Новости Севастополя

Стало известно неожиданное о жизни и смерти Александра Казарского

Служба новостей ForPost

Впереди съёмки четырёхсерийного документального фильма о командире брига «Меркурий».

Стало известно неожиданное о жизни и смерти Александра Казарского

Лекцию о жизни и смерти Александра Казарского, легендарного командира брига «Меркурий», прочитал студентам Севастопольского госуниверситета его сотрудник Евгений Абаев. Сообщил докладчик и о том, что ему и режиссёру Вячеславу Варлагину предстоит снять 4-серийный документальный фильм о Казарском — средства на это обеспечил грант, полученный от Президентского фонда культурных инициатив.

«Пылкость и смелый взгляд»

В самом начале предупредим: воспринимать этот материал (точнее, краткий пересказ лекции) лучше всего как повод для дискуссии. В ходе подготовки к съёмкам, по словам докладчика, было найдено много новых документов. В том числе несколько раз упоминался дневник самого Казарского. Как выяснилось, такой документ существует, но цитируется в основном в той части, которая касается подготовки к знаменитому бою. В любом случае каждый читатель имеет право выбрать — в чём с Евгением Абаевым соглашаться, а в чём нет.

С чем спорить точно не стоит, так это с тем, что родился Александр Казарский в селе Дубровно (ныне город в Витебской области, Белоруссия) в семье крайне небогатого отставного губернского секретаря, управляющего имением князя Любомирского. Это факт общеизвестный, а вот год рождения Александра Казарского под вопросом.

В разных источниках он указывается по-разному, и причиной, по мнению Абаева, могло стать стремление многих тогдашних молодых людей пораньше поступить на военную службу. Пока годы рождения Казарского докладчик обозначает словами «между 1797 и 1800 годом», а более точный ответ надеется найти во время поездки в Белоруссию.

Жизненный путь Александра Казарского определился в 1808 году с приездом его крёстного, двоюродного брата отца Василия Семёновича Казарского, к тому времени служившего в обер-интендантстве Черноморского флота. Он и предложил отпустить понравившегося ему юного родственника с ним, дабы определить его в штурманское училище в Николаеве.

Это предложение было принято. И, как писал позднее первый биограф Казарского, а во время службы на «Меркурии» — его подчинённый капитан-лейтенант Иван Сущев, на прощание отец напутствовал сына словами «Честное имя, Саша, — это единственное, что я оставлю тебе в наследство».

Николаевское штурманское училище по тем временам было лучшим на Черноморском флоте — здесь преподавали офицеры, имеющие большой практический опыт, в том числе те, кто воевал вместе с Фёдором Фёдоровичем Ушаковым. Но изучали здесь и гуманитарные науки: историю и языки (греческий, итальянский и турецкий).

Отличники выходили из училища офицерами, Казарский вышел гардемарином. А гардемарины, как подчёркивает Евгений Абаев, выполняли на корабле те же обязанности, что и нижние чины. Кроме этого, гардемарин Казарский ежедневно упражнялся в стрельбе из пушки и стрелкового оружия и в течение полутора часов в день обучался судовождению.

В итоге полученные знания сочетались с ясным пониманием, что такое жизнь матросов и какова жизнь на корабле.

Это обучение Александр Казарский прошёл в кратчайший срок — всего за одно плаванье. Уже в 1814 году он получил чин мичмана и был направлен на службу в Дунайскую гребную флотилию. Но перед этим съездил домой, в Дубровно.

Радости эта поездка не принесла: отец к тому времени умер, мать вернулась на родину, в Малороссию, сестёр и брата разбросало по разным местам, а одна из сестёр и вовсе утонула (по другим версиям, утопилась) в Днепре в 1812 году, когда в Дубровно вошли наполеоновские войска. Зато благодаря этой поездке у нас есть описание внешности Казарского на тот момент.

