От года к году вопрос буллинга в крымских школах становится всё более острым. Оставаясь без помощи, жертвы травли идут на рискованные и опасные для своей жизни шаги, в то время как обидчики остаются практически безнаказанными.
О том, как школьную среду пытаются поменять к лучшему и почему буллер может оказаться такой же жертвой, как и затравленные им одноклассники, в пресс-центре РИА Новости Крым рассказали специалисты.
По словам старшего инспектора по делам несовершеннолетних МВД по Республике Крым, майора полиции Елены Горгадзе, сотрудники ведомства прилагают много усилий для обнаружения буллинга в школах.
«Работа проводится в классах и индивидуально. Если выявляется травля, сотрудники проводят общие классные беседы, индивидуальные беседы с буллерами и жертвой, затем отдельно беседуют с родителями ребёнка, подвергшегося травле», — объяснила представитель силового ведомства.
Чтобы исправить поведение агрессивных детей, к ситуации также подключают социальных педагогов и преподавателей. Вместе с сотрудниками ПДН (подразделение по делам несовершеннолетних) они ежедневно посещают класс и проводят беседы.
Одной из целей таких бесед может стать попытка разобраться в мотивах травли. Как пояснила главный внештатный детский психиатр Министерства здравоохранения Республики Крым Дарья Шурыгина, в большинстве ситуаций признаки психологического неблагополучия наблюдаются не только у того, кого травят, но и у того, кто обижает окружающих.
«Обидчики всегда транслируют то воздействие, которое производится на них в семье, в школе, в компании. Они находят более слабое звено и буллят его. В то же время важно спросить — а почему вдруг ребёнок оказался в позиции слабого, не имеет достаточных механизмов защиты и системно выбирается в качестве мишени? Работа должна проводиться одинаково в отношении буллера и жертвы», — отметила врач.

Психиатр также подчеркнула, что не считает обвинения и наказания ключом к решению проблемы. Если агрессивного ребёнка отругать, на какое-то время он утихнет, но затем вновь реализует типичные для себя сценарии поведения. Гораздо важнее, по мнению Дарьи Шурыгиной, научить обидчика вести себя по-другому, а жертву — противостоять буллингу.
В советское время пионерское движение воспитывало в детях дух командной сплочённости. А сейчас в школах тимбилдингу практически не уделяется внимания, отметила специалист.
«Наша работа должна сводиться к тому, чтобы дети смогли найти общий интерес, общую цель, в которой они бы могли достичь какого-то результата. Но в случаях, когда буллинг переходит границы административной и уголовной ответственности, должно быть соответствующее наказание», — подчеркнула психиатр.
Как напомнила майор Елена Горгадзе, сейчас ответственность за буллинг несут не только дети, но и их родители. В случае, если травля не прекращается даже после вмешательства полиции, семье может грозить постановка на учёт в ПДН и отдельная постановка ребёнка на внутришкольный учёт. Родителей также могут привлечь к административной ответственности за недолжное исполнение обязанностей по воспитанию.
Как рассказывал ForPost, в середине осени едва удалось избежать трагедии в школе-лицее №3 имени А.С. Макаренко в Симферополе. Ученица шестого класса выпала из окна третьего этажа. Педагоги долгое время не обращали внимание на травлю девочки одноклассниками. После инцидента правоохранительные органы начали проверку.
Елена Фокина
Фото: Арина Розанова|ForPost|нейросеть Freepik
