В Крыму костюм правоверных мусульманок отличается от того, что представительницы исламского мира носят в других странах. В условиях многонационального полуострова им важно и соблюсти канон, и сохранить самобытность своей культуры и оживить традицию современностью.
С недавних пор в первый день февраля мировое сообщество отмечает крайне специфический праздник — Всемирный день хиджаба. Молодой, неофициальный, но набирающий популярность праздник начали отмечать, чтобы объяснить, что в закрытой одежде мусульманских женщин нет ничего устрашающего, и ближе познакомить представителей других культур с традициями мирного ислама.
В Крыму этот праздник на широкую ногу не отмечают — нет нужды. Почему так сложилось и как мусульманки сочетают строгие традиции с веяниями современной моды, выяснял ForPost.
Не просто «покрывало»
Родоначальником праздника, который в мире всё-таки чаще воспринимают как акцию, стала уроженка Бангладеша Назма Кхан, которая после переезда в юном возрасте в Америку столкнулась с непониманием и даже насмешками в адрес традиционного мусульманского костюма. Акция стала её попыткой объяснить всему миру, что же такое хиджаб и почему от тех, кто его носит, не нужно в страхе шарахаться.
На самом деле, хиджаб — не просто головной убор, как принято считать в непросвещённом светском обществе. Это и костюм целиком, и даже определённое духовное состояние, пояснила в беседе с ForPost преподаватель ислама, руководитель религиозно-просветительского проекта «Полезные знания» Духовного управления мусульман Крыма Зейнеб Баирова.
«У хиджаба более обширное значение, оно вбирает не только внешние условия ношения мусульманской одежды, но и то внутреннее духовное состояние, которое сопровождается внешним проявлением, — рассказала она. — Внешне — это одежда, которую, как прописано в Священном Коране, должна носить мусульманская женщина. У неё есть определённые условия: одежда должна скрывать все части женского тела, кроме лица и рук».
История хиджаба начинается намного раньше зарождения самого ислама, отметила Зейнеб Баирова.
«Мы всегда о хиджабе говорим, как об одежде, которая основана на религиозном принципе. Поэтому для мусульман в целом хиджаб — это та одежда, которую носила ещё Ева, первая женщина на земле. И в зависимости от ниспосланных религий просто меняются некоторые условия в хиджабе, — пояснила она. — Те условия, о которых я уже сказала, были ниспосланы в шестом веке: с того периода все женщины, которые считают себя мусульманками и верят в священное писание, выбирают эту форму одежды как религиозный обряд для себя».
Несмотря на то, что в последние годы во всём мире хиджаб, как и любой другой элемент принадлежности к исламу, воспринимается буквально в штыки, так как ассоциируется то с терроризмом, то с экстремизмом, то с постоянным потоком новостей о войнах на Ближнем Востоке, Крым был и остаётся территорией мира между представителями разных национальностей и религий.
«В Крыму мы период таких тревог и конфликтов уже пережили давно. Я вспоминаю себя 20 лет назад — тогда ситуация была достаточно трудной. Несмотря на то, что отсутствовала целенаправленная политика в адрес мусульман, всё же мусульманка в хиджабе в 2000 году вызывала очень большое удивление, и чаще сводилось именно к негативному восприятию, — вспомнила Баирова. — Сегодня мы наблюдаем картину, когда мусульманка в хиджабе в Крыму не вызывает никакого удивления и уж тем более негатива. Я думаю, что здесь очень большой вклад и самих мусульманок: мирное существование со всеми, кто нас окружают, максимальная вовлечённость в общественную жизнь позволяют окружающим нас людям судить о том, что всё, что говорят о мусульманской женщине, — сплошные стереотипы».
При этом в среде самих крымских татар отношение к хиджабу в разные времена тоже разнилось, отметила наша собеседница.
«Если говорить о сегодняшнем дне, я бы не сказала, что крымско-татарское общество поощряет и добровольно принимает мусульманок, приходящих к хиджабу. Тем не менее мы видим, как из года в год ношение хиджаба воспринимается лояльнее, даже среди крымских татар», — констатировала Зейнеб Баирова.
