От года к году вопрос буллинга в крымских школах становится всё более острым. Оставаясь без помощи, жертвы травли идут на рискованные и опасные для своей жизни шаги, в то время как обидчики остаются практически безнаказанными.
О том, как школьную среду пытаются поменять к лучшему и почему буллер может оказаться такой же жертвой, как и затравленные им одноклассники, в пресс-центре РИА Новости Крым рассказали специалисты.
Как выявляют случаи школьной травли
По словам старшего инспектора по делам несовершеннолетних МВД по Республике Крым, майора полиции Елены Горгадзе, сотрудники ведомства прилагают много усилий для обнаружения буллинга в школах.
«Работа проводится в классах и индивидуально. Если выявляется травля, сотрудники проводят общие классные беседы, индивидуальные беседы с буллерами и жертвой, затем отдельно беседуют с родителями ребёнка, подвергшегося травле», — объяснила представитель силового ведомства.
Чтобы исправить поведение агрессивных детей, к ситуации также подключают социальных педагогов и преподавателей. Вместе с сотрудниками ПДН (подразделение по делам несовершеннолетних) они ежедневно посещают класс и проводят беседы.
Одной из целей таких бесед может стать попытка разобраться в мотивах травли.
Почему агрессор и жертва часто имеют общие психологические проблемы
Как пояснила главный внештатный детский психиатр Министерства здравоохранения Республики Крым Дарья Шурыгина, в большинстве ситуаций признаки психологического неблагополучия наблюдаются не только у того, кого травят, но и у того, кто обижает окружающих.
«Обидчики всегда транслируют то воздействие, которое производится на них в семье, в школе, в компании. Они находят более слабое звено и буллят его. В то же время важно спросить — а почему вдруг ребёнок оказался в позиции слабого, не имеет достаточных механизмов защиты и системно выбирается в качестве мишени? Работа должна проводиться одинаково в отношении буллера и жертвы», — отметила врач.

Психиатр также подчеркнула, что не считает обвинения и наказания ключом к решению проблемы.
Если агрессивного ребёнка отругать, на какое-то время он утихнет, но затем вновь реализует типичные для себя сценарии поведения.
Гораздо важнее, по мнению Дарьи Шурыгиной, научить обидчика вести себя по-другому, а жертву — противостоять буллингу.
В советское время пионерское движение воспитывало в детях дух командной сплочённости. А сейчас в школах тимбилдингу практически не уделяется внимания, отметила специалист.
«Наша работа должна сводиться к тому, чтобы дети смогли найти общий интерес, общую цель, в которой они бы могли достичь какого-то результата. Но в случаях, когда буллинг переходит границы административной и уголовной ответственности, должно быть соответствующее наказание», — подчеркнула психиатр.
Как напомнила майор Елена Горгадзе, сейчас ответственность за буллинг несут не только дети, но и их родители.
Какие меры принимают школы при повторной травле
В случае, если травля не прекращается даже после вмешательства полиции, семье может грозить постановка на учёт в ПДН и отдельная постановка ребёнка на внутришкольный учёт.
Родителей также могут привлечь к административной ответственности за недолжное исполнение обязанностей по воспитанию.
Как рассказывал ForPost, в середине осени едва удалось избежать трагедии в школе-лицее №3 имени А.С. Макаренко в Симферополе. Ученица шестого класса выпала из окна третьего этажа.
Педагоги долгое время не обращали внимание на травлю девочки одноклассниками. После инцидента правоохранительные органы начали проверку.
Елена Фокина
Фото: Арина Розанова|ForPost|нейросеть Freepik

"Психиатр уверен: наказания не помогут.".
А психиатр тут причем?
Если пакостник болен, то он должен быть изолирован от здоровых людей. Если здоров, то должен быть за пакости наказан.
еще одна мама …,
Потому что психиатр это специалист широкого психологического профиля, не говоря уже о том, что травля в целом считается антисоциальным поведением.