Совещание, которое 10 января провёл в Ялте президент России Владимир Путин, по сути, подытожило пятилетнюю работу крымских властей над модернизацией полуострова, приведению его в порядок после «десятилетий украинской разрухи». При этом глава государства чётко отделил федеральные объекты – Крымский мост, две ТЭС, аэропорт «Симферополь» - от тех проектов, которые были оставлены региональным управленцам.
Многие из них должны были быть готовы к 2020 году, то есть, к моменту, когда на полуостров беспрепятственно и массово поедут гости. Однако порядком на региональном уровне мало где пахнет: как сообщает «КП-Крым», лето 2020 года туристов встретит запах строительных смесей и панорамы недостроенных объектов.
Размах не по плечу
Напомним, федеральная целевая программа социально-экономического развития Республики Крым и города Севастополя (ФЦП) подразумевала, что к 2020 году в Крыму за 28 миллиардов рублей подготовят шесть туристических кластеров. Точками притяжения должны были стать детская здравница Евпатория, лечебные курорты в Саках и на озере Чокрак, спортивно-морские развлечения в Оленёвке, зимний курорт на Ай-Петри и Коктебель – сочетание вина, джаза и полётов на горе Клементьева.
Проектная документация должна была быть готова к 2018 году, ещё два года отводилось на большую стройку. Распорядителями бюджетных средств на туристические кластеры выступило сначала профильное министерство курортов, затем его полномочия разделили с министерством строительства.
Тем не менее, на подходе к «часу икс» обнаружилось, что количество проблем, тормозящих строительство на разных этапах, намного перевешивает миллиарды, которые Россия вливает в полуостров. Поэтому, пожурив местных чинуш, ФЦП продлили до 2022 года, увеличив её стоимость на 40 миллиардов – до 877,8 миллиардов рублей с тем, чтобы построить и реконструировать на эти деньги более 750 объектов.
Читайте по теме: ФЦП для Крыма и Севастополя могут продлить ещё на три года
Новые объекты – хорошо, а что же со старыми? Ведь от некоторых – например, от горнолыжного курорта на Ай-Петри – отказались почти сразу, как и от ландшафтного парка «Тихая бухта» возле Коктебеля, и от нового центра планерного спорта на горе Клементьева.
Бальнеологический курорт на озере Чокрак не увидел ни обещанную трассу Войково-Курортное-Чокрак, ни газопровода, ни водопровода с канализационно-очистными сооружениями.
С канализацией уже 25 лет, то есть 20 лет при Украине и пять в составе РФ, не везёт и Коктебелю: посёлок каждое лето буквально фонтанирует прорывами канализации – а проекта очистных всё нет. Культурно-исторический центр «Коктебель-парк», которым так козыряли чиновники, и вовсе ушёл в небытие: первый проект скандально не удался, а дальше реализацию тихонько задвинули – от греха и правоохранителей подальше.
Читайте по теме: Преступные нарушения ФЦП в Крыму затянули на два десятка уголовных дел
«В целом, туристические кластеры двигаются не с теми темпами, которые мы планировали, но они связаны с подрядными организациями, которые не совсем добросовестно выполняют условия государственного контракта», – осторожно признал в комментариях изданию начальник департамента по реализации целевых программ Минстроя Роман Цинцевич.
Забыли старое – приступили к новому
Евпатория утонула в судебных разбирательствах с подрядчиком по до сих пор не готовой набережной имени Терешковой. В Саках чиновники всё ещё не готовы принять ни глубоководный выпуск, ни гидрологическую станцию на лечебном озере, а одна из магистральных улиц переживает не реконструкцию, а судебные разбирательства с подрядчиком. В Оленёвке и вовсе выяснилось, что прокладка дорог запланирована раньше, чем проводка водовода и канализации под ними: новые сроки согласовывают до сих пор.
«Что касается ремонта и строительства наших городских дорог, то, скорее всего, там придется корректировать проектно-сметную документацию, если на контракт в 2 млрд рублей желающих не нашлось. Мы же понимаем, что интересные с экономической точки зрения проекты, просто так без внимания не остаются», – поделилась мнением депутат Госсовета Крыма от Евпатории Галина Герасимова.
Читайте по теме: Московский инвестор разложил у Тарханкута автокемпинг
Тем не менее, вместо того, чтобы привести в порядок красивый комплекс идей с туристическими кластерами и довести хоть что-то до логического конца, чиновники решили зайти с новых козырей: теперь на западе Крыма в районе села Штормового готовится «туристический парк», на проект которого уже запросили 70 миллионов рублей. На песчаных дюнах – гордости Крымского побережья – задумывают влепить пять километров «туристического парка», то есть обустроенной прибрежной полосы, на которой появятся рекреационные комплексы «от инвесторов».
Второй проект может расположиться под Феодосией в районе посёлка Приморского – в том месте, где от шикарных песчаных пляжей практически ничего не осталось и где даже солёные озера умудрились распилить на участки под гостиничное строительство, несмотря на активные протесты учёных против уничтожения уникальной экосистемы в этом районе.
Читайте по теме: На западе Крыма хотят с нуля построить туристический кластер
Подобные кластерные схемы к Крыму – при условии, что его хотят сохранить и украсить, а не уничтожить – категорически неприменимы, считают учёные. По мнению замдиректора Крымской ассоциации «Экология и мир» Андрея Артова подобные проекты ФЦП никчёмны и были включены только, чтобы на них можно было заработать.
«К их (проектов – прим.) разработке и оценке крымские учёные не привлекались, а московские эксперты все делают без выезда на местность, по спутнику. Мы уже наблюдали эффективность такой работы по трассе «Таврида» – по нормативам все сделано как надо, а по факту – пещера под дорожным полотном, – привёл Артов пример эффективности. – Стоит ли удивляться бетонной заливке на сакском побережье посреди песчаных дюн, которые нельзя трогать? Голландцы свои песчаные дюны на руках носят. А песок не просто песок – он фильтр для прохода морской воды в грязевые озера Сакской группы».
Мария Иванова
Обсуждение (2)
Да ужас, грядёт экологический коллапс. Сначала бешеные деньги на освоение пространств. А вот найдутся ли бешеные на ликвидацию последствий? Скупой платит дважды, а тут получается не скупой, а совсем дурной, и главное варварски относящийся к уникальной природе Крыма. И сколько ж тогда надо будет платить, и из каких бюджетов? Уж сколько все здравомыслящие люди твердят - нельзя в Крыму без безотходного производства и ликвидации туристического "навезение" и намусоривания. А радостные вопли рапортуют - сколько туристов мы примём и приняли, а куда мусор спрашивается дели? В Московскую область будем увозить или куда? Может Краснодар примет или Ростов? Продукты жизнедеятельности сколько тонн от туристов и главное куда они идут?
Крым-это место,где чиновники,встречаются с деньгами...