По просьбе Ивана Сущева (опять-таки, конечно, через несколько лет) своего знаменитого земляка описали жители села. По их воспоминаниям, это был человек «небольшого роста, крепкого телосложения, быстрый и лёгкий во всех движениях». Нельзя было сказать, что он хорош собой, черты лица его не отличались особой правильностью, но выражение глаз было умным и благородным. Абсолютно чуждый светскости, Казарский был тихим и скромным, но «в разговорах о службе и Отечестве», а особенно — о служившем ему кумиром Дмитрии Николаевиче Сенявине, «высказывал пылкость и смелый взгляд».

Перечислять все этапы дальнейшего пути молодого офицера не будем — информацию о том, на каких судах и под чьим началом он служил, можно найти в открытых источниках. Упомянем лишь, что Александр Казарский отличился при осаде Анапы и Варны и получил за участие в первой чин капитан-лейтенанта, а за вторую — золотую саблю. Весьма интересна и история, которая этому предшествовала.

К началу Русско-турецкой войны 1828-1829 годов Казарский командовал транспортным судном «Соперник», которое выполняло каботажные рейсы между Севастополем и Керчью. В начале мая он должен был доставить груз в Севастополь, однако из-за «противного ветра» (по крайней мере, таково было его объяснение) не смог этого сделать и вместо этого прибыл в Анапу, где тогда находилась эскадра под командованием Алексея Грейга. После чего обратился к Грейгу с просьбой перевести его корабль с статус боевого.

В любых других условиях, подчёркивает Абаев, эта попытка вряд ли увенчалась бы успехом. Но свою роль сыграло несколько факторов, на которых останавливаться не будем, в том числе потребность эскадры в определённого рода судах. Грейг инициативу оценил и приказал вооружить «Соперника», превратив его в бомбардирское судно. Так решительный и смелый офицер начал свой путь к славе.

К счастью, непреодолимым препятствием на этом пути не стал скандал, связанный с братом Василия Семёновича Казарского Григорием. Он, как и Александр, был переведён на Дунайскую флотилию, где родственники одновременно служили на протяжении 4 лет. После этого жизнь их развела, а в 1823 году Григорий Семёнович был арестован и сослан на каторгу за так называемый «семейный проступок» — «блудное сожитие» со своей родной сестрой. Сестра же и вовсе была осуждена не только за «прижитие» от родного брата детей, но и за их последующее убийство.

Позже, уже после подвига брига «Меркурий», когда «блестящий Казарский», как отозвался о нём Пушкин, был представлен императору и тот пообещал выполнить любую его просьбу, обласканный светом герой попросил смягчить участь его родственника. В результате тот был освобождён от каторжных работ и направлен в армию простым солдатом, после чего следы его теряются.

При всём негативном отношении к содеянному Григорием Казарским нельзя не признать, что поступок Александра был и благородным, и смелым: ведь попросить он мог о чём угодно, к тому же не напомнив лишний раз императору о скандале.

«Пылкая преданность всему прекрасному»

На бриге «Меркурий» Казарский сначала служил под командованием Аристарха Конотопцева (тот был командиром брига с 1822 по 1826 год), который всегда восхищался молодым коллегой, «называл его удивительным офицером» и отмечал всегдашнюю его «благонамеренность, непоколебимую твёрдость и пылкую преданность всему прекрасному». «Меркурий» на тот момент был кораблём новым: он был заложен в 1819 году и, как считается, был построен из крымского дуба. На самом же деле преобладал дуб польский: его было использовано 750 стволов, а его крымского собрата — 540.

Руководил строительством Иван Яковлевич Осминин, незадолго до этого учившийся новым кораблестроительным веяниям в Англии. При этом Осминин использовал метод Сеппингса, благодаря которому корабль становился более прочным, но и более тяжёлым и тихоходным. От других русских бригов его детище отличалось меньшей осадкой и вёслами, которыми, правда, практически не пользовались.

Вооружение «Меркурия» было достаточно стандартным для такого корабля, а его карронады — достаточно точными и скорострельными. Но больше они подходили для ближнего боя: никто и представить не мог, что бригу придётся сражаться с большим линейным кораблём. Однако успех боя, который позволил имени Казарского сохраниться в веках, объяснялся, видимо, не только вооружением и военным искусством командира и всего экипажа.

