В Узбекистане сообщили о задержании более 500 участников беспорядков в Каракалпакстане. Как сообщил пресс-секретарь Национальной гвардии Узбекистана Даврон Джуманиязов, эти люди были задержаны «в ходе незаконных демонстраций и последовавших беспорядков в Нукусе, столице республики Каракалпакстан».
События в Узбекистане, произошедшие на днях, для публики в России прошли почти незамеченными. Тем не менее там есть о чём подумать. События в Нукусе, как минимум, были предопределены. К такому выводу приходишь быстро, рассматривая действия самого Узбекистана.
Для начала, Каракалпакия — это автономная республика, занимающая треть территории Узбекистана. При том, что в ней проживает всего лишь два миллиона человек из общих 35 миллионов населения страны. Большая часть её территории находится в зоне экологического бедствия: в долине обмелевшей реки Амударьи и высохшего Аральского моря.
При СССР регион несколько раз менял административное подчинение. Сперва входил в состав Казахской АССР, далее был в непосредственном подчинении РСФСР, а с 1936 года стал автономной республикой Узбекской ССР. В 1990 году там приняли декларацию о независимости, после чего два года республика жила фактически самостоятельно.
Там приняли все государственные атрибуты: конституцию, флаг, герб и гимн, учредили должность президента. Тогда не все выступали за полную независимость: многие были за присоединение к Узбекистану или Казахстану. Кое-кто даже агитировал за сближение с Россией.
В итоге в 1993 году республика заключила межгосударственный договор о вхождении в состав Узбекистана. Ну а далее Ташкент стал медленно чистить местный сепаратизм: унифицировал законы, снижал значение атрибутов независимости и так далее. При Исламе Каримове поговаривали о сотнях каракалпакских политзаключённых в самых жёстких тюрьмах в пустынях Приаралья.
Сейчас, при Шавкате Мирзиёеве, ситуация изменилась: крайние пять лет в республику начали вкладываться серьёзные деньги из центра, и уровень жизни там поднялся. Но Ташкент одной рукой даёт, а другой он же проводит жёсткую линию. В итоге год назад, летом 2021 года произошли первые бунты, начавшиеся в райцентре Ходжейли. Они вылились в столкновения с полицией и нацгвардией.
Причиной их, в первую очередь, стало решение правительства Узбекистана о переходе на латинский алфавит с кириллицы, которое касалось и письменности каракалпаков. Надо ли говорить, что самих их по этому поводу никто не спрашивал.
Протест с нескольких десятков человек очень быстро вырос до нескольких сотен, и его участники дали отпор силовикам. Быстро добавились требования решить проблемы безработицы, прекратить организованное переселение в регион мигрантов из других районов страны и преследование каракалпакских политических активистов. Стоит заметить, что хоть Ташкент и перешёл на латиницу самым первым в Средней Азии, но Каракалпакия во многом остаётся под сильным влиянием российской культуры.
В нынешних беспорядках формальной причиной является изменение конституции Узбекистана, которым предлагалось изменить статус Каракалпакии, убрав из него слово «автономный». Помимо этого, в нынешней редакции узбекской конституции Каракалпакия именуется суверенной республикой, и предусматривается её право выхода из состава Узбекистана путём референдума. Всё это тоже попытались убрать. И так далее.
Впрочем, многое может говорить и о внешнем влиянии в этом вопросе. Например, то, что буквально за несколько дней до начала выступлений стало известно об обнаружении в Узбекистане значительных запасов битумной нефти — до 100 миллионов тонн. Отмечается также, что события в Нукусе начались после «антироссийского выступления» в Санкт-Петербурге казахского президента Токаева.
Президент Узбекистана, конечно, жёстко подавил выступления, но при этом уже «дал заднюю» в вопросе статуса Каракалпакии. Вывод же здесь можно сделать только один: не надо доводить народ до бунта. Иначе тот самый «внешний фактор» отлично этим воспользуется и укажет, куда народу идти и что потом делать с битумной нефтью. Банально, но факт.
Читайте по теме: БРИКС и альтернатива Бреттон-Вуду: каковы перспективы «института будущего»
Павел Кухмиров
Обсуждение (1)
Слова бы Кухмирова да мирзиёевым в уши.