В отличие от европейских или американских проявлений нетерпимости к хиджабу как к «атрибуту чуждой религии» (небезызвестны случаи, в том числе и в Москве, когда одетым в хиджаб женщинам запрещали проходить в университеты или другие общественные учреждения), Крым был и остаётся достаточно демократичным в этом отношении.
«Я более 19 лет ношу хиджаб и с двух лет проживаю в Крыму. Таких случаев, особенно за последние пять лет, когда хиджаб являлся бы причиной запрета на посещение каких-то учреждений, институтов, не наблюдалось, — отметила Зейнеб Баирова. — У нас девочки могут запросто ходить в хиджабе даже в школу, на занятиях находиться в платочках, при этом всего лишь учитывать цветовую гамму, которую предусматривает форма школы».
Одетая в хиджаб мусульманка в наше время в Крыму может быть не просто следящей за детьми домохозяйкой, подчеркнула она, но занимать самые разные посты и должности: быть руководителем организации, юристом, врачом или преподавателем.
В ногу с модой
Разумеется, за более чем 1400 лет существования хиджаб формально претерпел изменения. Сегодня хиджабы миллионов мусульманских женщин легко отличаются даже в зависимости от страны. Мусульманки, проживающие в Саудовской Аравии, к примеру, и мусульманки, проживающие в России, соблюдают условия, но формы хиджаба у них совершенно разные.
«В Саудовской Аравии или в некоторых африканских странах хиджаб более свободный, мешковатый и, как правило, тёмных цветов. В Крыму и в средних регионах России мусульманки предпочитают яркие цвета и европеизированный крой, который может подчёркивать силуэт. Что касается Крыма, то здесь в традиционный хиджаб тоже глубоко вплелись культурные традиции местного населения», — сравнила Зейнеб Баирова.
Двести лет назад мусульманки в Крыму носили головные уборы, одевали длинные платья, накидывали длинные халаты. Были даже специальные нарукавники, которые скрывали зоны рук, если у женщины был рукав «три четверти». И головной убор — шапочку — обязательно покрывали шалью. Сегодня крымско-татарские мусульманки, возрождая религиозную одежду, делают это с упором на этнические особенности, отметила преподаватель ислама.
Характерным элементом крымско-татарского хиджаба является фес — шапочка. Кроме того, существуют традиционные для костюма узоры — чаще всего крымский хиджаб украшают вышивкой или аппликациями в виде роз, граната или винограда. Цветовая палитра очень широкая — от совсем светлых тонов до насыщенных малинового, зелёного, фиолетового и голубого.
Что примечательно: крымские татарки почти никогда не носили чёрный цвет, даже в тот период, когда костюм был более традиционным, широкого кроя.
«Это больше вопрос культурного характера. Лично я считаю, что причина в том, что в Крыму мы всегда тесно проживали рядом с другими религиями, а в исламе предпочтительно не сливаться внешне с представителями другой веры. А ведь, допустим, мусульманка в чёрном хиджабе или христианская монахиня в чёрном одеянии будут из-за цвета выглядеть похоже. Вот, наверное, чтобы не путаться, мусульманки предпочитали в костюме традиционно светлые тона», — предположила Зейнеб Баирова.
Несмотря на неизменность главного условия — закрытым должно быть всё тело, кроме лица и кистей рук, — хиджаб, по сути, достаточно гибко адаптируется к современным модным тенденциям.
«Мусульманки — те ещё модницы: они очень даже следят за тем, что носят и немусульманские женщины, пытаются суметь как-то привнести в свой хиджаб соответствия тому веку, в котором живут. Где-то это делается за счёт цвета, где-то за счёт кроя», — призналась Баирова.
Что касается Крыма, то здесь сегодня есть несколько исконно крымских брендов, которые возрождают моду на мусульманскую одежду на основе традиционного опыта, но адаптируют его к современным условиям.
«Есть спортивные формы хиджабы для тех мусульманок, которые ведут активный образ жизни, — это чаще всего удобные штанишки более широкого кроя, чем в обычном спортивном магазине, и туника, которая спускается ниже колен. Есть вечерние наряды, которые одевают на особые мероприятия, есть повседневная одежда, — перечислила Зейнеб Баирова. — То есть почти всё, что мы можем сказать на языке современной моды, имеет место и среди исламской индустрии хиджаба. Мода для мусульманки — не самоцель. Она входит в её жизнь, но исключительно после соблюдения основного призыва хиджаба».