В воспоминаниях Сущева есть слова о «верёвках истинной преданности и уважения», которыми были «повязаны» члены экипажа. А чтобы эту преданность заработать, знания морского дела, как пишет биограф и бывший подчинённый Казарского, мало — нужно знать людей и иметь здравый смысл. Кстати, значительную часть экипажа «Меркурия» — 43 человека — в день боя с турецкими кораблями, по словам историка, составляли старшие юнги. Теоретически это могли быть подростки в возрасте от 12 до 17 лет — по достижении этого возраста они становились матросами второй статьи. Но скорее всего юнгам с «Меркурия» было 15-17 лет. Что, конечно, тоже поразительно.

О самом бое написано много, поэтому упомянем лишь о некоторых наиболее интересных моментах. Погоня турок длилась несколько часов, и всё это время, по свидетельству членов экипажа, на «Меркурии» царило полное спокойствие. О многом говорит тот факт, что после окончания боя всем выдали по чарке водки и ужин — то есть пища на корабле, который 8 часов сначала уходил от погони, а затем сражался, была приготовлена, как и в любой другой день.

Вопреки общепринятому мнению, Евгений Абаев утверждает, что сражаться «Меркурию» пришлось с кораблями «Селемие» и «Буруч-у Зафер» (Burc i Zafer, Büruç-u Zafer). Второе название можно перевести как «Созвездие победы». Наши историки всегда пишут о «Селемие» и «Реал-Бее».

Но «Реал-бей», говорит историк, не может быть названием судна — это обозначение его статуса, соответствующего младшему флагману. Настоящее же название было обнаружено в одной из диссертаций, написанных на турецком языке турецким учёным. Хотя, в принципе, в этой стране вспоминать о «Меркурии» не любят. Что и понятно.

Воспоминания о том бое оставили сразу несколько членов экипажа. Штурманский ученик I класса Федор Спиридонов вспоминал: каждый знал, где должен находиться и что делать, всё было готово к бою, важные снасти прихвачены в нескольких местах. Чтобы вернее уйти от преследователей, решено было использовать и вёсла, но они дали очень мало — скорость увеличилась примерно на 2,5 км в час.

Самому Спиридонову было поручено следить за греблей по правому борту. Все были спокойны, Казарский подбадривал команду даже тогда, когда ядра уже начали долетать до брига и палуба покрылась мусором и сбитыми снастями. Одну из трёхфунтовых пушек матросы буквально на плечах перенесли с носа на корму, где она была нужна. Чтобы уменьшить риск попаданий, «Меркурий» постоянно маневрировал, меняя галс. В результате два турецких корабля, стремившиеся взять бриг в клещи, постоянно мешали друг другу.

О некоторых особенностях того боя порталу ForPost рассказал в 2022 году советник Российской академии ракетных и артиллерийских наук, представитель международного общества исследователей Крымской войны в Севастополе Юрий Куликов. Умелое маневрирование буквально спасло корабль, но в конце концов турки поняли, что нужно что-то менять, и начали давать друг другу пространство для манёвра. Однако успеха это уже не принесло: команде «Меркурия» удалось сначала сбить бушприт «Селемие», а затем вывести из боя и второй корабль.

Ещё одно общепринятое мнение — что решение сражаться до последнего и, если не будет другого выхода, взорвать корабль вместе с турками было принято на собрании офицеров. Евгений Абаев описывает эти события иначе. По его словам, Казарский лично обошёл всех и с каждым поговорил. Решение действительно было всеобщим, взорвать же корабль в роковой момент вызвался выдававший боеприпасы 18-летний мичман Дмитрий Притупов.

Кстати, в этом смысле у «Меркурия» были предшественники, которым, в отличие от экипажа брига, пришлось-таки пойти на крайнюю меру. В 1737 году аналогичным образом поступил незаслуженно забытый русский офицер, француз по национальности Пётр (Пьер) Дефремери.

