Крым

Чёрно-белый Крым Веры Ершовой: как полюбить полуостров через искусство

Художница предлагает стать соавтором её творчества.

В последние годы в России и не только популярность получили так называемые раскраски для взрослых. Расцвечивание чёрно-белых рисунков способствует психологической разгрузке и помогает расслабиться. Свой вариант таких творческих альбомов, но с крымской душой, создаёт художница из Симферополя Вера Ершова.

Крым в каждой букве

Девушка с детства увлекается рисунком, но полностью отдаться изобразительному искусству она решилась не так давно, после выхода из декретного отпуска. Творческий поиск вылился в non-fiction проект «Азбука Крыма» — графический рассказ о полуострове и его достопримечательностях, как представляет свою работу собеседница ForPost, листая увесистый том. 

Один из чёрно-белых разворотов «Азбуки Крыма».

Воплощая творческий замысел в жизнь, художница выбрала простой подход, но с оригинальной подачей материала. Рассказ о топонимах или ярких явлениях на полуострове идёт строго по алфавитному порядку, раскрывая на каждом новом развороте то, чем может похвастаться регион. С короткой справкой соседствует изображение самой буквы, расписанной чёрно-белыми миниатюрами упоминаемых слов. 

«Графический стиль «Азбуки» выбран намеренно, поскольку мне показалось более уместным создать именно узор, переплетение в одной букве разных вещей. В свою очередь читатель, глядя на картинку, сам подсознательно наполняет её цветом, исходя из собственного воображения. Такой интерактивный элемент», — поясняет мастер.

На эту работу у художницы ушло около десяти месяцев. Больше всего времени потребовали развороты, посвящённые самым непопулярным участникам нашей письменности: таким буквам, как мягкий и твёрдый знаки, а также «й», «ы», «ё». 

Поскольку ни один крымский топоним не начинается с этих букв, художница взяла те названия, в которых эти звуки чётко были бы слышны. К примеру, на развороте о «Й» есть мыс Ай-Тодор, пещера Тай-Коба.

Твёрдый знак.

Страница, посвящённая твёрдому знаку, рассказывает о наиболее многочисленных народах Крыма. Чтобы продемонстрировать особенности их культур, в пространство буквы художница поместила сочетание этнических орнаментов. 

В итоге работу крымчанки высоко оценила не только крымская публика: «Азбука…» заняла первое место во Всероссийском конкурсе «Туристический сувенир» в 2022 году в номинации «Сувенир региона».

Заиграть новыми красками

После победы на конкурсе Вера пошла на небывалый для художника шаг: девушка согласилась пустить в своё творчество других, сделав их настоящими соавторами. Теперь изображениями Крыма в её исполнении можно не только любоваться, но и добавлять своё, используя цвет. 

Страница альбома «Раскрась Крым!», посвящённая Керчи. 

Для альбома раскрасок под названием «Раскрась Крым!» никакой привязки к алфавиту художница делать уже не стала, а отобрала десятку самых ярких и узнаваемых локаций на полуострове. 

«Тему для изображения выбирали по принципу разнообразия: чтобы была и природа, и архитектурные достопримечательности», — объясняет собеседница ForPost.

Впрочем, здесь Веру ждал подвох. Ведь у многих Крым в первую очередь ассоциируется с шедеврами зодчества, но как объекты для раскрашивания изображения Воронцовского или Ливадийского дворцов, увы, не всем интересны, особенно детям. 

«Если взрослый имеет представление об архитектурных нюансах, то для ребёнка Воронцовский дворец — это большой серый дом. Чтобы сделать раскраску универсальной, нужно было насытить каждый сюжет привлекательными элементами, а также сочетать крупные и мелкие детали», — делится секретом автор. 

Читайте по теме: Севастопольцев тревожит конденсат на окнах музея им. Крошицкого

Этот приём пригодился художнице, когда поступило новое предложение — выпустить раскраски в честь Дня Победы. Из-под линера девушки вышел целый альбом-календарь, где страницы расположены в той же хронологической последовательности, как освобождались города Крыма от немецко-фашистских захватчиков в 1944 году.  

Страница из альбома «Раскрась Крым! Победа», посвящённая Симферополю.

Готовя материал, художница решала нетривиальную задачу. Ведь в каждом крымском городе можно встретить немало мемориалов, связанных с Великой Отечественной войной. И хотя все они хранят героические страницы нашей истории, Вере пришлось отобрать самые оригинальные с художественной точки зрения. 

Так, страницы с джанкойским памятником авиаторам и евпаторийским памятником морякам-десантникам чередуются с Феодосией, для которой выбрана площадь в историческом центре, где на фасаде одного из домов размещён текст указа президиума СССР о том, что город награждается орденом Великой Отечественной войны. 

Севастопольский памятник Матросу и Солдату и симферопольский монумент с танком перед Госсоветом сменяются алуштинским памятником партизанам на вершине горы Ай-Йори и судакской Генуэзской крепостью, над которой реет Знамя Победы. Автор не стала использовать изображения более традиционных для этих городов мемориалов, чтобы «разнообразить рисунки». 

Страница из альбома «Раскрась Крым! Победа», посвящённая Евпатории.

