Новости России

Готовятся новые правила призыва — чего ждать потенциальным солдатам?

Служба новостей ForPost

Кадровые офицеры оценили плюсы и минусы новой законодательной инициативы.

Готовятся новые правила призыва — чего ждать потенциальным солдатам?
Законодатели хотят внести важные корректировки в призыв
Фото:
Арина Розанова / коллаж ForPost

В Госдуму на рассмотрение внесены поправки, которые могут лишить призывников автоматической приостановки решения о призыве на время его обжалования в суде. Авторы инициативы настаивают, что это необходимо для борьбы с уклонистами. Однако эксперты разделились во мнениях: одни называют меру своевременной, другие — угрозой праву граждан на защиту и квалифицированную юридическую помощь.

Суть новых поправок

Депутаты хотят скорректировать статью 29 федерального закона «О воинской обязанности и воинской службе», в которой прописана процедура обжалования решения призывной комиссии.

Согласно действующему порядку, если призывник обжалует решение призывной комиссии, оно автоматически приостанавливается. Законопроектом предлагается установить другой порядок:

«В случае обжалования гражданином решения призывной комиссии субъекта РФ в судебном порядке такое решение может быть приостановлено судом в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации».

То есть, сейчас хотят закрепить такую норму: если человек оспаривает решение призывной комиссии в суде, оно не будет приостанавливаться автоматически. Для этого нужно отдельно попросить суд применить меру предварительной защиты. Даже в таком случае приостановка — это не обязанность суда, а его право: то есть суд может согласиться и временно остановить действие решения, а может и отказать.

 

Глава думского комитета по обороне Андрей Картаполов, который возглавляет группу депутатов-авторов законопроекта, считает, что новые поправки направлены на борьбу с уклонистами.

«Если отправят служить, значит [призывники] будут участвовать удалённо в судебном разбирательстве. Предоставят документы, и всё. Суд будет рассматривать, они будут служить», — приводит интернет-издание «Фонтанка» слова Андрея Картаполова.

Своевременная инициатива?

Новые поправки в действующее законодательство поддержал член экспертного совета «Офицеры России», заслуженный пилот РФ Юрий Сытник. Свою позицию собеседник ForPost аргументировал так:  

«Нужно прекращать практику бесконечного оспаривания решений призывных и медицинских комиссий, особенно когда речь идёт о тех, кто, будучи признанным годным, пытается уклониться от службы. Если комиссия признала человека здоровым и годным, он должен отдать долг государству, которое его кормит, лечит, учит и воспитывает».

Юрий Сытник уверен: поправки, предложенные депутатами, не лишают призывника шанса на оспаривание решения призывной комиссии.

«Если люди, которые не могут служить по состоянию здоровья, докажут своё право не служить, пожалуйста, не служите. А просто так сачкануть не получится», — высказал мнение наш собеседник.

Рациональное зерно в новой законодательной инициативе увидел и почётный адвокат России Евгений Харламов.

«Очень часто бывает, что намеренно — я не говорю про всех, но некоторые — затягивают процедуру призыва в армию. Я понимаю и знаю, что оснований для обжалования решений у них нет. Месяц, два, три, пока человек по больничным ходит... Сроки просто уходят», — сказал в беседе с ForPost Евгений Харламов, добавив, что в условиях военной напряжённости и возможных обострений государство исходит из задачи не допустить срыва своевременного призыва.

По логике нашего собеседника, здесь речь идёт не только о правах конкретного гражданина, но и об обороноспособности страны, а потому система должна ставить заслон недобросовестным попыткам затянуть процесс призыва через формальные обжалования.

Для объяснения своей позиции Евгений Харламов привёл аналогию с уголовным процессом: при отмене меры пресечения решение исполняется сразу. Даже если прокуратура затем пытается оспорить такое решение, человек всё равно уже оказывается на свободе, и только потом возможен пересмотр ситуации.

«Может быть, это не совсем корректная аналогия, но она показательная: если вышестоящий суд потом принимает обратное решение и говорит, что всё было незаконно, человека возвращают обратно. Но первоначальное решение всё равно исполняется сразу», — объяснил почётный адвокат России.

При этом он допускает, что может возникнуть ситуация, когда человека уже успеют призвать, он начнёт служить и даже примет присягу, а затем суд признает такой призыв незаконным. В этом случае, по сути, встаёт вопрос о том, кто и как должен компенсировать последствия такой ошибки, сказал Евгений Харламов.

Новые поправки со знаком минус?

Иной взгляд на ситуацию у председателя президиума Астраханского регионального отделения организации «Офицеры России», кавалера ордена Мужества Анатолия Салина.