Бот под его командованием был окружён в Азовском море турецким отрядом из 1 корабля, 30 галер и мелких судов. Сознательно посадив его на мель и высадив команду на берег, Дефремери остался на судне в компании двух подчинённых. При приближении неприятеля они выстрелили из всех пушек, рассыпали по палубе порох и, когда турки начали брать бот на абордаж, взорвали и их, и себя.

Ещё один подобный пример подал потомкам Христиан Иванович Остен-Сакен. 20 мая 1788 года он столкнулся возле устья Южного Буга с 11 турецкими гребными судами. Попытка прорыва не удалась, и Остен-Сакен, также отправив 10 членов экипажа на берег в лодке, подпустил неприятеля на минимальное расстояние и взорвал своё судно вместе с четырьмя турецкими галерами. При этом погибло 43 русских матроса.

Но вернёмся к «Меркурию», в истории которого нужно отметить два неприятных обстоятельства. Первое общеизвестно — хоть и говорил, по воспоминаниям его подчинённых, Александр Казарский перед боем, что сдаться неприятелю для русского человека немыслимо, как раз в это время за сражением наблюдал с борта одного из турецких кораблей ранее сдавшийся врагу вместе со своим фрегатом «Рафаил» Семён Стройников. При этом вину свою, подчёркивает Евгений Абаев, Стройников позже пытался переложить на другого офицера, который к тому моменту был уже мёртв и, соответственно, оправдаться не мог.

Второй факт менее известен: по словам историка, экипаж «Селемие» был многонациональным. В том числе на его борту находилось как минимум 60 служивших здесь нижних чинов из числа задунайских казаков, во время боя кричавших команде «Меркурия» «сдавайся, убирай паруса».

Два сына Стройникова — а они тоже были морскими офицерами — за отца, к счастью, не ответили: оба участвовали в обороне Севастополя, оба дослужились до контр-адмиралов, а один из них, Александр, отличился и в Синопском сражении. Сам Семён Стройников, видимо, мог сыграть определённую роль в судьбе «Меркурия»: по воспоминаниям турецких офицеров, он, находясь на палубе, говорил им, что Казарский, которого он хорошо знает, будет сражаться до последнего и в конце концов взорвёт бриг вместе с ними. Повлияло ли это на настроение неприятеля, утверждать не берёмся. Главную роль в любом случае сыграли умения и настрой экипажа русского брига.

Новый путь

Вскоре о подвиге «Меркурия» и его командира узнал весь просвещённый мир. Переменилась и жизнь Казарского: он был назначен флигель-адъютантом его величества, призванным исполнять особые поручения. Сначала последовала поездка в Англию: во-первых, чтобы поприветствовать нового короля Вильгельма IV — по словам Евгения Абаева, возможность увидеть прославленного героя была своего рода подарком королю, который и сам в молодости бороздил моря в качестве мичмана. Но Казарский использовал проведённое в Англии время, чтобы узнать как можно больше о флотских нововведениях — благо, показывали ему все самые современные достижения. Предложений об усовершенствованиях на русском флоте, которые он подал после возвращения, было так много, что рассматривать их, по словам Евгения Абаева, закончили только в 1852 году. Хотя дело тут, предположим, могло быть не только в объёме предложений, но и в медлительности нашей бюрократической машины.

Во время эпидемии холеры, которая к 1831 году добралась до Санкт-Петербурга, Казарскому было поручено руководить карантинным караулом в Петергофе, где находилась императорская семья. Затем, уже в чине капитана 1 ранга, он инспектировал состояние больниц и тюрем в ряде городов и их соответствие выделенным на них финансам. При этом был выявлен ряд нарушений — в городе Петровске Пензенской губернии, например, финансовая отчётность прекратила своё существование за полгода до инспекции.

Побывал герой и в тех местах, где позднее был построен Беломорско-Балтийский канал. Планы построить здесь судоходный канал существовали уже тогда, и Казарский, задачей которого было этот проект оценить, его поддержал: так доставка грузов между Онежским озером и Белым морем становилась значительно дешевле и проще. Тем не менее проект был признан неудачным, а Казарский направлен в Севастополь — наблюдать за строительством нового адмиралтейства.

