Новости России

ФАС предлагает меры по стабилизации поставок топлива на рынок

Цель ФАС - снизить зависимость цен на топливо в России от его европейских котировок.

ФАС предлагает меры по стабилизации поставок топлива на рынок

Обязать нефтеперерабатывающие компании продавать на бирже не менее 1% от выпускаемых объемов топлива по контрактам с определенным сроком поставки предлагает Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Проект приказа об этом размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

К таким контрактам относятся фьючерсные договоры, по которым в определенный срок одна из сторон должна приобрести товар, а вторая - продать. В службе считают, что это увеличит объемы торговли топливом на рынке и позволит сформировать отечественные ценовые индикаторы на нефтепродукты с учетом котировок российского биржевого фьючерсного рынка. Норматив - 1% от объемов производства устанавливается для бензина, дизельного топлива, авиационного керосина, мазута и сжиженных углеводородных газов (СУГ).

Если отойти от казенных формулировок, то механизм, предложенный ФАС, преследует две цели. Первая, обезопасить внутренний рынок, особенно независимые АЗС от перебоев поставок топлива в будущем. Как отмечает аналитик ФГ "Финам" Сергей Кауфман, сейчас макроэкономическая ситуация имеет крайне высокую степень неопределенности, в связи с чем страховка может быть более востребована. В негативном сценарии она может потребоваться в случае невозможности экспортировать дизель и мазут, из-за чего нефтяники могут снизить объем нефтепереработки, что отразится на доступности топлива. Это не базовый сценарий, а лишь один из возможных - пока что предпосылок для перебоев с поставками бензина нет, поясняет эксперт.

Вторая цель ФАС - снизить зависимость цен на топливо в России от его европейских котировок. Сейчас ценообразование на оптовом рынке топлива в России строится от экспортных нетбэков (экспортных цен за вычетом пошлин и затрат на транспорт). Но в Европе себестоимость нефтепродуктов находится в сильной зависимости от котировок нефти, а в России основную часть себестоимости составляют налоги и акцизы. Для дизельного топлива привязка к европейским ценам может быть оправдана, на экспорт уходило около 50% от производимых объемов. А вот бензина за границу отправлялось не более 10%. Возможность заключать контракты с определенным сроком доставки, заставит нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) больше ориентироваться на реальную себестоимость своей продукции в России, а не на экспортную цену. Но пока вся налоговая система в отечественной нефтянке построена на привязке к мировым котировкам, влияние предлагаемого ФАС решения на оптовый рынок будет минимальным.

Можно предположить, что фьючерсные контракты будут наиболее востребованы в регионах, где много независимых АЗС, которые не могут создавать большие запасы топлива впрок, и периодически случались перебои с его поставками из-за проблем с транспортировкой. Например, на Дальнем Востоке.

Для нефтеперерабатывающих компаний данная мера не должна обернуться дополнительным бременем. Хотя, по мнению исполнительного директора департамента рынка капиталов ИК "Универ Капитал" Артема Тузова, поскольку ФАС принимает решения о принудительной реализации топлива через биржу, явно видно, что в стране нет значимого профицита нефтепродуктов, которое могло бы заставить нефтяные компании самостоятельно искать новые пути реализации через биржу. Непубличные долгосрочные контракты на поставку топлива имеют свои преимущества и недостатки, как и биржевая торговля, остается только надеяться, что ФАС сможет найти золотую середину, отмечает эксперт.

С точки зрения Кауфмана, нефтеперерабатывающие компании потеряют немного гибкости, но каким-то ущербом для них это не обернется.

Что касается цен на АЗС, то повлиять на них нововведение не должно, считают эксперты. Чтобы ни происходило на бирже, цена на топливо будет дорожать, не превышая уровень инфляции, то есть, по последним прогнозам, это 17% к концу года, уточняет Тузов.

244
Поделитесь:
Оцените статью:
0
Еще нет голосов
Теги:

Обсуждение (4)

Profile picture for user Линьков
32361
Линьков

Нужно действовать, а не предлагать.

Profile picture for user against everibody
3835
against everibody

В санкционном больше 40 лет Иране цену на топливо для населения снизили,стоит копейки,квартплату отменили,сглаживают для населения последствия санкций.Опытом можно и нужно обмениваться.

Profile picture for user VonDorn
1042
VonDorn

продавать на бирже не менее 1% от выпускаемых объемов топлива по контрактам

А чё, не 0,01%? А остальное топливо куда? За бугор? 

Profile picture for user Зенкер
47
Зенкер

Надо ввести экспортную квоту в процентах от реализованного топлива на внутреннем рынке. И цена отреагирует. Бензин - энергоноситель в прямо его смысле, и высокая цена на него не дает развиваться предпринимательству. А сейчас получается идет обогащение единиц за счет десятков миллионов наших граждан.    

Главное за день

Частная компания «Севастопольэнерго» может стать частично государственной

Если это произойдет, веерные отключения на Фиоленте прекратятся.
15:10
17
1893

Почему Украина не сдаётся и мечтает о «мёртвой зоне»

Что мы должны знать о мнимых и реальных преимуществах своего противника.
14:06
4
2352

Поедут ли севастопольцы в Китай после введения безвиза?

Поездка в Поднебесную — недешёвое удовольствие.
19:04
33
3199

В Севастополе анонсировали масштабную реконструкцию водоснабжения города

Пока понятно лишь, что проект должен избавить город от водного дефицита.
14:03
52
5320

Полное лунное затмение уже сегодня: где и когда увидеть «кровавую Луну»

Жителям одного региона России повезёт особенно.
11:18
1
4536

В Киеве горит здание правительства Украины

Мэр Киева вероятной причиной пожара назвал сбитый беспилотник.
09:40
4
1493

Туризм

Чем Крым и Дальний Восток могут быть интересны и полезны друг другу

Точки пересечения можно найти даже на расстоянии в 9 тысяч километров.
18:28
2
319

Убивший 202 человека террорист-подрывник запустил собственный бренд кофе

Умар Патек изготовил бомбы для самого кровавого теракта в истории Индонезии.
16:51
1
457

Поедут ли севастопольцы в Китай после введения безвиза?

Поездка в Поднебесную — недешёвое удовольствие.
19:04
33
3199

В Севастополе снова пытаются пристроить лакшери-пляж

Власти Качинского муниципалитета в поисках оператора «Вязовой рощи».
17:01
5
10221