Наталия Назарук
Фото Константина Михальчевского, Наталии Назарук
Обсуждение (17)
Нас в Крыму ничем не удивишь. Тут и кришнаиты в своих одеждах ходят и хасиды в шляпах. А на крещение и некоторые православные в длинных одеждах в море купаются.
Успокаивать нас не надо ! Прячут свои лица,неспроста...Легко пояс шахида под свою простынь спрятать...
Про гигиену я молчу...Короче, мы не бухара или хивы..Для аулов пойдёт...
Я б с тобой про гигиену бы поспорил.., но не охота бисер в борова метать...
Опять же, по поводу всяких там причёсок, завивок, укладок, стрижек, шампуней, кондиционеров, лаков, красок, плоек, бигудей, фенов, бальзамов и прочих тому подобных вещей особо можно не заморачиваться. Экономия в чистом виде! ))))
Есть масса мусульманских стран, где обходятся без хиджабов, и ничего, никто не страдает... А фундаментализм, в том числе и в одежде, заканчивается плохо...
to Виктор Соколец: Это понаехавшие с Кавказа- надо бдить, а то устроют взрыв нак в Магнитогорске. Заменив в подьезде лиц азиатской внешности- надо срочно стучать ментам и в ФСБ- пусть выезжают и разбираются чем если рванет в панельном доме.
Нормальное состояние для человека в вопросах вероисповедания это атеизм.
Разве раньше на Руси не покрывали православные женщины платками как например на втором фото и платья до пола . . Особенно входя в храм.Да и монахини носили платки. А мужики все с бородами были.
То есть вы будете сообщать официальной власти что то что она отвергает .Вы еще в ФСБ поспорьте с официальной версией и расскажите им про взрывы,самому статью пришьют
Мое субъективное мнение: так можно и в средневековье скатиться. Пусть на мулах, ослах и лошадях ездят, на кизяке есть готовят, от электричества откажутся. Мне например даже мужчина с бородой неприятен. Трудно раз в 2 дня хотя бы побриться.
А насчет религии, то нельзя подстраиватьодежду к каждому течению или толкованию определенного вероисповедания. Есть правила приличия и определенный дресс-код. Дома - ходи в чем угодно, но на публике не стоит строить из себя чучело.
Человек должен оставаться человеком.
В пустыне - согласен, на жаре нужна белая длинная свободная одежда, но в Сибири, в мороз, на снегу?????
Где логика? Каждый из нас родился голым, не ходить же голыми!
Б.Асад в костюме, Эрдоган в костюме, они что, не мусульмане?
Сначала хиджаб , затем джихад ....Наши то всё пьют , да ссорятся между собой ... , завидуют чужому успеху ... Работать не хотят ,, хотят извините за образное выражение ..покакать и не надуться ... Жлобство и укро местечковость погубят Севастополь!
Вот нам забросили тему...
Наверно обсудить нам больше нечего.
Носить или не носить хиджаб или паранджу у нас никто не спросит. Как бы мы к этому ни относились.
Это их личное дело!
to Виктор Соколец:
Тема действительно - явный заброс. Из серии « прозвон чайника».
«Блажен , кто смолоду был молод , блажен, кто вовремя созрел….» Это и об обществе тоже. Мозги должны расти у всех. Иначе нам из всяких джихадов и газаватов никогда не выбраться.
Вот муллопаханы этих «хиджабалок» чтой-то не гарцуют по ЛондОну и Парижу в своих безбельяшных, гигиеничных, бедуинских «бурнусах».
Видел купание монашек в натуралную величину. Зрелище …. из области самоутоплений. Стыдновато и больно за Хомосапиенсов . И когда видишь это «хиджабохождение» безо всякой реальной надобы , оно не просто уныло. Это-таки демонстрация неукоснительной и обязательной затрамбовки мозгов в данной категории. Если по большому счёту - это просто насаждение «своего устава в чужом монастыре». Закрепление комплексов. Крайне небезобидное явление. «Толерантная Европа» это уже глотает крупными порциями.