Указав на допущенные при строительстве ошибки, флигель-адъютант вернулся в Санкт-Петербург, но пробыл там недолго: в феврале 1833 года его направили в Одессу, на этот раз — организовывать 2-й и 3-й десантные отряды Босфорской экспедиции. И с этой задачей, по словам историка, он справился успешно, хотя и не без сложностей. А затем ему предписано было ехать в Николаев, где Александр Казарский и скончался.

В то, что он был отравлен, Евгений Абаев не верит. Предупреждая негодующие комментарии, напомним, что такого же мнения придерживается и Любовь Ульянова, подробно объяснившая свою позицию в опубликованном на ForPost материале «Загадка смерти скрывает от потомков Казарского – человека». Эту статью интересно прочитать уже потому, что она содержит много фактов, касающихся последних лет жизни Александра Казарского. А также объясняет, почему не внушают особого доверия внезапно всплывшие аж в 1886 году воспоминания некоей вдовы Фаренниковой — именно после этой публикации версия об отравлении получила широкое распространение.

Евгений Абаев подробно останавливаться на этом моменте не стал, сказав лишь, что Фаренниковой также не верит. В том числе и потому, что этому противоречат записи в дневнике самого Казарского.

Об этом документе нужно сказать отдельно: о существовании дневника, как рассказал Евгений Абаев ForPost, известно давно, однако в основном он цитируется в той части, которая касается подготовки к бою.

«Но недавно в документах, касающихся босфорской экспедиции (а это большое дело, около 250 страниц), я нашёл сделанные небрежным почерком записи, сделанные, видимо, просто для себя. Это тоже фрагмент дневника, который остался в посмертных бумагах, которые были опечатаны и сохранены. Ими долгое время никто особенно не интересовался, но сейчас они хранятся в Российском государственном архиве Военно-Морского Флота, и нам прислали их фотографию высокого качества», — рассказал историк.

Из этих записей, как стало понятно, можно сделать вывод, что ещё в Одессе Казарский простудился, гуляя по городу после (или во время?) дождя. 30 мая (по старому стилю) он прибыл в Николаев, 2 июня серьёзно заболел — настолько, что 9 июня слёг, а 16 июня скончался.

Всё это, по словам Абаева, плохо согласуется с воспоминаниями Фаренниковой о последних днях жизни легендарного человека. Но мы делать никаких выводов не станем, ибо оснований для этого у нас нет. Всё сказанное, подчеркнём ещё раз, можно воспринимать по-разному — и соглашаться, и яростно оспаривать. Подвиг Казарского и его подчинённых (а имена абсолютно каждого, напомним, благодаря кропотливой работе в архивах нанесены теперь на карту-памятник бригу «Меркурий» на возрождённом Матросском бульваре) всё равно останется в веках — потомству в пример. Хотя лучше бы, конечно, потомкам нашим никогда и ни с кем воевать не пришлось.

Ольга Смирнова

Лица города:
Казарский Александр Иванович

Казарский Александр Иванович

3296
Поделитесь:
Оцените статью:
5
В среднем: 5 (10 голосов)
Обсуждение (11)
Алексей Баскаков
1527
Алексей Баскаков

Совершая великий подвиг, эти совсем молодые люди думали не о славе - о чести, о верности флагу и России. Они до конца верили своему командиру, который шёл в бой вместе с ними.

madagarova
6218
madagarova

"...за сражением наблюдал с борта одного из турецких кораблей ранее сдавшийся врагу вместе со своим фрегатом «Рафаил» Семён Стройников. При этом вину свою, подчёркивает Евгений Абаев, Тройников позже пытался переложить на другого офицера, который к тому моменту был уже мёртв и, соответственно, оправдаться не мог" - ???

strelec
25383
strelec

Можно сделать вывод о негативном отношении Е.Абаева к русскому герою А.Казарскому.Свидетельским показаниям он не верит.Все эпизоды  деятельности А.Казарского подвергает сомнениям и пытается приуменьшить,даже героический бой брига "Меркурий".Поверхностно обозначил лишь штрихи ревизорской деятельности А.Казарского.Да кто он такой,чтобы навязывать свое мнение остальным? Можно ли  так простудиться в мае в южной Одессе,заболеть и слечь 9 июня в Николаеве и с явными признаками отравления умереть через неделю,не будучи отравленным тяжелым ядом?Предыдущий ревизор в Николаеве был также отравлен."Совпадение?Не думаю!" А вот  параллельный эпизод с наследством  в Николаеве-совпадение.Его ограбил полицай и с этим тоже следовало разобраться.