В будущем художница планирует выпустить раскраски, отдельно посвящённые каждому из туристических городов нашего региона.

Дань традиции

Боясь пропустить необычный ракурс, Вера во все поездки по Крыму сейчас берёт фотоаппарат — ведь в будущем полученный кадр можно будет повторить на бумаге.

Впрочем, современные технологии художница не особо приветствует, предпочитая традиционную бумагу и перо графическому планшету и стилусу. 

«Я рисую в традиционной графике всё на бумаге, потом сканирую изображение, а затем обрабатываю его в графическом редакторе: чищу от пылинок, обрезаю под нужные параметры — то есть в целом всё создаётся руками. Мне так привычнее и удобнее», — поясняет свой подход мастер.

При этом под новую задачу девушка подбирает разные инструменты. Так, иллюстрации для «Азбуки Крыма» и раскрасок созданы линерами — «это что-то наподобие капиллярной ручки с чернилами внутри».

Художницу вдохновляет крымская природа.

Для книги о дикой природе полуострова, над которой Ершова работает сейчас, она использует тушь и перо, поскольку размер изображений более крупный.

«В “Азбуке Крыма” много мелких деталей, миниатюрной работы. Её удобнее делать легко управляемым инструментом, таким, как линер. Для раскрасок линеры тоже удобнее, так как дают линию постоянной толщины, что удобнее для рисования контуров. В новой книге рисунки крупнее, чем в «Азбуке», поэтому есть где разогнаться, применить более живую линию разной толщины. Так что выбрала перо», — уточняет собеседница.

Читайте по теме: Судьба художников Богоявленских, или Как Крым лишился богатой коллекции искусства

При этом разрабатывать сюжеты крымчанке помогают наблюдения за работой других художников. 

«Уникальный стиль в изобразительном искусстве бывает редко, какие-то элементы мы всегда друг у друга черпаем. Так, создавая композицию для своих рисунков, я вдохновлялась создателями комиксов: как они разбивают иллюстрацию на фрагменты, передавая динамику происходящего на бумаге», — приоткрывает тайны творческой кухни крымчанка.

Выстраивая композицию, художница использует приёмы создателей комиксов.

А поскольку главный вдохновитель художницы — это яркая крымская природа, то натуру для рисунков долго искать не надо. При этом чёрно-белая лаконичность выбранной Верой графики не ограничивает творчество, а, наоборот, открывает простор для фантазии. 

Пелагея Попова

Фото автора

857
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
0
Еще нет голосов

Обсуждение (4)

Profile picture for user Квинто
1709
Квинто

Крым надо любить через сердце, а не через раскраски.

Profile picture for user ulogin_vkontakte_19617426
1
Людмила Анисим…

Уважаемый автор и редакция, вы не корректно представили работу Веры. К сожалению, вами не понята главная суть графических работ в монохроме - действительно использован черный линер и белая бумага . Но Крым в работах Веры не черно-белый - это слишком простое восприятие. Крым в ее работах дышит и говорит, он графичный.

Также вы не передали ответы Веры, которая представила работу группы авторов по проекту "Раскрась Крым". Убедительная просьба, быть более достоверными в работе с материалами. 

Profile picture for user кэт
9487
кэт

to Людмила Анисимова-Огородова:  Доброго дня, Людмила. Мы решили популяризировать инициативу прекрасного художника потому, что её работы нам очень понравились, и её дело мы считаем очень важным.



Мне кажется, каждый человек, не будучи профессионалом-искусствоведом, может отозваться о понравившейся ему работе так, как он её понял и видит - в этом тоже есть соавторство. Извините, если наша радость открытия вас обидела. В искусстве, на мой взгляд, не приемлем оценочный диктат :) Спасибо, что помогли понять нюансы техники, это и правда очень интересно. Что касается "достоверности в работе с материалами"  - меру использования цитат определяет жанр. Пелагея делала очерк с элементами репортажа, а не интервью. Так что - за мнение благодарим, будем более тщательно прорабатывать искусствоведческие моменты, а вот форму, в которой мы будем рассказывать нашим читателям о том, что считаем важным и интересным - будем выбирать сами.



Случай, когда мы обязаны цитировать всё услышанное либо писать так, как хочет сообщество соавторов какой-то идеи, называется рекламой. Это не наш случай.



И ещё - немного правил этого форума: обратную связь, критику работы авторов и редакторов, журналистских текстов мы принимаем на редакционную почту: moder_forpost@mail.ru

Profile picture for user dimitro
6363
dimitro

Хороший материал

Главное за день

Жуткого вида «наследие» украинского прошлого встречает въезжающих в Севастополь

Почему за десять лет не удалось привести в порядок заброшенное место?
17:10
16
2973

Как «пяточка» спасает крымских малышей

Меньше, чем за два года, тест помог сохранить 16 детских жизней.
11:16
0
526

Как в Крыму поселились предки домашних овец

Европейские муфлоны более ста лет активно расселяются по Крыму.
16:20
0
808

В Севастополе сняли с продажи скандальное вино

«Золотая балка» заявляет о наказании тех, кто поставил пятно на репутации фирмы.
11:04
50
11679