Он напомнил, что это не первая законодательная инициатива, связанная с призывом. Ранее был увеличен предельный призывной возраст до 30 лет, а также введён круглогодичный призыв. При этом, по данным кадрового офицера, эти изменения в целом не повлияли на ситуацию: 30-летних призывников можно пересчитать по пальцам, нет пока данных и о тех, кто был призван в январе-феврале.

Чтобы оценить плюсы и минусы новой инициативы, важно знать контекст, считает наш собеседник. 

Он напомнил, что в предыдущей редакции федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» было сказано: «решение призывной комиссии оформляется в тот же день, подписывается всеми членами комиссии и доводится до гражданина», а также «по требованию гражданина выдаётся выписка из решения призывной комиссии в день его принятия».

«18-летний парень приходил домой и показывал матери официальный документ — выписку из решения призывной комиссии. Но стало неудобно, потому что люди получали такие выписки и тут же, не теряя времени, шли в прокуратуру, к уполномоченному по правам человека, подавали заявления в суды», — считает Анатолий Салин.

Этот порядок был скорректирован: теперь выписку призывнику не вручают в день принятия по нему решения.

«Человеку довели решение. Сказали, что он годен. А если он не согласен, ему говорят: "Пиши заявление на получение выписки. Мы тебе через 7–8 дней это решение доведём официально. Дадим выписку". А уже на второй день могут вручить повестку. Как такое может быть? — негодует Анатолий Салин. — Теперь они пошли ещё дальше: ты в суд подал, а тебе вручили повестку и повезли в военкомат».

Учитывая всё вышесказанное, кадровый офицер уверен: новый порядок усложнит жизнь призывникам. При этом наш собеседник понимает логику законодателей.

«Картаполов и его коллеги ищут ресурс, который можно отправить в войска. Да, возможно, это связано с нехваткой людей, в том числе на фоне проблем со здоровьем у части призывников и других сложностей. Но у нас в законодательстве чётко прописано: виновен человек или не виновен, может установить только суд. А здесь получается, что гражданина фактически лишают его законного права на защиту, на квалифицированную юридическую помощь», — считает Анатолий Салин.

Он напомнил слова Владимира Путина о том, что законы должны быть более чёткими, понятными, эффективными с точки зрения их правоприменения: они не должны носить фискально-казнительный характер. Эти тезисы глава государства озвучил два года назад на заседании Совета законодателей при Федеральном Собрании РФ.  Президент акцентировал внимание на стабильности, а не на изменении законодательства со скоростью лесного пожара, отметил Анатолий Салин.

«Картаполову бы подумать, прежде чем один закон поменять, второй, третий», — сказал кадровый офицер.

Новая законодательная инициатива пока находится в стадии рассмотрения.

Роберт Вочовский 

Этот материал также можно прочитать на нашем канале в Дзен.

В Госдуму внесены поправки, отменяющие автоматическую приостановку решения о призыве на время его обжалования в суде — теперь призывник должен отдельно просить суд о такой мере, и суд может отказать. Авторы называют это борьбой с уклонистами, которые годами тянут время через формальные жалобы. Кадровые офицеры разделились: одни поддерживают инициативу как своевременную, другие видят в ней угрозу праву граждан на защиту.

1788
Поделитесь:
Оцените статью:
1
В среднем: 1 (1 голос)
Обсуждение (18)
komandor
7904
komandor

Сейчас нет более бесполезного существа в армии чем призывник. Прекращали бы уже этой ерундой заниматься. А колоссальные деньги, тратящиеся на призыв и призывников, пустите на развитие контрактной армии. Боец должен быть профессионалом и добровольцем - только тогда это эффективный боец. 

еще одна мама школьников
9324
еще одна мама …

komandor,

Сейчас Вас закидают тухлыми яйцами, как меня. Да. Защищать Родину - это сейчас профессия, которой нужно учиться. Средства защиты давно уже сложные и дорогие, чтобы людям без специального образования их доверять. 

Atos
8148
Atos

komandor,

Поддерживаю! Все Вы правильно написали.

anatolyi100
907
anatolyi100

komandor,

Ещё в 2014 году заявлял кое кто, что к 2017 г. армия РФ будет на 70% состоять из контрактиков, а в дальнейшем и полностью. Уже 2026!

komandor
7904
komandor

еще одна мама …,

да последние лет 30 призывникам даже автомат доверять нельзя, какое там сложное оборудование. Большинство призывников оружие в руках держит один раз - при принятии присяги. Остальное время они держат в руках лопаты, метлы и складируемые ящики.

