В МИД РФ предупредили о превентивных мерах в случае усиления НАТО в Арктике.
На арктическом направлении противостояние не меньше, чем на остальных. Выход нашей страны из так называемого Совета Баренцева/Евроарктического региона был продиктован недружественной и русофобской политикой стран Северной Европы и, в первую очередь, Финляндии.
Все эти страны получили серьёзный сигнал о крахе инфраструктуры международных соглашений в регионе Баренцева моря. Это уже само по себе может привести к целой серии конфликтов даже при том, что формат двустороннего сотрудничества между ключевыми игроками региона — Россией и Норвегией — по-прежнему актуален.
С формальной точки зрения, выход России из данного Совета продиктован отсутствием подтверждения готовности Хельсинки передать Москве председательство в октябре 2023 года. По факту же, финские власти до последнего затягивали с этим подтверждением и этим ставили под сомнение мероприятия, планируемые нашей страной.
Демонстративный уход России ощутимо осложнил структуру взаимодействия для стран Северной Европы. Все эти государства действуют в кильватере американской внешней политики, и, по факту, с начала спецоперации ими был взят курс на заморозку региональных арктических отношений с нашей страной.
В то же время, очевидно, что политический истеблишмент данных государств в смятении. Вероятно, их расчёт был не на то, что Москва покинет организацию, а на то, что она смирится с продолжающейся блокадой, травлей и понижением её фактического статуса в качестве ключевого актора Арктического региона.
Существенная часть Баренцева моря является незамерзающей круглый год, и это объясняет важность региона для политических и военных задач. С учётом фактора географии, ключевое значение в Баренцевом море имеют именно Россия и Норвегия, взаимодействовавшие в рамках Совета по рыболовным, экологическим, промышленным и другим вопросам. В данный момент, когда наша страна вышла из организации, возрос потенциал для хозяйственных споров и откровенных конфликтов, а решение многих вопросов переходит в двусторонний формат.
Без России деятельность данного Совета в принципе будет чисто символическим, и функционал его будет крайне ограничен. Совет становится по факту консультационным. Если скандинавские страны, Финляндия, Дания и Исландия пожелают обсудить какие угодно вопросы, то они, конечно же, смогут это сделать, но уже без участия России, что делает любой политический процесс в рамках международного взаимодействия в регионе невозможным.
Демонстративный уход нашей страны из Совета вынудит страны Скандинавии и Финляндию срочно создавать некие объединения неформального характера, рассчитанные на диалог между Северной Европой и Россией. А иначе любое международное взаимодействие в регионе просто сворачивается по умолчанию.
При этом главный вывод, который может быть сделан из ухода России из данного Совета, говорит о невозможности дальнейшей изоляции нашей страны в контексте арктической политики. И если Америка пусть и руками своих североевропейских то ли партнёров, то ли слуг будет дальше пытаться устанавливать такую изоляцию, то никакой политики там просто не будет.
Читайте по теме: Будущее БРИКС: потенциал и угрозы
Павел Кухмиров