Радостное событие для краеведов Евпатории: бронзовый бюст великого русского учёного Владимира Даля признан объектом культурного наследия регионального значения и отныне находится под охраной государства. Об этом сообщили в пресс-службе Минкультуры Крыма.
Как связан автор легендарного «Толкового словаря живого великорусского языка», чиновник и военный офицер с Крымом, узнавал ForPost.
Бюст с непростой судьбой
Инициатива взять под государственную охрану бюст Владимира Даля на пересечении улиц Кирова и Шевченко в Евпатории принадлежит местной общественной организации «Штаб архитектора Генриха» и Крымскому региональному отделению Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК).
Монумент появился в городе не случайно: в течение 15 лет в Евпатории работало отделение Восточноукраинского университета имени В.И. Даля (сейчас Луганский госуниверситет имени В.И. Даля — Прим.). Об этом напомнила ForPost начальник КРОО «Штаб архитектора Генриха» Виктория Струнина.
«Когда состоялось воссоединение Крыма с Россией, все филиалы украинских вузов были закрыты. Тогда Луганской народной республики ещё не было, поэтому евпаторийское отделение постигла та же участь: его закрыли, а здание передали Федеральной налоговой службе РФ. Общественность города переживала за судьбу бюста, который стоит перед ФНС, поэтому мы начали добиваться, чтобы он был признан объектом культурного наследия», — рассказала собеседница.
Бюст русского лингвиста чудесным образом появился в Крыму во времена Украины.
«Штаб архитектора Генриха» и Крымский ВООПИиК не только выступили инициаторами этих бюрократических процедур в 2022 году, но и готовили пакет необходимых документов, неоднократно собирались в Симферополе на заседаниях специальной комиссии Минкульта Крыма. Наконец, недавно стало известно о положительном решении чиновников: бюст теперь охраняется государством.
По велению вдохновения
Немалая заслуга в появлении бюста в Евпатории принадлежит его автору — ростовскому скульптору, заслуженному художнику Украинской ССР, лауреату Шолоховской премии Николаю Можаеву. Именно с ним в 2004 году связалась Виктория Струнина с предложением поработать над образом учёного.
«У него в работе был другой проект, но он загорелся нашей идеей: оказалось, давно мечтал об увековечивании образа именно Владимира Ивановича, — поделилась воспоминаниями собеседница ForPost. — По договору бюст должен был быть сделан из меди, но когда Николай Васильевич начал работу, то заявил: “Я отказываюсь от авторского гонорара, но не могу Даля делать из меди”».
В итоге бюст был выполнен из полудрагоценного металла — бронзы.
Читайте по теме: Герои запрещённого в СССР фильма увековечены в бронзе на крымской набережной
Благодаря новому охранному статусу бюст Владимира Даля в Евпатории теперь нельзя снести, вносить какие-либо изменения, огораживать глухим забором или рекламными конструкциями. Соответствующие предупреждения указаны в приказе Министерства культуры республики.
Даль и Крым — где связь?
Достоверных свидетельств визита Владимира Даля в Евпаторию до сих пор нет. Но, по словам Виктории Струниной, есть несколько косвенных подтверждений этой гипотезы.
Так, известно, что отец Владимира Ивановича служил старшим лекарем на Черноморском флоте, который в первой половине XIX века базировался в Николаеве. Медик нередко инспектировал военные госпитали, расположенные в городах Крыма. В эти командировки, по предположению собеседницы, он брал с собой детей. Так что Владимир ещё в юности мог бывать в Евпатории.
Читайте по теме: Чернорабочий, слесарь, сторож: как жил и где работал в Крыму физик Курчатов
Кроме этого, Даль-младший бывал на крымских берегах и позже, когда сам служил на Черноморском флоте после выпуска из кадетского корпуса. Через много лет морские будни на юге России писатель и лингвист отразил в повести «Мичман Поцелуев, или Живучи оглядывайся».
«Корабль, на котором служил Владимир Иванович, курсировал вдоль берегов Крымского полуострова, и не исключено, что заходил в Евпаторию. В своём дневнике он наш город один раз упоминал: может есть и больше упоминаний, но поскольку Даль был полиглотом, то дневник вёл на нескольких языках, поэтому не все записи ещё переведены», — уточнила Струнина.
Тем временем в Симферополе обновили мемориал на месте расстрела местных жителей фашистами. Ремонт коснулся центральной фигуры женщины и горельефа на заднем плане.
Пелагея Попова
Фото предоставлено Викторией Струниной