еще одна мама школьников
9324
еще одна мама …

komandor,

Еще в советские времена в нашем кооперативе самые ухоженные дачи были у комндира в/ч и его замполита. 

komandor
7904
komandor

еще одна мама …,

естественно. Но, в советское время срочники всё же обучались военному ремеслу. Не особо, конечно, но всё же. Да и срочники были в массе образованные, толковые ребята. А то, что замполиту дачу облагораживали большого вреда не наносило: никто вместо учений на дачу не срывал бойцов, а в "свободное" время копка огорода молодому организму только на пользу. Матрос должен задолбаться - тогда ему дурные мысли в голову не приходят. Кстати, сия поговорка как раз говорит о том, что бесполезность срочника возникла уже очень давно. Если ему приходится занятия придумывать, дабы от безделья не дурели

Марин
128
Марин

еще одна мама …,

Ухоженные у командира? У нас сосед по дачи был простой мичман, ему срочники двухэтажный дом построили. А фруктами ребят мы угощали, потому, что он им на своей дачи запретил что ли бо пробовать.

komandor
7904
komandor

Марин,

нехороший человек был Ваш сосед, мягко выражаясь. Пацанов не угостить фруктами - редкой свиньей надо быть. У нас в части наших "личных" срочников было очень мало, поэтому кубрик был не хуже командирской дачи :). Т.к. командир или замы дома кровати новые покупают - старые в кубрик, панцирные на фиг списать; мебельную стенку новую - старую в кубрик. То же с телевизором, муз.центром. Кухонька в кубрике была тоже вполне приличным гарнитуром обставлена. Зановесочки на окнах. Проверяющие офигевали от нашего кубрика :) Ну, а уж фрукты с дач само собой - никто не следил, сколько они там съели. Еще, т.к. в нашей части постоянный круговорот бойцов в природе :), наши женщины из г/п приносили свой излишний урожай в кабинеты, чтобы пацанов приезжающих в часть угощать. Особенно актуально это стало после 2022-го, когда много пацанов было из тех краёв, где персики или инжир только на картинке видели 

дух из анкориджа
94
дух из анкориджа

Он напомнил, что это не первая законодательная инициатива, связанная с призывом. Ранее был увеличен предельный призывной возраст до 30 лет

ага, было, сначала  предложили призывной возраст сделать с 21  до 30 лет, в итоге до 30 лет сделали, а с 18 оставили...как говорится ,следите за руками.

Serggio
27433
Serggio

Свою позицию собеседник ForPost аргументировал так:  

«Нужно прекращать практику бесконечного оспаривания решений призывных и медицинских комиссий, особенно когда речь идёт о тех, кто, будучи признанным годным, пытается уклониться от службы. Если комиссия признала человека здоровым и годным, он должен отдать долг государству, которое его кормит, лечит, учит и воспитывает».

А какова статистика таких "уклонистов"? Речь идёт о масштабном явлении, или частных случаях? 

И какова статистика признания медкомиссиями годных к службе людей, которые на самом деле имеют реальные противопоказания по здоровью? 

Кто помнит - сколько было возвращено назад призванных по мобилизации от общего числа?

Мне кажется, это путь к беспределу. Тем более, что тут проглядывает некоторое лукавое: если процесс призыва не будет приостановлен автоматически (а вряд ли кто-то будет разъяснять призывнику его права - план надо делать, поэтому нужное прошение не подаст), то в процессе обжалования призывник уже будет призван, пройдёт КМБ, примет присягу... И тут суд вдруг принимает решение в его пользу - дальше-то что? Он уже не призывник, а военнослужащий, и вопрос о призыве или не-призыве стоять не может - только о демобилизации. А это уже совсем другое судебное разбирательство.  

Для чего такое задумано? И ещё я не пойму - зачем армии ненужные?

еще одна мама школьников
9324
еще одна мама …

За налоги, уплаченные ими самими и их родителями. А про признание годным могу рассказать много  интересного из опыта детей.  

"...«Нужно прекращать практику бесконечного оспаривания решений призывных и медицинских комиссий, особенно когда речь идёт о тех, кто, будучи признанным годным, пытается уклониться от службы. Если комиссия признала человека здоровым и годным, он должен отдать долг государству, которое его кормит, лечит, учит и воспитывает»....". 

anatolyi100
907
anatolyi100

он должен отдать долг государству, которое его кормит, лечит, учит и воспитывает».

Насчёт такого заявления, соотнося к ныненим реалиям, я могу подискутировать....

С Гагаринской
3091
С Гагаринской


Serggio, совершенно верно, если рассматривать вопрос в деталях реальности, а не отписываться общими фразами. Кроме того, контрактная система сейчас уже никакая- это признают и сами военкоматовцы. Об этом уже, кстати, здесь была статья. В реальности подписывают контракт рядовым бойцом в мотострелковые полки и дивизии практически ноль, а вот желающих контрактить в тыловых частях, хозслужбах и вспомогательных подразделениях хоть отбавляй.

