«Севастополь. Рыбачья бухта» Константина Коровина, «Константинополь при луне» Ивана Айвазовского, «Японка» Василия Верещагина, «Сосна» Ивана Шишкина и ещё несколько десятков картин, которые могли бы стать гордостью коллекционеров или ведущих художественных музеев, уже третий год находятся в камерном и уютном, но всё-таки тесном и неродном помещении севастопольского кинотеатра «Москва».
В спальный район Севастопольский художественный музей имени Михаила Павловича Крошицкого переехал в 2018 году — лишь на время, как казалось тогда. Срок возвращения в отреставрированное и оборудованное современной техникой здание на проспекте Нахимова назывался тогда чётко и уверенно — 2019 год. Однако сейчас, в 2021-м, мало кто даже предположительно решится назвать дату открытия обновлённого здания.
«Всем казалось, что мы скоро там будем. Допустим, я не верила, что 23 февраля 2019 года — это была неправда, это была сказка. Но то, что 23 числа 2020 года мы там не оказались, и уже 23 февраля 2021 года мы там не окажемся… Знаете, у нас в следующем году будет 95-летие музея. Как хочется 95 лет отметить дома — всё-таки 5 лет до 100-летия», — рассказывает заместитель директора музея по научно-исследовательской и фондовой работе Людмила Смирнова.
Даже в послеобеденное время буднего дня музей не пустует — посетители рассматривают картины, делятся своими впечатлениями и с удовольствием принимают приглашение посетить учреждение уже в основном здании.
«Очень большая группа была 19 сентября 2020 года — это заведующие отделов Третьяковской галереи, сотрудники Института искусствознания (главные теоретики искусства) и Грабаревских мастерских — основного реставрационного центра в России. И вот они благодарят нас за то, что „в тот момент, когда здание закрыто на реставрацию, нам предоставляют возможность посмотреть шедевры музея”. То есть никто из них не говорит, что мы тут гробим произведения», — подчёркивает Людмила Смирнова, показывая книгу отзывов.
Отметим, что вопрос сохранности уникальных полотен в помещении, не имеющем центрального отопления, недавно подняли журналисты. Условиями хранения и состоянием экспонатов после этого заинтересовались чиновники и обычные горожане, чем будто бы несколько огорчили сотрудников — под сомнением оказались их труд и преданность делу.
И вчерашний визит ForPost в подобном свете, казалось, был воспринят как ревизия, целью которой является «обличение и обвинение» хранителей коллекции.
«Вы видите в журнале: температура и влажность, утро и вечер. Если же что-то нас беспокоит (отклонение показателей от нормы. — ForPost), мы начинаем включать специальные приборы, но на ночь их оставлять нельзя. И как-то уже стало тоскливо… Что нам приходится делать: мочим тряпки — увлажняем, как это делали везде», — отмечает Людмила Смирнова.
За время нахождения музея в кинотеатре «Москва» помещение было оборудовано сплит-системой, увлажнителями и осушителями воздуха, кварцевыми лампами для защиты картин от грибка и плесени, а также измерительными приборами, позволяющими в реальном времени отслеживать и реагировать на изменения предписанных показателей.
Но перед окончанием рабочего времени современные устройства выключаются, и сотрудники возвращаются к проверенным годами методам — в зале появляются вёдра с водой, которые, правда, не собирают дождевую воду, как можно было предположить, а, наоборот, увлажняют помещение.
В нынешней экспозиции, как отметила в беседе с ForPost искусствовед, заведомо не были представлены картины, написанные на дереве, так как негативное влияние климата на нём существеннее по сравнению с холстом. При этом состояние выставленных произведений методично отслеживается и фиксируется сотрудниками и реставраторами.
Для транспортировки фондов музея на хранение в Черноморское высшее военно-морское училище имени Нахимова, как рассказала Людмила Смирнова, нанималась столичная компания. Около 10 тысяч экспонатов везли в машинах с климат-контролем и вооружённой охраной, и сейчас они имеют даже лучшие условия хранения, чем в основном здании музея до его ремонта.
«Нам не в чем оправдываться — мы правда хотим вернуться. Но мы делаем всё, что возможно, и за картины можете не переживать. Я правда к ним хорошо отношусь», — говорит искусствовед.