Газета "Слава Севастополя" 16 июня 2017

"Моменты истины Александра Казарского"

«Держава в державе»

…Получив от императора весь спектр генеральных заданий, царский «важняк» № 1 флигель-адъютант Александр Казарский буквально впрягается в ревизорскую работу. С его подачи прошли громкие процессы, изобличающие казнокрадов в Нижнем Новгороде, в Саратовской губернии. Весной 1833 года настал черед и черноморских портов: Казарский выявил в Одессе разветвленный подпольный флотский синдикат, жирующий на вывозе за границу российского хлеба.

…Но вот пробил час, и наступил черед обозначения «момента истины» в главном «гнезде» черноморских финансовых воротил—на складах и в портовых конторах города Николаева. Император, поручая Казарскому ревизию работы всех флотских чиновников, подотчетных командующему ЧФ, давно потерявшему нюх на казнокрадство адмиралу А. Грейгу, по сути, выставил героя «Меркурия» некой ударно-таранной силой в помощь контр-адмиралу М.П. Лазареву, будущему главнокомандующему ЧФ. О чем весной 1833 года, конечно же, пока никто еще не знал.

И вот едва только Казарский отправил в столицу первое свое донесение о сгнившем «заживо» на якорях линкоре «Париж», вся коррумпированная флотская верхушка в городе Николаеве по-змеиному зашевелилась. По первому варианту—попытаться тупо купить честнейшего флигель-адъютанта—последовало полнейшее фиаско. И незамедлительно у флотской «мафии» созрел злодейский план физического уничтожения А.И. Казарского.

У истоков заговора стояли обер-интендант ЧФ контр-адмирал Н. Критский и николаевский полицмейстер П. Автономов.

Что же успел «разглядеть» в Николаеве столичный порученец? А вот что. Уровень боевой подготовки флота оказался на отметке «один метр ниже плинтуса», в отчетах 1830-1831 годов царил полный хаос. С 1830-го по

1833 год ни один корабль ЧФ не выходил в море. Все текущие ремонты (кроме, скажем, замены разбитого иллюминатора) на кораблях были, по сути, откровенно, внаглую запрещены обер-интендантом И. Критским. А учебный процесс сократился до одного месяца в году.

На все же требования о назревшем реформировании, исходящие от начальника штаба ЧФ контр-адмирала М.П. Лазарева, из канцелярии адмирала Грейга поступали отказы. А ведь истина гласит: если кому-то что-то не нужно, значит, кому-то это выгодно.

Между тем, несмотря на факт инспекции, в Николаеве купцы-«миллионщики» и «олигархи» в погонах не прекратили вершить свое черное дело: тухлая солонина и прогорклая мука продолжали поступать на склады по цене первоклассного товара…

…Знал ли Казарский о готовящейся для него смертельной ловушке? Думается, что да, знал. Об этом, вероятнее всего, позаботился его вернейший боевой товарищ, бывший командир 3-й вахты на бриге «Меркурий», флотский штурман Петр Прокофьев. В 1833 году он заведовал Севастопольским телеграфом и имел возможность соединить воедино все конфиденциальные телеграфные сообщения участников заговора с тем, чтобы четко сложить два плюс два…

Напомним: опытный царедворец флигель-адъютант И. Римский-Корсаков под видом болезни уклонился от ревизии тыловых подразделений ЧФ в г. Николаеве. А Казарский, ощутив себя вновь на боевой вахте в виду превосходящего силами противника в лице «олигархов» с адмиральскими регалиями, не поддался ни меркантильному искусу, ни страху, несмотря на предупреждение Прокофьева. И был злодейски отравлен, приняв на обеде от очаровательной молодой дочери капитан-командора Михайлова чашечку кофе.

