо ёлочных игрушек в этом году витражист делает ставку на так называемые «ловцы света» — плоские диски из разноцветного стекла. Их принято подвешивать на окно, чтобы солнечные лучи расцвечивали пространство комнаты.
В своих работах с ловцами собеседник ForPost старается выбирать ближневосточные орнаменты. По словам художника, исламские геометрические мотивы в Крыму привычны.
«Моя самая большая работа из подобных — розетка диаметром 60 сантиметров. Но с ней сложно участвовать в выставках и ярмарках, лучше сразу инсталлировать, потому что витражные вещи требуют деликатности», — подытожил Игорь Гладких.
Читайте по теме: Чёрно-белый Крым Веры Ершовой: как полюбить полуостров через искусство
В 2022 году крымчане могли приобщиться к одной из самых популярных витражных техник — технике Тиффани. О том, каким получился мастер-класс от Марины Юлдашевой по росписи стекла с помощью чернил и фена, рассказала ForPost-Афиша.
Елена Фокина
Фото автора
Обсуждение (1)
На территории санатория "Форос" выставляется мастер мозаичных картин из камня! Невероятно! Мастеров ручной работы единицы -какой завод?