Видя искреннюю преданность работников высокому делу, сомневаться в их словах даже как-то неловко, тем более оглядываясь на историю музея, в которой просматриваются некоторые параллели с современностью.
В целом после диалога с Людмилой Смирновой складывается впечатление, что она искренне благодарна всем причастным за то, что музей продолжает существовать и радовать жителей и гостей города даже в период реставрации здания.
Однако ни одно учреждение или новейшая сплит-система не способны заменить родного дома в самом центре Севастополя, возвращения в который так ждут сотрудники.
Справочно:
Севастопольский художественный музей носит имя советского живописца, директора галереи Михаила Павловича Крошицкого, который руководил эвакуацией музея в 1941 году, практически в одиночку сопровождал музейный груз от Севастополя до сибирского города Томска, сохранив в пути более 1200 произведений искусства.
В июне 1945 года спасённые и сохранённые Крошицким экспонаты прибыли в Крым и были размещены в Симферопольской художественной галерее. Осенью 1956 года спасённая и пополненная коллекция галереи была возвращена в Севастополь.
Олег Турчанович
Обсуждение (8)
«Нам не в чем оправдываться — мы правда хотим вернуться. Но мы делаем всё, что возможно, и за картины можете не переживать. Я правда к ним хорошо отношусь», — говорит искусствовед.
Даже комментировать неудобно,слёзы наворачиваются.Сколько ещё терпеть балет на костях севастопольцев?!!!
Когда музей переезжал, все достоверно знали, что никогда музей не вернётся в свой дом."Кошкины слёзы" и "Крысы побежали с корабля первыми"..... Все знали, что самый красивый особняк кому - то в России уже приглянулся. К сожалению, тот оказался тоже рукожопом в перестройке здания. Разломал конструктивно связывающй центр - красивую мраморную лестницу. Здание развалилось ровно пополам, сверху до низа. Тавры и новые рельсы в центральной части здания конструктивно уже не смогли связать здание.Здесь опять отличилось Севнаследие, как и в истории с "Ракушкой". Только все почему-то об этом молчат? Окна выбиты, все ливнеотводы сняты, дождь ливнями смывают всю лепнину. Трещины, отслоения, сырость, чёрный грибок на отшлифованных маскаронах - всё свидетельствует о изначально злом умысле уничтожения самого прекрасного исторического здания, который пощадили даже гитлеровцы.
Людмила Константиновна Смирнова - ангел-хранитель картин музея, в обиду не даст.
А кто там директор музея?Правильно! Бывший руководитель управления культуры города!А кто был директором до него?Правильно-нынешний руководитель управления культуры! От перемены мест.....делов нема!
Да что за жесть происходит?!!!!! Сколько можно терпеть этот беспредел?!!! Музей Крошицкого это одна из основных достопримечательностей и гордость нашего города. Здание уникальное, музей уникальный! Что же за твари такие!!!! Кто ответит за это! ? И самое главное, кто вернёт музею здание в нормальном состоянии? Вот не хотел сравнивать, но при Украине такого даже не было! И не смейте писать что я укротролль! Россия - моя Родина! Но не Родина мне ублюдки чиновники допускающие такое! Грабящие народное достояние и уничтожающие его! Быдло у власти!
Уникальный музей, жемчужина из художественных музеев России. Всегда ставила и музей, и его коллекцию в один ряд с Третьяковкой и Эрмитажем. С юности помню особую ауру этого хранилища великих работ великих художников, даже запах и освещение его залов.
Не думала, что всё так плохо.
Россию вырвали из рук народа. Она в руках жалких и алчных рвачей.
ДОКОЛЕ, ЛЮДИ!?!?;?
В родной гаване волной смыло все, что оставалось хорошего после СССР и небыло уничтоженно при Украине.
«Денег нет, но вы держитесь». Мы вам новый клИстир построим, еще краше.
to Маклюра:
Подтверждаю! Недавно я собирал подписи в поддержку создания в городе предприятия по реставрации ОКН, обратился к этому деятелю культуры... Казалось бы, именно их здание стоит разгромленное от иногородних "специалистов", именно они должны быть заинтересованы в подрядах для местных реставраторов, которым некуда исчезать, которые сами заинтересованы приносить пользу для родного города, но, как ни сранно, последовал какой-то изрыг демагогии... А подпись так и не поставил. Всего-то - подпись!