Его кончина была ужасной, со всеми признаками отравления мышьяком. Причем злодеяние роковым образом свершилось день в день с датой рождения Казарского—16 июня 1833 года. 

…Проверки случившегося шли долго и причем на самом высоком уровне. Однако они ничего не принесли, кроме того, что адмирала Грейга «ушли» в отставку, а хитроумный грек Критский сиганул за границу. На сигнал же в столицу николаевского купца 1-й гильдии В. Коренева о заговоре последовал суровый окрик от императора: «Впредь строго воздерживаться…», после чего через два месяца здоровяк-купец атлетического сложения таинственно скончался…

…Кое-кого из числа «мироедов» с эполетами, конечно, пошерстили. Но как? Так же, как и, увы, через 100, 150 и 180 лет спустя: отправили в отставку со всем награбленным добром, с почестями и добрыми пожеланиями всех благ на виду, как говорится, у почтеннейшей публики…

А налаженный преступный механизм казнокрадства на Черноморском флоте, несмотря на значительные усилия нового главного командира ЧФ и портов Черного моря контр-адмирала Лазарева, продолжал исправно крутиться еще в течение многих лет. Устаревшие инструкции позволяли их легко интерпретировать, ранее оформленные контракты давали «добро» на то, чтобы гнать гнилой товар и сапоги с картонными подошвами на флотские склады…"          

Леонид Сомов

Заместитель редактора ежедневной информационно-политической газеты "Слава Севастополя"

∆∆∆
2300
∆∆∆

В том числе несколько раз упоминался дневник самого Казарского. Как выяснилось, такой документ существует, но цитируется в основном в той части, которая касается подготовки к знаменитому бою.

Если он существует, то неплохо бы показать фотокопии нескольких страниц!

Как пример

 

∆∆∆
2300
∆∆∆

∆∆∆,

madagarova
6218
madagarova

∆∆∆,

Есть в Музее - Дневник А.И.Казарского. Фонды Музея КЧФ, ГУ-676

Serggio
26781
Serggio

Евгений Абаев описывает эти события иначе. По его словам, Казарский лично обошёл всех и с каждым поговорил

На чём основывается Абаев, "описывая события иначе"?

strelec
25383
strelec

∆∆∆,описание в дневнике возможной простуды под майским дождем в Одессе вовсе не исключает дальнейшего отравления в июне в Николаеве.Предсмертные и посмертные симптомы указывают на это.

Nik Nik
1374
Nik Nik

     Кстати, в этом смысле у «Меркурия» были предшественники, которым, в отличие от экипажа брига, пришлось-таки пойти на крайнюю меру. В 1737 году аналогичным образом поступил незаслуженно забытый русский офицер, француз по национальности Пётр (Пьер) Дефремери.

    У брига «Меркурий» были и последователи уже в 20 веке, в новых военно-технических условиях второй мировой войны.

  25 марта 1943 года катер СК-065, морской охотник, выполняя задание по охране транспорта  «Ахиллеон» выдержал многочасовой бой с фашистскими самолётами. Но перед налётом вражеской авиации СК-065 атаковали два вражеских торпедных катера. Командир, Павел Павлович Сивенко, вспоминал: «Только одного я не смог представить заранее – что на нас налетит более 50 самолетов противника. Атаковали они группами, которые налетали и улетали, но всего мы насчитали именно столько врагов в воздухе. На наш катер сбросили свыше ста бомб, большинство из которых разорвались вблизи от катера. Пришлось много маневрировать и стрелять, так что мы еле дождались того момента, пока прилетели наши истребители… В итоге, несмотря ни на что, мы доставили транспорт «Ахиллеон» на плацдарм, после чего, отказавшись от помощи, самостоятельно вернулись в Геленджик. Механики насчитали в обшивке катера свыше 1600 пулевых и осколочных пробоин. Так закончился для нас восьмичасовой бой 25 марта 1943-го года… После появления информации о бое в американской печати наше командование срочно стало узнавать, кто таков Сивенко Павел Павлович, что это за катер СК-065. И тут меня вызвали в штаб флота к контр-адмиралу Ивану Дмитриевичу Елисееву, который сказал мне о том, что американцы решили представить меня к какому-то ордену. И в разговоре выяснилось, что у меня нет наград. Адмирал тут же собственноручно вручил мне орден Боевого Красного Знамени. Затем приказал адъютанту отвести меня в наградной отдел, где нашлись, наконец, и медали «За оборону Одессы» и «За оборону Севастополя». Получить их своевременно просто не успел, ведь меня все время куда-то переводили, и награды получали в основном постоянные командиры катеров, мне же говорили одно: «Ты придешь в новую часть, мы позвоним, и тебя наградят». Естественно, никто никуда не звонил. ..