М ещё момент- а где набирать контрактников кроме как в отслуживших ранее. Это же не за наёмниками за бугор бегать.

При нашей территории нужно иметь свою боеспособную армию именно полевыми частями, а не штурмовиками-контрактниками. А мощная армия может быть только при всеобщей воинской обязанности и наличии материальной базы для этой службы, которую и нужно восстанавливать.

Посчитайте, сколько у нас военных округов. А в каждом должно быть в среднем до 30 , а то и 30 боеспособных дивизий.

Да и правила призыва нельзя менять как перчатки. Призывник должен планировать свою жизнь, как любой взрослый человек. Кроме того, чехарда в законодательстве всегда приводит к бардаку и злоупотреблениям.

Serggio
27433
Serggio

Да и правила призыва нельзя менять как перчатки. 

Верно. Как будто силки расставляют, а не правила создают. Таким макаром почётная обязанность бог знает во что может превратиться.

Камышград
25
Камышград

В моё время был выбор: либо два года в армии, либо два года на "зоне". А на счет того, что срочники не нужны - бред. Откуда будут брать профессиональных контрактников? Необходимо и головой думать и оружием владеть. Где будут этому учить если не на "срочке"? А если будут обучать вне армии, то в какую копейку это выйдет? Согласен с одним, что некоторых в армию призывать не стоит, т.к. на "гражданке" с них будет больше толку для общества.

komandor
7904
komandor

Камышград,

Вы серьезно верите, что сейчас приходя на контракт пацаны уже всё умеют потому, что срочку служили? Чтобы они стали профессионалами их сначала обучают.  А на срочке ничему давно не учат. Да и на хрена учить на срочке, если этот боец через год свалит и забудет армию как страшный сон? Поэтому нужна профессиональная контрактная армию: парень должен идти в армию по собственному желанию, чтобы связать с ней свою жизнь, а не годик "пострадать" на срочке. И в экономическом и в профессиональном плане выгодно обучить бойца, зная, что он в армии до пенсии.

Срочка нужна была на случай всеобщей мобилизции во время войны образца Великой Отечественной. Сейчас такая масса плохо обученной пехоты с трехлинейкой никому не нужна. 

Пора мыслить современно. А то у нас даже сейчас, сначала с "шашкой" рванем на врага, а потом только поймём, что сейчас война дронов и ракет и на ходу кинемся реформировать армию прям во время боевых действий. Может хватит веками на одни и те же грали?

UINSHEDOW
2946
UINSHEDOW

 Будут теперь служить вместе сын слесаря и сын депутата. Для того и закон принимают видимо. Чтоб справедливо всё было.

Уважаемые читатели, комментаторы портала ForPost!

C 22.00 до 8.00 на нашем сайте действует ночной "режим тишины": в этот период публикация комментариев невозможна.

Главное за день

Крым ненадолго окажется в плену грозы

Жителей предупреждают о сильном ветре и возможных авариях.
12/05/2026 16:28
1423

Как в России отреагируют на «вирус с реки Хантан»

Вирусолог оценила вероятность введения общего карантина по стране.
12/05/2026 14:18
533

Попали по Ермаку – но целились в Зеленского: что происходит в центре Киева

Обыски у Андрея Ермака и действия подконтрольных Западу структур вызвали разговоры о давлении на окружение Зеленского.
12/05/2026 12:49
1052

Зачем в этом году на 9 мая в Севастополь приехали немцы

И почему они мечтают о георгиевских лентах.
12/05/2026 10:09
2422

Почему в Севастополе снова зазвучал голос Левитана

О том, как мечтавший о сцене мальчик стал голосом Сталина и страны, рассказал правнук знаменитого диктора.
11/05/2026 19:06
1117
Туризм

Большая Севастопольская тропа расширилась новым партизанским маршрутом

«Тропа памяти» объединила крымскую природу с историей.
12/05/2026 17:03
439

Россиянам станут доступны джунгли и жемчужные острова

Число безвизовых направлений для граждан РФ может увеличиться до 90 стран.
12/05/2026 12:21
439

Российский турист стал любимцем Таиланда после помощи уличному торговцу

Мужчина помог дотащить тележку с копилками до вершины горы.
12/05/2026 10:48
912

Европейский «гость» стал генералом цветочного парада в Крыму

Привезённый сорт хорошо прижился в климате полуострова.
09/05/2026 13:35
22986

ЕСТЬ ТЕМА. Каким магнитом Китай притягивает российских туристов?

Это уже не место закупок, а альтернатива Турции.
08/05/2026 16:00
682