Американский орден «За выдающуюся службу», который вручается командующим офицерам флота и морской пехоты США за исключительные заслуги при исполнении своих обязанностей. Хочу привести текст сопроводительного документа к ордену от посла США в Советском Союзе Уильяма Стендли: «Посол У. Стендли от имени Президента Соединенных Штатов Америки имеет удовольствие наградить орденом «За выдающуюся службу» старшего лейтенанта ВМФ СССР Павла Павловича Сивенко. Основание: за выдающуюся службу в качестве командира сторожевого катера Черноморского флота. Павел Сивенко – участник героических боев под Одессой, Севастополем и Новороссийском. Под отважным руководством старшего лейтенанта Сивенко проведен беспримерный бой сторожевого катера с большой группой бомбардировщиков противника, отконвоировано более ста кораблей, артиллерийским огнем сбито три самолета и повреждено шесть самолетов за время войны. Отважный и решительный офицер своими заслугами перед страной полностью подтверждает лучшие традиции советского военно-морского флота»».  

Катер СК-065 был первый корабль 4 ранга, получивший звание «гвардейский».

 Севастопольская финалистка конкурса «Проводники смыслов Экскурсоводы Победы» во время своей бесплатной экскурсии «Севастопольцы их не забудут», которую она проводила 10,11,12 , 14 , 16,17 и 18 мая, проходя недалеко от памятника бригу «Меркурий», рассказывала и о подвиге морского охотника СК-065 и его командира.

 

 

Captain Nemo
516
Captain Nemo

Добрая память Героям!

Главное за день

Кого россияне считают главными героями 2025 года

Лидер профсоюза «Учитель» объяснил, почему педагоги оказались на непочётном шестом месте народного рейтинга.
17:19
0
818

Дорогое чудо: во сколько крымчанам обойдётся Дед Мороз

Услуги бородатого волшебника подорожали к концу года.
16:24
2
833

Из небытия вернулись почти полторы тысячи имён защитников Севастополя

Сотрудники «35-й батареи» по крупицам продолжают восстанавливать имена воинов.
16:08
0
897

Как СВО помогла крымскому мальчику с инвалидностью раскрыть талант и найти себя

Юный волонтёр мечтает встретиться с Владимиром Путиным и подарить президенту свою картину.
10:28
1
1096

Чем занимается «Отряд Севастополь»

Формирование, о котором очень мало говорят, выполняет важную миссию.
08:00
5
2482
Туризм

В Севастополе из тени вышли менее полусотни гостевых домов

Остальные с 1 января не смогут оказывать и рекламировать свои услуги.
14:05
6
1466

Успех с неприятным привкусом: в какие регионы едет больше всего туристов

Только один из пяти топовых регионов показал прирост гостей, остальные — в минусе.
11:13
0
561

В Крыму подготовили более полсотни бесплатных экскурсий на новогодние праздники

Краеведческое развлечение предлагают почти все крупные города полуострова.
12:29
0
4317

Прикоснуться к истории: в Крыму набирает обороты археологический туризм

Туристы охотно едут на раскопки памятников старины в Крыму.
18:27
0
2435

Какие туристы чаще всего ездят в Москву и тратят там больше денег?

Миллионы путешественников посещают столицу ежегодно.
11:19
0
690